Об осторожности в обращении с огнём

15 август, 2013 - 16:11Андрей Зубинский

Злой и плохой Ларри Эллисон в интервью CBS, кажется, наконец сказал то, что у всех было на уме. Я бы не обратил внимания, но всё же приятно, что я то же самое говорил задолго до Эллисона. Такое и кошке приятно. Но, ёрничать, конечно, забавно (а Эллисон ёрничает, в интервью, да), а высматривать очевидное - не столь большого ума дело, как кажется. Важнее, наверное, то, о чём не сказал Ларри Эллисон. Не сомневаюсь, что он просто этого не озвучил. Потому что это давно было очевидным.

Сразу предупреждаю - пожалуйста, не обращайте внимания на стиль. Ёрничанье - не глумление. О грустном лучше писать без печалей. А это всё ужасно грустно. И о причинах грусти я как раз и расскажу, потому что они как раз и очень грустные, такая вот тавтология.

Для начала - это самое интервью:

И транскрипция его фрагмента (очень тонкого и специфического в его форме, очень, это заметно по реакции Чарли Роуза), CH - Charlie Rose из CBS, LE - Larry Ellison (в представлении не нуждается):

CH: So what happens to Apple without Steve?
LE: Well, we already know.
CH: What?
LE: We saw — we conducted the experiment. I mean, it's been done. We saw Apple with Steve Jobs. We saw Apple without Steve Jobs. We saw Apple with Steve Jobs. Now, we're gonna see Apple without Steve Jobs.

Вот это скорбное "it's been done" Эллисона - это уже, кажется, всё. Это эпикриз. Причём подписанный исключительно опытным "профильным врачом". Это не какой-то тихий блогер в своём бложике что-то там написал, увы.

Есть ещё совершенно диковинные глубины, в которых так интересно, что в туда "занырнули" даже в Wall Street Journal. В общем, патовая ситуация в этих глубинах - ни прекратить битву с Samsung для Apple не представляется возможным, ни отказаться от ключевой роли Samsung как поставщика. Это полный пат. И он ставит Samsung в более выгодную позицию. Потому что в потребительском мире всё решают не мнимые "инновации" и "революционности", а мощная производственная машина. И пока в одной компании за завесой секретности что-то "инновационно-революционное" ваяется, о чём только просочились слухи, в другой тоже никто не дремлет, вот он, пример, далеко ходить не надо:

Об осторожности в обращении с огнём

И мне верится, что четвёртого сентября на IFA Samsung аннонсирует эти "умные часы", почему бы нет, да и что такого в них из rocket science, что не могли бы сделать в Samsung в краткие сроки? Разве что дисплей с кривизной... но это вопрос технологий, а вот тут у Samsung громадные преимущества.

Так я о чём хочу сказать, всё-таки. По моему скромному мнению чудовищной ошибкой Apple была ставка на crowd-пропаганду инновационности и революционности. Я прекрасно понимаю, что на ровном месте без полива ничего не растёт, всё надо посадить, окучить, удобрить и поливать. Вот эта расхожая "инновационность и революционность" и была посажена, удобрена и подпитывалась изо всех сил. В итоге самые отсталые слои населения свято уверовали в эти самые "инновационность и революционность", и одновременно даже самые передовые и лояльные слои никогда не могли внятно объяснить в чём же оно заключается конкретно.

На этом фоне в совершенные задворки были загнаны очевидные исторические факты. Например, давняя история конкурирования двух систем - BeOS и NeXT, - за благосклонность Apple. Да-да, такое было. В Apple выбирали. Быший "эппловец" Жан-Луи Гасси основал Be Inc., в которую инвестировал, кстати, Сеймур Крей. И в Be Inc. сделали "с нуля" очень милую и по своим временам (а может и по нынешним) революционную операционную систему BeOS. А второй бывший тогда "эппловец" Стив Джобс основал NeXT, которая создала совершенно другую действительно революционную операционную систему NeXTSTEP. Обе системы были объектно-ориентированными, причём BeOS вообще "насквозь", вплоть до ядра, обе Posix-совместимыми, но не наследующими увечных от рождениях механизмов из Unix-мира, для обеих до сих пор нет реальных работающих аналогов, потому-то  мы и называем сегодня их "революционными" и "инновационными". И потом Apple выбирала из двух своих бывших. И 200 миллионов за Be Inc. Apple показалось много, а 400+ миллионов за NeXT показалось приемлемо, это неинтересно уже, интересно почему никому в мире не подумалось - что же это за компания такая, из которой фактически оказались изгнаны два основателя новых революционных компаний, революционность которых понимается сейчас, из будущего (а революционность всегда понимается из будущего, поди разбери прямо сейчас что оно - революция или просто день десантника с дармовым пивом)? Упс.

Потом реальность была ещё немного подчищена, и все стали тщательно не замечать, что после непринципиальных технологических модификаций NeXSTEP было что? Ну, исторически и простым человеческим языком, без PR-эвфемизмов, - что? Да ничего. Профессиональный коммерческий моддинг и очень качественная инженерия. Последним реальным приступом инновационности оказался коммерческий планшетный компьютер (но его появление, как раз, было неизбежным, величие Джоббса как инноватора здесь проявилось в способности рассмотреть готовность потребительского рынка и поставщиков компонентов к "планшетизации",  а как бизнесмена - в смелости сделать первый рискованный шаг). Это случилось при ещё живом Джоббсе. Теперь моддинг продолжается, рынок получил очередной "революционный" компьютер в форме офисного мусорного ведра из нержавейки. Причём эта "революционность" оказалась настолько нелепой, что её проигнорировали даже самые яростные адепты. Где былые истерики от красивой новой цацки? Где сметающие прилавки толпы? Ти-ши-на.

В общем, произошло то, что должно было произойти, когда большие детки долго и неосторожно играются с PR-огнём. Пожар. А он быстрый. Быстро сгорает и перегорает всё. Перегорело. И вот уже Ларри Эллисон говорит о последствиях в де-факто прошедшем времени.

Так вот.

По моему скромному мнению PR-машина Apple сделала именно то чудовищное, что вообще могла чудовищного сделать. Она подменила в массовом сознании потребителей технологические понятия "инновация" и "революционность" чем-то малопонятным (потому что никто не может внятно это объяснить), но осязаемым (потому что все апеллируют к логике "взял в руки и восторг") и очень прагматичным в смысле сбыта. И, по-моему, на это в Apple денег не жалели.

Подлинные же технологические инноваторы и революционеры таким никогда не занимались. И не занимаются. Без всякого противопоставления - например, одна из самых технологически инновационных компаний, IBM (да, вы не знали? это настоящий монстр в финансировании научных исследований и в "долгоиграющих" проектах). Вы слышали истерики вокруг IBM'овских инноваций? И не услышите. Потому что в пресыщенном технологическом мире инновация - это так много, что порой надо книгу писать, чтобы объяснить неспециалисту в чём же заключается инновация. И эту книгу надо потом неспециалисту прочитать, чтобы понять. 

В общем, грустно всё это. Потому что ужасно, до зевоты, скучно.

И немного о втором игроке, уже де-факто не играющем. Неигривое потому что у него настроение :( Забавная иллюстрация "непредсказуемости" ценностей. Ищущая покупателя себя BlackBerry теперь, похоже, увеличила свою привлекательность благодаря когда-то приобретённой канадской QNX. Потому что QNX - это уже 60% автомобильного инфотаймента, а после нового контракта с Panasonic эта цифра должна существенно увеличиться. Sic transit gloria mundi. О BlacBerry теперь известно разве что её желание продать себя, а маленькая канадская QNX в своей нише спокойно "окучивает" мировой рынок.

Вообще удивительные истории случились и с BeOS, и с QNX. Не рассмотрели в своё время их новые владельцы перспектив. Открыли бы системы своевременно - наверняка бы ландшафты и мобильного IT-мира, и "настольного", очень сильно изменились. До неузнаваемости. Частично открытой QNX ничего не грозило бы в будущем, а теперь к ней привязана гиря BlackBerry (как в своё время гиря Palm была привязана к наследию Be Inc). А BeOS практически совсем канула в Лету (есть какие-то японские отголоски, погоды не делающие) и даже официально "посмертно" не стала открытой системой.

В итоге две замечательные разработки в полной мере так и не сказали то слово, на которое были способны.

Что тоже совсем не весело.

(дальше режим глумления ON, потому что хватит о грустном)

Истину вам говорю - когда настанет "вендекапец" и блистательная Ubuntu победит Windows на десктопах, об Apple будут вспоминать только всякие психи в пикейных жилетах, такие же, которые сегодня вспоминают о Л.И.Брежневе (каком-то политическом деятеле времён расцвета великой Аллы Пугачёвой), потому что Apple станет тем же самым, чем стал Л.И,Брежнев - какой-то компанией времён расцвета великого Стива Джобса, гения, который первым сделал Unix с человеческим лицом.

хи-хи