`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Кухар

SaaS на поверку

+22
голоса

В 2006 г. термин «ПО как сервис» (Software as a Service, SaaS) впервые появляется на страницах нашего издания. На тот момент SaaS уже получила небольшую долю на рынке, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса (основу здесь заложила своими веб-приложениями Salesforce.com). Дальше был только рост… рост количества поставщиков, сервисов, клиентов, сюрпризов, перспектив, проблем, в общем, всего, что присуще активному движению технологии в массы. Сегодня хотелось бы остановится на тех особенностях практического применения, которые присущи бизнес-модели SaaS, но о которых часто умалчивают.

А начнем мы с цифр, для понимания масштаба явления. Они здесь внушительные.

•    Весной прошлого года корпорация Microsoft объявила о том, число коммерческих пользователей ее облачного сервиса Office 365 достигло 120 млн.
•    Где-то в середине того же 2017 г. пионер SaaS Salesforce.com заявил, что его годовой прогноз доходов превысит 10 млрд долл.
•    Показатель от аналитиков: IDC прогнозирует, что в нынешнем году мировые расходы на облачные сервисы и инфраструктуру составят 160 млрд долл., причем на SaaS придется почти две третьих этой суммы.
•    Еще несколько показателей (из отчета State of the SaaS-Powered Workplace компании BetterCloud), которые приближают нас к теме сегодняшнего разговора – в данный момент 38% компаний почти полностью работают только с SaaS. Среднее количество используемых ежедневно веб-приложений – 16. 73% компаний отмечают, что к 2020 г. почти все используемые ими бизнес-приложения (80%+) будут относиться к классу «ПО как сервис».
•    И, наконец, нельзя не упомянуть небезынтересный факт, озвученный главным аналитиком исследовательской компании Constellation Research Рэем Вонгом (Ray Wang): с 2007 г. не была создана ни одна компания, выпускающая локально развертываемое ПО.

Есть все основания полагать, что модель SaaS в корне изменила то, как бизнес применяет программное обеспечение. Так, раньше мы имели дело с корпоративными лицензиями и локальным развертыванием приложений, которым предшествовали переговоры, презентации, демонстрации, подписание долгосрочных контрактов, приобретение ИТ-инфраструктуры, обеспечение ее технической поддержки и пр. Сейчас, благодаря SaaS, одно бизнес-подразделение или даже отдельный пользователь может получить в свое распоряжение приложение корпоративного уровня, располагая только веб-браузером и банковской картой. А если оно не подойдет, его без лишних вопросов сменят на другое. Простота и возможность выбора – вот ключ популярности SaaS. Неудивительно, что покупка нового on-premise-решения сейчас может выглядеть по меньшей мере странно.

Но ничто не совершенно. И, как показывает практика, у ПО, представленного как сервис, тоже есть определенные, что называется, подводные камни. Одни являются следствием простоты эксплуатации данной модели, другие – ее «коробочности». Как бы то ни было, их нельзя сбрасывать со счетов как тем, кто уже использует веб-приложения, так и тем, кто только планирует.

Во-первых, наблюдается плохая обозримость используемых веб-приложений. Большие универсальные SaaS-пакеты вроде Microsoft Office 365 получают свою долю внимания со стороны ИТ-руководителей. Однако если речь идет каком-то небольшом приложении, ему легко исчезнуть с радара корпоративного управления. Пару лет назад в Cisco подсчитали, что в больших компаниях в среднем используется в 15 раз больше облачных сервисов, чем думают (и санкционировали) их CIO. И эта разница вряд ли уменьшается. Как следствие – ухудшается управляемость. Нельзя управлять тем, что не видишь.

Во-вторых, как и на ранних этапах становления модели, есть вопросы, касающиеся безопасности. И они присутствуют на разных уровнях. Прежде всего веб-приложение может не соответствовать принятым в компании требованиям к ИТ-безопасности. Например, с помощью облачных средства совместной работы пользователи легко могут обсуждать коммерческие секреты – небезопасным и не получившим одобрения способом.

В-третьих, SaaS не так дешев как рекламируется. Нулевые капитальные расходы на самом деле не такие уж и нулевые. Да, подчас месячные платежи за использование «ПО как сервис» невысокие, плюс нередко присутствует возможность бесплатного предварительного ознакомления. Однако если нужно что-то большее, а именно дополнительные функциональные возможности, неизбежно происходит удорожание. Если требуется дополнительное обеспечение безопасности, это тоже отдельные деньги. Все это усугубляется тем, что SaaS – часть «теневой» ИТ-инфраструктуры, и никто попросту не знает, сколько реально тратится.

В-четвертых, есть сложности с эффективностью и управляемостью. Компании могут подписываться, скажем, на Office 365, но применяются ли реально все приложения пакета, если да – то как часто? Ответ на эти и подобные вопросы могут дать специальные инструменты мониторинга. Они же, в случае обнаружения неиспользуемых вещей, дадут возможность и отключить их. В противном случае понимания о том, что происходит и как улучшить ROI не будет. Что касается легкости в вопросе включения-отключения, тут тоже не все так гладко. Есть нюансы с автоматическим продлением подписки и пользовательскими авторизациями. Не говоря уже о том, что если в приложении используются большие объемы данных, миграция усложняется.

В-пятых, насущной остается проблема стыковки. А именно – в соединении крупных унаследованных систем с новыми облачными решениями. Ведь имеются десятки тысяч открытых API и сотни тысяч (если не миллионы), частных API, и все эти различные компоненты нуждаются в соединении. Неудивительно, что решающее данную проблему ПО промежуточного уровня начинает высоко цениться. Так, например, корпоративная шина Mule ESB, позволяющая легко интегрировать существующие системы безотносительно технологий, которые использовали приложения, скоро станет частью портфеля Salesforce.com. И обошлась она в немаленькую сумму 6,5 млрд долл.

В-шестых, кастомизация может быть непростой. Если говорить про стандартизированность решений, то она выгодна всем. Разработчику легче развивать и поддерживать стандартные возможности своих продуктов. Да и пользователи, как правило, довольны. По крайней мере до тех пор, пока речь не зайдет о чем-то более сложном и критичном для бизнеса, в таком случае неизбежно возникает вопрос о подгонке. Вопрос этот решаемый. К примеру, для нужд клиентов Salesforce.com существует целая армия консультантов, нередко дорогостоящих и порой с непонятным опытом.

Безусловно, SaaS продолжит набирать популярность как модель распространения ПО. И, как указывалось ранее, останется доминирующей среди облачных сервисов. Однако нельзя сбрасывать со счетов и ее ограничения. Нивелировать их – повысить уровень видимости, безопасности, экономической эффективности, интеграции и производительности – призваны новейшие инструменты управления и провайдеры облачных сервисов, обладающие необходимыми экспертными ресурсами.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT