`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Об осторожности в обращении с огнём

+1616
голосов

Злой и плохой Ларри Эллисон в интервью CBS, кажется, наконец сказал то, что у всех было на уме. Я бы не обратил внимания, но всё же приятно, что я то же самое говорил задолго до Эллисона. Такое и кошке приятно. Но, ёрничать, конечно, забавно (а Эллисон ёрничает, в интервью, да), а высматривать очевидное - не столь большого ума дело, как кажется. Важнее, наверное, то, о чём не сказал Ларри Эллисон. Не сомневаюсь, что он просто этого не озвучил. Потому что это давно было очевидным.

Сразу предупреждаю - пожалуйста, не обращайте внимания на стиль. Ёрничанье - не глумление. О грустном лучше писать без печалей. А это всё ужасно грустно. И о причинах грусти я как раз и расскажу, потому что они как раз и очень грустные, такая вот тавтология.

Для начала - это самое интервью:

И транскрипция его фрагмента (очень тонкого и специфического в его форме, очень, это заметно по реакции Чарли Роуза), CH - Charlie Rose из CBS, LE - Larry Ellison (в представлении не нуждается):

CH: So what happens to Apple without Steve?
LE: Well, we already know.
CH: What?
LE: We saw — we conducted the experiment. I mean, it's been done. We saw Apple with Steve Jobs. We saw Apple without Steve Jobs. We saw Apple with Steve Jobs. Now, we're gonna see Apple without Steve Jobs.

Вот это скорбное "it's been done" Эллисона - это уже, кажется, всё. Это эпикриз. Причём подписанный исключительно опытным "профильным врачом". Это не какой-то тихий блогер в своём бложике что-то там написал, увы.

Есть ещё совершенно диковинные глубины, в которых так интересно, что в туда "занырнули" даже в Wall Street Journal. В общем, патовая ситуация в этих глубинах - ни прекратить битву с Samsung для Apple не представляется возможным, ни отказаться от ключевой роли Samsung как поставщика. Это полный пат. И он ставит Samsung в более выгодную позицию. Потому что в потребительском мире всё решают не мнимые "инновации" и "революционности", а мощная производственная машина. И пока в одной компании за завесой секретности что-то "инновационно-революционное" ваяется, о чём только просочились слухи, в другой тоже никто не дремлет, вот он, пример, далеко ходить не надо:

Об осторожности в обращении с огнём

И мне верится, что четвёртого сентября на IFA Samsung аннонсирует эти "умные часы", почему бы нет, да и что такого в них из rocket science, что не могли бы сделать в Samsung в краткие сроки? Разве что дисплей с кривизной... но это вопрос технологий, а вот тут у Samsung громадные преимущества.

Так я о чём хочу сказать, всё-таки. По моему скромному мнению чудовищной ошибкой Apple была ставка на crowd-пропаганду инновационности и революционности. Я прекрасно понимаю, что на ровном месте без полива ничего не растёт, всё надо посадить, окучить, удобрить и поливать. Вот эта расхожая "инновационность и революционность" и была посажена, удобрена и подпитывалась изо всех сил. В итоге самые отсталые слои населения свято уверовали в эти самые "инновационность и революционность", и одновременно даже самые передовые и лояльные слои никогда не могли внятно объяснить в чём же оно заключается конкретно.

На этом фоне в совершенные задворки были загнаны очевидные исторические факты. Например, давняя история конкурирования двух систем - BeOS и NeXT, - за благосклонность Apple. Да-да, такое было. В Apple выбирали. Быший "эппловец" Жан-Луи Гасси основал Be Inc., в которую инвестировал, кстати, Сеймур Крей. И в Be Inc. сделали "с нуля" очень милую и по своим временам (а может и по нынешним) революционную операционную систему BeOS. А второй бывший тогда "эппловец" Стив Джобс основал NeXT, которая создала совершенно другую действительно революционную операционную систему NeXTSTEP. Обе системы были объектно-ориентированными, причём BeOS вообще "насквозь", вплоть до ядра, обе Posix-совместимыми, но не наследующими увечных от рождениях механизмов из Unix-мира, для обеих до сих пор нет реальных работающих аналогов, потому-то  мы и называем сегодня их "революционными" и "инновационными". И потом Apple выбирала из двух своих бывших. И 200 миллионов за Be Inc. Apple показалось много, а 400+ миллионов за NeXT показалось приемлемо, это неинтересно уже, интересно почему никому в мире не подумалось - что же это за компания такая, из которой фактически оказались изгнаны два основателя новых революционных компаний, революционность которых понимается сейчас, из будущего (а революционность всегда понимается из будущего, поди разбери прямо сейчас что оно - революция или просто день десантника с дармовым пивом)? Упс.

Потом реальность была ещё немного подчищена, и все стали тщательно не замечать, что после непринципиальных технологических модификаций NeXSTEP было что? Ну, исторически и простым человеческим языком, без PR-эвфемизмов, - что? Да ничего. Профессиональный коммерческий моддинг и очень качественная инженерия. Последним реальным приступом инновационности оказался коммерческий планшетный компьютер (но его появление, как раз, было неизбежным, величие Джоббса как инноватора здесь проявилось в способности рассмотреть готовность потребительского рынка и поставщиков компонентов к "планшетизации",  а как бизнесмена - в смелости сделать первый рискованный шаг). Это случилось при ещё живом Джоббсе. Теперь моддинг продолжается, рынок получил очередной "революционный" компьютер в форме офисного мусорного ведра из нержавейки. Причём эта "революционность" оказалась настолько нелепой, что её проигнорировали даже самые яростные адепты. Где былые истерики от красивой новой цацки? Где сметающие прилавки толпы? Ти-ши-на.

В общем, произошло то, что должно было произойти, когда большие детки долго и неосторожно играются с PR-огнём. Пожар. А он быстрый. Быстро сгорает и перегорает всё. Перегорело. И вот уже Ларри Эллисон говорит о последствиях в де-факто прошедшем времени.

Так вот.

По моему скромному мнению PR-машина Apple сделала именно то чудовищное, что вообще могла чудовищного сделать. Она подменила в массовом сознании потребителей технологические понятия "инновация" и "революционность" чем-то малопонятным (потому что никто не может внятно это объяснить), но осязаемым (потому что все апеллируют к логике "взял в руки и восторг") и очень прагматичным в смысле сбыта. И, по-моему, на это в Apple денег не жалели.

Подлинные же технологические инноваторы и революционеры таким никогда не занимались. И не занимаются. Без всякого противопоставления - например, одна из самых технологически инновационных компаний, IBM (да, вы не знали? это настоящий монстр в финансировании научных исследований и в "долгоиграющих" проектах). Вы слышали истерики вокруг IBM'овских инноваций? И не услышите. Потому что в пресыщенном технологическом мире инновация - это так много, что порой надо книгу писать, чтобы объяснить неспециалисту в чём же заключается инновация. И эту книгу надо потом неспециалисту прочитать, чтобы понять. 

В общем, грустно всё это. Потому что ужасно, до зевоты, скучно.

И немного о втором игроке, уже де-факто не играющем. Неигривое потому что у него настроение :( Забавная иллюстрация "непредсказуемости" ценностей. Ищущая покупателя себя BlackBerry теперь, похоже, увеличила свою привлекательность благодаря когда-то приобретённой канадской QNX. Потому что QNX - это уже 60% автомобильного инфотаймента, а после нового контракта с Panasonic эта цифра должна существенно увеличиться. Sic transit gloria mundi. О BlacBerry теперь известно разве что её желание продать себя, а маленькая канадская QNX в своей нише спокойно "окучивает" мировой рынок.

Вообще удивительные истории случились и с BeOS, и с QNX. Не рассмотрели в своё время их новые владельцы перспектив. Открыли бы системы своевременно - наверняка бы ландшафты и мобильного IT-мира, и "настольного", очень сильно изменились. До неузнаваемости. Частично открытой QNX ничего не грозило бы в будущем, а теперь к ней привязана гиря BlackBerry (как в своё время гиря Palm была привязана к наследию Be Inc). А BeOS практически совсем канула в Лету (есть какие-то японские отголоски, погоды не делающие) и даже официально "посмертно" не стала открытой системой.

В итоге две замечательные разработки в полной мере так и не сказали то слово, на которое были способны.

Что тоже совсем не весело.

(дальше режим глумления ON, потому что хватит о грустном)

Истину вам говорю - когда настанет "вендекапец" и блистательная Ubuntu победит Windows на десктопах, об Apple будут вспоминать только всякие психи в пикейных жилетах, такие же, которые сегодня вспоминают о Л.И.Брежневе (каком-то политическом деятеле времён расцвета великой Аллы Пугачёвой), потому что Apple станет тем же самым, чем стал Л.И,Брежнев - какой-то компанией времён расцвета великого Стива Джобса, гения, который первым сделал Unix с человеческим лицом.

хи-хи

+1616
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Как всегда: резко, без рюшечек и бантиков, но сразу в корень. Благодаря Зубинскому в своё время (а точнее - после прочтения его статей) я смотрел и BeOS, и QNX. Да, системы интересные, но это тот случай, когда талантливому инженеру необходим предприимчивый предприниматель :) По меньшей мере это касается BeOS, т.к. QNX всё же заняла свою нишу, хотя потенциально была способна на более широкое распространение.

И ещё одно: всё утро не могу избавиться от мысли посмотреть-послушать диалог между Зубинским и Пацаем. В диалоге двух людей с противоположных полюсов Apple-шарика должна появиться если не истина, то уж по крайней мере чёткое понимание, к какому лагерю примкнуть, чтобы быть с победителем ;)

П.С. Внимание, в посте присутствует ирония :)

Ну почему, трэшбин весьма концепт, причем на долгие годы всем концептам концепт. Я так и не понял что там имел в виду самый главный ответственный за мусорное ведро, когда признавался в неспособности своей задницы генерировать инновации, либо это было последнее, что вышло из-под его задницы.

Но на рынке это таки отдельный образец, довольно интересный.

Ставлю на то, что ТМ Apple будут доить до последнего вздоха, потом с помпой и оркестром инновационно затеют объединение с одним из азиатских вендоров.

Да, проблема шо QNX, шо БеОС - никакая поддержка железа.
В Яблоке нашли способ порешать сие обездвиживающее наследие.

Нате, жрите сыматышныыый ноутбучек, с характеристиками выше средних по психбольнице. И облизывайте элементы интерфейса ОС.

Но кризис у всех.
Кризис у МС, когда не взлетела, даже 8.1 как-то не сильно в этом деле помогает. (кстати, все время сижу в режиме рабочего стола, этим троглодитам нужна всего лишь новая и инновационная старт-менюшка для рабочего стола)

Про фрагментацию андроидов тут разве что ленивый не выс***казался в интернетике.

о чём это всё ? продажи маек в Америке упали на 75% после того
как Кларк Гейбл показал голый торс под рубашкой в It Happened One Night, какая нибудь Леди Гога оближет iPhone 9.99 на TV и всё будет в полном шоколаде у Apple ( или как она там будет тогда называться ). Ларри Эллисон сказал it's been done и что ?
Ларри Эллисон - на Луне по отношению к консьюмерскому рынку. Если за замечательные разработки не дают денег - в чем они замечательные ?

Присоединяюсь. Тем более, ведущий его подловил и фактически заставил произнести эту фразу - типичный трюк для получения "жареного" заголовка в новостях.

Могу только примазаться к Андрею, что я тоже об этом везде говорил и, где мог, писал :)

Плюсовал неистово, жаль что можно только один раз.

"...одновременно даже самые передовые и лояльные слои никогда не могли внятно объяснить в чём же оно заключается конкретно."

Весьма странно слышать. Попытаюсь :)

"....Apple не меняет и не будет менять что-то только ради изменений. И хотя кто-то может призывать к таким изменениям, парадокс заключается в том, что если Apple таки что-то серьезно изменит, многие из тех же людей точно также будут ныть и стонать по поводу этих изменений. Apple достаточно разумна, чтобы понимать, что в этом случае большинству людей на самом деле не нужны изменения, они просто думают, что им они нужны, потому что это самый простой способ воспринять ценность: визуальную новизну.

Джони Айв рассказывает, почему iphone 5 сделали именно таким:

" Если вы подумаете о своем iPhone, вероятно, окажется, что это объект, которым вы пользуетесь больше всего в своей жизни. Это продукт, который всегда с вами. Учитывая эти уникальные отношения, которые возникают у людей с их iPhone, мы подходим к вопросам изменений очень серьезно. Мы не просто хотим сделать новый телефон. Мы хотим сделать телефон, который будет гораздо лучше."

" ....Такой опыт, как и сотни других подобных открытий, которые вы делаете, используя продукты Apple, и есть волшебство. Вы получаете огромное удовольствие от осознания того, что вещи работают так, как вы хотите или ожидаете этого, и, что не менее важно, ощущаете заслуженную гордость от того, что вы сами это выяснили. Когда вы используете продукт Apple, вы сталкиваетесь с такими двухсторонними победами все время, и это хорошо приживается. "

Обе статьи были здесь на КО в переводе Алексмака:

http://alexmak.net/blog/2011/08/18/apple-magic/
http://alexmak.net/blog/2012/09/17/the-turn/

Вот и весь секрет - главная революционность и инновационность Apple - это подход к созданию продуктов. Пока создатели продуктов _так_ будут говорить об отношении к пользователям, как Айв о 5-м iphone, пока с их планшетом, смартфоном и ноутбуком смогут управляться и 2-х летний ребенок и 70-летняя женщина, не имевшая опыта работы с компьютерами , пока наконец, эта техника будет просто работать и работать так, как _тебе_ нужно, - эта компания будет оставаться трижды революционной и инновационной, потому что инновации в консьюмерском ИТ - это реализации 3-го закона Артура Кларка. И они должны быть осязаемы и ощущаемы _всеми_, а не избранными механиками и инженерами.
А выпускать очередное ведро с болтами (коробочку с новейшими микросхемами, пусть даже и очень быстрыми, и установленной технологической ОС, пусть и с красивой внутренней архитектурой) - это точно не инновации, это их имитация. Равно как и часы Самсунг будут просто выносным экранчиком с bluetooth для отображения уведомлений, еще одним нишевым аксессуаром, который покупать будут единицы.

"Вот и весь секрет - главная революционность и инновационность Apple - это подход к созданию продуктов."

Революционность первого айфона была в-общем то всего в одном - использование емкостного сенсорного экрана которому не нужен стилус и можно оперировать пальцем. Все остальное уже давно существовало но было просто неудобно, и да, емкостной сенсорный экран в 2007 это было сложно и очень дорого, больше никто этого на телефонах не мог повторить несколько лет. Когда емкостные экраны стали появляться в устройствах за сотню долларов никаких конкурентных преимуществ у айфона не осталось, никаких инноваций реально с моменты выпуска первого айфона нет.

Блискуча ілюстрація думок автора...

В итоге самые отсталые слои населения свято уверовали в эти самые "инновационность и революционность", и одновременно даже самые передовые и лояльные слои никогда не могли внятно объяснить в чём же оно заключается конкретно.

Краще і не скажеш... :)

До речі, Ви будете шоковані, але і діти і пенсіонери, що ніколи раніше не бачили ПК, спокійно звикають до будь-якої ОС з сучасних основних. І до Вікон і до Лінукса. Що перше покажеш, тим і користуються залюбки. Головне, щоб їх теж спочатку встановив і налаштував спеціаліст. Як це є на маках.

Хорошая попытка :) Но получилась только очередная иллюстрация к:

"...одновременно даже самые передовые и лояльные слои никогда не могли внятно объяснить в чём же оно заключается конкретно."

Не получилось опять ничего внятно объяснить, кроме возможности "масштабувати та гортати". Все на уровне чужих ощущений возведенных в ранг непогрешимой религии:

Вы получаете огромное удовольствие от осознания того, что вещи работают так, как вы хотите или ожидаете этого, и, что не менее важно, ощущаете заслуженную гордость от того, что вы сами это выяснили.

Хотение и ожидание уже давно и заранее навязано навязчивой (извините уж за тавтологию) "религией" в сериалах типа "Секс и город", где впервые ябочники пропихнули идею такого типа рекламы "осознания удовольствия" и закрепления прочных ассоциаций "аппл" = "секс". Никакого собственного осознанного "ожидания" и отражения персонального "хотения" нет и в помине. Обыкновенная подмена собственного мнения мнением толпы. А массовые "утечки" через подставных "журналистов" в купе с одариванием звезд, звездочек и просто всех имеющих доступ к СИМ этим "удовольствием" порождает то самое "мнение", "хотение" и "ожидание". Ибо самое действенное влияние на сознание толпы оказывает не потребительские свойства, удобство, и тому подобное, а желание "быть как ..." и обладать тем же самым "как у ...", а потом уже играет эффект толпы - "у соседа есть, значит и мне надо". А потом уже выбросить нечто купленное за сумасшедшие деньги не у каждого рука поднимется.

Единственное достижение яблок - это первенство в хорошо проработанной вирусной рекламе развлекательного "девайса для блондинок".

Так и был создан величайший в мире фейк.

P.S. Просто вспомнилось, довелось мне недавно более месяца поработать в одном крупном американском мобильном операторе. Так вот даже среди менеджмента высокого ранга, яблофонов практически не видел (в основном 2-е и 3-е поколение), макбуков вообще ни разу не заметил ни у кого в офисе, кроме наших московских коллег :) Американцы довольно меркантильные люди и просто так выбрасывать деньги не желают.

прошу прощения за оффтоп,надеюсь Вам понравится (или пригодится)
имхо вот такие вот явления - оправдывают существование и котиков, и вконтактов и интернетов
"Я считаю, что привлечение идей в этот мир - одна из важнейших задач, которой может заниматься человек"
http://www.youtube.com/watch?v=a-OyoVcbwWE
http://habrahabr.ru/post/183394/
вот это для меня воплощение той ноосферы,для которой не могут найти определение:
Команда математиков за полгода написала 600-страничную книгу, используя GitHub
http://habrahabr.ru/post/184716/
(В современной науке устоявшихся представлений о ноосфере так и не появилось. http://www.computerra.ru/72127/noosfera-ratsionalnyiy-prognoz-stsientist...)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT