`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Николай Довженко

Преодолевая «информационный феодализм»

+37
голосов

Кому, как не нам, начинать жить по-новому… Сегодня перед каждым думающим гражданином нашей страны должен стоять вопрос: «Что я могу и должен сделать для развития Украины?».

Очевидно, что задачи реформирования системы государственного управления и трансформации экономики, можно грамотно реализовать лишь с использованием ИТ. Как следствие, необходимо снизить административное давление, управлять социально-экономическими процессами в реальном времени, стратегически планировать и эффективно распоряжаться данными.

Будучи обеспокоенными этим и рядом других вопросов, ключевые представители ИТ-рынка Украины создали ассоциацию Digital Ukraine. Одной из важных для нашей страны задач является определение слабых мест и разработка рекомендаций по ИT-трансформации. Миссия решать эту задачу возложена на ассоциацию.

Чтобы реформировать систему, нужны не просто современные технологии, но и их адаптация под реалии страны, а также обязательный открытый диалог на всех уровнях между государством, экспертами и бизнесом.

К сожалению, до настоящего времени общегосударственная «Национальная программа информатизации Украины» и аналогичные программы ставили своей целью «информатизацию» как таковую, не принимая во внимание тот факт, что последняя является не целью, а средством повышения эффективности и достижения новых качеств систем управления. Ситуация усугубляется тем, что закон Украины «О Национальной программе информатизации», принятый в 1998 г., и до сих пор являющийся определяющим документом в этой сфере, игнорирует прогресс, достигнутый за полтора десятилетия, прошедшие с момента его принятия. Как результат, игнорируются современные принципы, методы и подходы информатизации государственного управления и гражданского общества, в том числе мировой опыт и нормативы ЕС.

В итоге ситуация, сложившаяся в сфере информатизации государственного управления в Украине, имеет два основных последствия:

  • Ведомственный «информационный феодализм»
  • Фактическое отсутствие онлайн-систем взаимодействия государства и граждан.

Так называемый «информационный феодализм» выражается в том, что создаваемые годами системы государственных органов практически не взаимодействуют друг с другом, все сводится лишь к обмену бумажными – или, в лучшем случае, электронными документами – такая себе «электронная имитация бумажного документооборота». В результате все преимущества электронного взаимодействия теряются, накопленные одним ведомством массивы информации недоступны другим государственным органам. Более того, во многих случаях такая информационная изоляция приветствуется ведомствами, считающими собранные данные своими активами, доступ к которым является предметом торга – официального или неофициального.

Другим последствием «информационного феодализма» является невозможность электронного взаимодействия между государством и обществом в рамках предоставления «пакетных» государственных услуг, а также критически важного для правового государства гражданского контроля деятельности органов власти.

Первое сейчас невозможно именно из-за отсутствия автоматического обмена данными между госструктурами. А второе в настоящее время неосуществимо по причине организационной закрытости информации и отсутствия интерфейсов доступа к ней.

Фактическое отсутствие онлайн-систем взаимодействия государства и населения является, в значительной степени, последствием «информационного феодализма». Но и там, где они имеют место, их развитие тормозится за счёт того, что разрабатываются они как системы автоматизации бюрократии в интересах бюрократии, а не как средство комфортного взаимодействия граждан и бизнеса с государством.

Электронные системы взаимодействия должны быть комфортными как для самого государства, так и для населения, чтобы стимулировать их использование. Благодаря грамотно построенным онлайн-системам удастся:

  • Устранить условия для массовой коррупции – прямого физического взаимодействия гражданина и чиновника.
  • Снизить административное бремя для граждан и затрат для государственных органов.
  • Обеспечить прозрачность и контролируемость процесса взаимодействия за счет фиксации всех действий и, что немаловажно, бездействия должностных лиц.
  • Оценить работу должностных лиц и органов власти автоматической рейтинговой системой.

Решение описанных выше проблем требует оперативного решения трех задач:

  1. Нормализация системы государственных реестров.
  2. Создание единой общегосударственной системы идентификации физических лиц в автоматизированных системах государства.
  3. Обеспечение автоматического информационного обмена между госорганами на уровне баз данных и реестров.

В свою очередь, решение последней задачи невозможно без решения двух предыдущих.

Таким образом, для создания комфортной системы электронного взаимодействия «гражданин-государство» и «бизнес-государство», необходимо организовать работу ведомственных реестров как единой системы, которая будет способна автоматически и безопасно осуществлять передачу информации между органами. Чтобы исключить повторный ввод данных, уже содержащихся в какой-либо из государственных систем, необходимо создать и утвердить нормативы реестров и обеспечить тем самым достоверность информационного обмена.

На сегодняшний день ассоциация Digital Ukraine направляет все силы на разработку системной архитектуры автоматического межведомственного обмена информацией на уровне баз данных и реестров, включая прозрачное и открытое предоставление пакетных электронных услуг гражданам и бизнесу. Эта архитектура основывается на международных стандартах ЕС.

Как будет дальше развиваться украинская экономика и жизнь в нашей стране – решать нам. Давайте взаимодействовать!

+37
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Apache Cassandra для такого объёма и на будущий задел может быть интересным вариантом. Хотя и KVS интересны. Но да, без содействия госорганов жа будет их тяжело реформировать или обновить. И это грустно

с взаимодействием клиент-госорган точно нужно что-то делать.
Банальный пасспортный стол и пассортистка вручную носятся. А когда есть несоответствия, то приходится бегать туда-сюда.
и это в век информационых технологий.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT