`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Провал iPhone

+39
голосов

Вообще у меня была заготовлена статья на сегодня, но поскольку в Ведомостях вышла интересная статья по поводу продаж iPhone в России, то мне тут же захотелось написать что я по этому поводу думаю. Вот что пишут сегодня Ведомости по этому поводу:

Обожглись на iPhone
Вымпелком и «Мегафон» признались в отчетах за 2008 г., что с начала 2009 г. не закупили ни одного телефона iPhone. Не покупала их и МТС, говорит близкий к ней менеджер. Осенью 2008 г. «Вымпелком» договорился с Apple продать за два года 1,5 млн iPhone 3G, следует из годового отчета оператора, но в IV квартале 2008 г. он закупил всего 12% от запланированного на тот период, а в I квартале 2009 г. — вообще ничего. «Мегафон» обещал Apple за два года продать 1 млн iPhone 3G, следует из его годового отчета. Но из-за резкого падения спроса сумел продать лишь часть телефонов, купленных в IV квартале, и закупать новые не стал. МТС, обязавшаяся продать 1 млн iPhone за три года, тоже еще не распродала первую партию, говорит близкий к оператору менеджер.
Далее

picture-13

Hate to say I told you so. (В переводе на русский что-то из серии “Терпеть не могу говорить “а я предупреждал!”")

Ну а что вы хотели, могу спросить я? О том, что iPhone в России ничего хорошего не светит, я писал давно и неоднократно, и даже когда предполагаемая цена на устройство была неизвестна (там я хорошо угадал план операторов скрывать информацию до последнего), и тогда, когда появилась информация о тарифах. А потом я еще проводил параллели между провалом iPhone в Индии и ситуацией в России, когда было ощущение, что iPhone провалился, но вслух об этом еще не говорили. И вот заговорили (см. по ссылке статью в Ведомостях).

Но высокая цена на устройство, неудобные тарифы, кризис — это всего лишь одна из сторон этой истории, о которой, наверно, еще долго будут рассказывать как об EPIC FAIL “большой тройки”. Кстати, кризис в октябре бушевал вовсю, неужели ОпСоСы (ОПераторы СОтовой Связи) не видели катастрофического падения спроса, и не могли предсказать того, что обещанные Apple миллионные продажи устройства в России будет практически невозможно выполнить? Понятно, что контракты заключались не в октябре, а раньше, но вряд ли это было намного раньше, чтобы операторы не могли спрогнозировать будущие продажи? Судя по спешке и суматохе во время запуска iPhone, практически все, кроме сертификации устройства, происходило в максимально последний момент, поэтому вряд ли контракты с Apple заключались в “эпоху дорогой нефти”, когда у всех были розовые очки касательно будущих продаж.

А есть еще невероятная лажа с каналом продаж, который оказался неготовым к продажам “умного” телефона, начиная от отсутствия каких-либо “образовательных” материалов в виде брошюр, и заканчивая полной неосведомленностью персонала ритейлеров (кроме, наверно, специализированных “маковских” точек) о возможностях и характеристиках устройства. Понятно, что Джобс считает, что устройство должно продавать само себя, но это чаще происходит при высокой консьюмерной образованности населения (в тех же Штатах у потребителей есть масса каналов для получения информации — так исторически сложилось), в то время как в России капитализм наступил совсем недавно, и потребительская культура населения (которая включает в себя и самообразование о продаваемых продуктах) достаточно низкая.

Но все же я хотел бы вернуться к операторам, которых сейчас многие, наверно, будут считать “жертвами яблочного произвола” — “ах, Apple вынудила подписать их миллионные контракты на продажу, ах, Apple отдала им устройство по высокой цене, и они были вынуждены установить высокую розничную цену”, и тд. Конечно, Apple с ее выкручиванием рук со счетов сбрасывать не стоит, но операторы, кажется мне, сами хороши. Они изначально расчитывали на то, что если “бросить в зубы” покупателям популярное устройство по любой цене с любым тарифом, то все равно “схавают и не пикнут”. Поэтому и расчет был в первую очередь на то, чтобы заработать денег на продаже телефона, а там “дальше посмотрим”. Соответственно, и продвижение телефона ограничивалось только самим телефоном, немножко накрученной предпродажной истерией в интернете (”ах, всем может не хватить!”) и бигбордами в городе. Кажется, еще было немножко телерекламы, но поскольку я телевизор не смотрю, то не могу точно об этом сказать.

Собственно, мое мнение по этому поводу я уже как-то излагал — я считаю, что этого крайне недостаточно. Такое устройство нельзя продвигать стандартными методами — это точно также, как Карлос Гон, руководитель Renault-Nissan, сказал, что Nissan GT-R запрещено рекламировать “обычной рекламой”. И да, “забег” GT-R по Нюрбургрингу с результатом лучше Porsche 911 работает значительно лучше традиционной рекламы. Конечно, iPhone на Нюрбургринг не запустишь, но есть всякие вещи, которые, по моему мнению, операторы могли сделать, чтобы улучшить продажи iPhone. Например, предложить клиентам на основе iPhone какие-то инновационные сервисы, или хотя бы что-то, что выходило бы за рамки простых бигбордов. Поскольку я занимаюсь приложениями под iPhone, то мне кажется, что предложи ОпСоСы клиентам какие-то “внутренние программы” для iPhone, это не только привлекало бы новых клиентов, но и повышало ARPU на тех, у кого уже есть iPhone.

У каждого оператора есть какие-то коммерческие услуги, по продаже рингтонов, картинок, доступу к погоде, гороскопам, новостям и прочим вещам — да даже управление своим счетом или доступ к детализации счетов. Почему бы кому-то из операторов не начать “думать out of the box” и не разработать программу для iPhone, которая смогла бы привлекать новых пользователей необычностью (скорее, непривычностью) услуги и одновременно с этим показывала бы клиентам возможности iPhone. В конце концов, для других платформ они нашли силы разработать подобные приложения (на память приходит RED Box у МТС), так почему iPhone игнорируется? Только потому, что операторы уверены (были уверены), что он сам себя продаст? Ну так, судя по статье в Ведомостях, это не так, так, может, настало время пересмотреть подход и начать что-то делать?

+39
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT