`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Несколько мыслей о мобильном интернете

+77
голосов

Вернее, о мобильном доступе в интернет (не стал уточнять, дабы не портить излишней длиной красивое название). О вещи,которая вроде бы как нужна, но вроде и не очень, вроде как бы каждому, но вроде и далеко не всем. Спорной, в общем, интересной и многогранной.

К размышлениям на эту тему меня подтолкнула запись в блоге коллеги Романа Химича. Он,опираясь на недавно опубликованные компанией "МТС"результаты работы сервиса "МТС Коннект CDMA", рассматривает этот сервис как бизнес-кейс, сравнивает с аналогичными услугами на основе конкурирующих технологий, и делает выводы, порой небесспорные, но в основе своей вполне рациональные.

Я же, по обыкновению, рассмотрю этот сегмент с потребительской точки зрения и потом постараюсь эти две позиции сопоставить, посмотрим, что получится.

Мобильный интернет, безусловно, нужен. Он уже практически сформировался как самостоятельный предмет потребления, оформилась модель использования. Примечательно, но и закономерно, что она сильно отличается от таковой у интернета стационарного. По моему мнению, это уже два принципиально разных продукта, между собой практически не конкурирующих. В модель использования мобильного интернета уже твердо входит доступ к e-mail, броузинг сайтов, instant messaging, потребление "легкого" мультимедийного контента (приколы, заставки, мини-видеоклипы и т.п.), RSS и разного рода простые информационные сервисы, к примеру, прогноз погоды, микроблоггинг. На очереди (это то, к чему уже готовы потребители, но по разным причинам не готовы сервисы или устройства) - активное использование социальных сетей, upload самостоятельно созданного контента (преимущественно фото), подкастинг, прослушивание и покупка музыки, интернет-радио; отметим, что, по большому счету, все эти активности уже практикуются за рубежом, их отсутствие является скорее национальной особенностью мобильного интернета. Наконец, в более отдаленной перспективе - загрузка и просмотр видеоконтента, будь то покупка фильмов или сериалов, video-on-demand, цифровое телевидение, видеокастинг - эта сфера пока представляет собой своего рода "облако", в котором конкретные сервисы еще не кристаллизировались и не дифференцировались друг от друга.

Фактором отличия мобильного интернета от стационарного были, есть и будут ограничения на скорость передачи данных и емкость сети, на порядок более жесткие, чем для проводных сетей на том же этапе развития технологий. Причины сугубо электрофизического характера, распространяться о них можно, но это долго. Посему - ограничения будут, и точка. Из них вытекают такие следствия: мобильное использование контента, генерирующего "на класс" меньший трафик, по сравнению с проводным доступом, более высокая стоимость единицы трафика и ARPU, практическая недоступность безлимитных тарифных планов. Посему в мире проводной и беспроводный интернеты сосуществуют в принципиально разных нишах.

В Украине есть один нетипичный для развитых стран фактор - слабость проводной инфраструктуры и очень острая проблема "последней мили", сложность решения которой экспоненциально растет по мере удаления от центров крупнейших городов. Уже в окраинных районах Киева есть места, и их много, куда провести высокоскоростную проводную линию или нельзя вообще, или очень трудно, или очень дорого. Есть казусы и другого характера, к примеру, букет проблем, связанных с подключением и использованием проводных коммуникаций съемщиками в арендованном жилье. Вот почва для замещения более простым в развертывании мобильным интернетом более сложного в этом плане проводного. Абонент, переплачивая (причем в последнее время сравнительно немного) за терминальное оборудование и ежемесячное обслуживание и уступая в лимите трафика и скорости передачи данных, существенно выигрывает в простоте и длительности процедуры установки, и вдобавок получает бонусы: возможность использовать интернет в любой точке в пределах покрытия, перевозить с собой при переездах. Вот откуда берется такой высокий процент использования мобильного интернета дома, как проявился в статистике МТС - 84%.

Отдельно стоит отметить, что сервисы типа "МТС Коннект CDMA", явно или подсознательно, нацелены именно на удовлетворение такого спроса - от абонентов, испытывающих те или иные проблемы с "последней милей". По крайней мере, аппаратные решения для абонентов лучше всего совместимы именно с такой моделью использования. По правде говоря, для чистой мобильной модели МТС и не годится: терминалы только для ноутбуков (ноутбуки имеют массу ограничений мобильности использования), относительно крупные габариты и неудачные форм-факторы (представьте себе человека, попытавшегося в 10-минутной поездке в маршрутке воспользоваться связкой из ноутбука и висящего на кабеле Mini-USB модема, при том, что извлечение, соединение проводов, загрузка Windows, запуск модемной оболочки и соединение с сетью минут 5 и займут). Наоборот, для сугубо мобильной модели использование абонентского решения у "МТС Коннект CDMA" де-факто и нет.

Существенно по-другому быть не может, учитывая вечную, и по-видимому, непреодолимую проблему всех CDMA-операторов - трудности с поставками CDMA-оборудования в наш регион, выливающиеся в отсутствие привлекательных для потребителя мобильных терминалов класса смартфонов, коммуникаторов и интернет-таблетов.

Коллега делает вывод о неактуальности мобильного интернета вне пределов крупных городов. Оговоримся, что имеется в виду "мобильный интернет" по модели "МТС Коннект". Но позвольте, за пределами крупных городов его и нет! Отсутствует покрытие. Так что здесь неизвестно, с чем мы имеем дело - с причиной или следствием. Можно гипотетически промоделировать ситуацию, если бы в населенном пункте масштаба райцентра была доступна подобная услуга - были бы у нее пользователи? Уверен, что да. Сколько именно, и сколько бы денег они приносили, это другой вопрос.

С пользовательской точки зрения, лучшим средством действительно мобильного интернет-доступа является все-таки сотовая сеть - с полным покрытием большинства территории страны, тарифами, рассчитанными на массовое использование, богатым выбором терминалов всех типов и на любой кошелек, роумингом с сопредельными странами. Какой она должна быть технологически - CDMA или UMTS? Абстрактно, вроде бы CDMA, но вопросы роуминга и выбора терминалов меняют ситуацию в пользу UMTS. С другой стороны, проблемы UMTS в плане стоимости лицензии и плотности покрытия, при сопоставимом качестве с CDMA, тоже хорошо известны. В случае с WiMAX сюда следует добавить проблемы с лицензированием и частотами, ослаблением сигнала в помещении, опять же - практическим отсутствием выбора терминалов, дорогими базовыми станциями (как же, будет инфраструктура с новейшей технологией дешевой, щяс), и - для большинства операторов - громадные, типичные для стартапа такого класса, затраты на маркетинг, связанные с созданием нового бренда. Согласен, если WiMAX-сеть начнет развертывать life:), на рекламе они немного сэкономят, но вряд ли это существенно скажется на общем бюджете проекта. Наконец, LTE - это все вышеперечисленное плюс тот факт, что ни технологии, ни инфраструктурного оборудования, ни терминалов по большому счету, еще нет.

Обобщаем проблему. Все дело в том, что мобильный интернет - это ОЧЕНЬ ДОРОГО в плане развертывания сети, причем по ЛЮБОЙ технологии. Очень дорого по докризисным меркам и недопустимо дорого по нынешним. Между инвестициями, необходимыми для создания сети, хотя бы минимально привлекательной для абонентов, и потенциальным количеством абонентов, а также реальным уровнем доходов с них, лежит такая пропасть, что об окупаемости этих проектов говорить просто нет смысла. До кризиса вопрос решался просто: находились инвестиции (что было сравнительно несложно) и привлекались главным образом под рост капитализации оператора (другими словами, компания изначально создавалась для перепродажи), при этом сроки окупаемости проекта либо закладывались очень большие, до десятилетия, либо же бизнес-план в доходной его части был просто нереалистичен. Судя по всему, грандиозный проект Yota в Москве именно к таким и относится, это один из последних примеров докризисного бизнеса в телекоме. О том, чтобы запускать новые такие проекты в нынешних условиях не может быть и речи. В доходной части минимум на протяжении 2х лет придется оперировать размером абонентской базы в десятки тысяч человек и/или ARPU не более $20 в месяц - это при стоимости "входного билета" в сеть (терминал+подключение) не более $300. При этом, если сеть не будет покрывать минимум 15 крупнейших городов Украины и две основные курортные зоны (ЮБК, Карпаты) с достаточно высокой плотностью, то не будет даже этого.

Каковы же перспективы мобильного доступа в интернет? Их две. Первая, наиболее реалистичная - это консервация нынешнего технологического уровня сетей с эволюционным развитием в двух направлениях: во-первых, снижения стоимости трафика с нынешних абсолютно неприемлемых 3-5 грн за 1 МБ в GPRS/EDGE (а есть еще "ловушка для лохов" в виде WAP-трафика по 10 грн!) до таких значений, при которых за 70-120 грн абонент получает 4-5 ГБ трафика в месяц; а во-вторых, постепенного усовершенствования сетей и терминалов, позволяющего добиться стабильного коннекта с хорошей скоростью, при растущей загрузке сети. Кстати, такая модель повторяет историю развития обычного интернета - вспомните, сначала довольно долго развивались средства модемного доступа через существующую инфраструктуру, наработалась модель использования, а потом появились технологические усовершенствования в виде цифровых, кабельных линий и Home LAN, дающих существенно лучшее качество в рамках сложившейся модели использования (что опять-таки дало толчок к дальнейшему развитию самой модели). Представьте себе, что было бы, если бы году так в 1995-м появилась компания, готовая вложить сразу пару миллиардов долларов в построение национальной сети интернет-доступа по коаксиальному кабелю? Вышла бы на окупаемость году в 2004-2005-м, если дожила бы до этого времени, что очень маловероятно. А ведь именно это сейчас и пытаются сделать компании, готовящие многомиллиардные инвестиции в высокоскоростной мобильный доступ.

Второй вариант, гипотетический, заключается в создании некоей, примерно сопоставимой по потребительским характеристикам с 3G, но ОЧЕНЬ ДЕШЕВОЙ технологии и главное, архитектуры мобильных сетей передачи данных. Недорогие базовые станции, лицензирование и разрешения - предельно простые и дешевые, компактные размеры, простота в настройке. Чтобы с ее помощью в любом райцентре сисадмин местного почтового отделения, профинансированный владельцем тутошней птицефабрики в компании с двумя его кумовьями, того же масштаба воротилами агробизнеса, мог развернуть сеть для этого райцентра и ближайших сел, подключить ее к магистральному каналу и при своих 1-2 тысячах абонентов за пару лет такую систему окупить. Утрирую, конечно, с масштабами, но принцип тот. Смеетесь? А ведь именно так в свое время появились первые "проводные" интернет-провайдеры, с которых, собственно, и начался интернет в нашей стране, да и вообще.

Есть, как говорится, "еще один момент". Это структура дохода крупных GSM-операторов, нынешних владальцев той инфраструктуры, которая играет ту же роль, что "первичная сеть" (грубо говоря, набор из кабельного хозяйства и АТС) в проводном телекоме. Сегодня они получают основной доход с голосовой связи, и он кардинально снижаться не будет (кризисный спад все же не очень масштабен), так что нет прямого стимула форсированно развивать интернет-доступ как альтернативный источник доходов. Наоборот, активное развитие мобильного интернета в работающей сети способно нанести сильнейший удар по качеству сервиса - как самого интернета, так и "голоса", такое не раз уже наблюдали, так что у операторов как раз есть резон "тормозить" самим и "не пущать" виртуальных операторов, которые специлизировались бы на перепродаже их трафика для интернет-доступа.

Так что перспективы мобильного интернета сейчас достаточно туманны. Прогнозирование его развития скорее похоже на интеллектуальную игру. Приглашаю всех желающих поиграть.

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Все верно. Только операторы начали боротся за доходность других сегментов услуг мобильного рынка еще перед кризисом. Но увы, никак не снижением цен.

ОЧЕНЬ ДЕШЕВОЙ технологии и главное, архитектуры мобильных сетей передачи данных. Недорогие базовые станции, лицензирование и разрешения - предельно простые и дешевые, компактные размеры, простота в настройке. Чтобы с ее помощью в любом...
Так и напрашивается дать ссылку на недавнюю статью в КО - Фемтосети: кто быстрее освоит их потенциал?

Читал. Да, похоже, но не совсем то.
Я в первую очередь имел в виду о сотах с радиотехническими характеристиками, примерно соответствующими нынешним GSM-сотам, и технологиях связи на уровне нынешних 2,75G-3G. Чтобы 2-4 таких соты покрывали райцентр, одна - село.
Но ОЧЕНЬ дешевых.
Чтобы сота за год-два "отбивалась" даже с 3-4 абонентов.
В украинских реалиях, по примерным прикидкам, выходим на стоимость такой соты около $400.

Ну вы правы, имелась ввиду аналогия. Фемтосоты, конечно, прежде всего предназначены для разгрузки эфирных каналов в густонаселенных районах. Ананалогия - в доступности, как в ценовом плане, так и в плане лицензирования (ограничения мощности станций).
И вот проблемы лицензирования, на мой взгляд, здесь самые большие. Если во многих странах все просто - маленькая мощность передатчика - значит бытовое устройство для личного пользования (т.е. лицензирование по мощности).
То у нас сложнее. Во первых лицензирование частот. Ну, а для малых мощностей, проверка не мешает ли данное устройство основным правообладателям лицензии на данную частоту с привязкой к конкретному географическому положению.
Впрочем,может что-то поменялось и я не в курсе?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT