`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Mail.ru Group – как обстоят дела на самом деле

+511
голосов

В конце прошлого года Эльдар Муртазин запустил, как ему кажется, остроумное сравнение Mail.ru Group с российским производителем автомобилей АвтоВАЗ, пообещав, ни много ни мало, смерть Mail.ru в ближайшее время. Мне статья Эльдара показалась несколько надуманной и недостаточно аргументированной, и у меня было время обдумать то, о чем пишет Эльдар, поэтому мне показалось уместным ее откомментировать.

Disclaimer: я с недавних пор являюсь сотрудником Mail.ru Games (чуть ниже я расскажу, что это такое и чем это отличается от просто Mail.ru), но при этом мнение, озвученное в моем блоге, является моим собственным, не является официальной позицией компании, и может совпадать или не совпадать с ней. На новой работе я отвечаю за направление мобильных игр, а компания Unreal Mojo, которую я основал вместе со Славой Карпенко и Кириллом Мурзиным, продолжает дальнейшую деятельность без меня.

Начну с простого – расскажу о структуре Mail.Ru Group (или MRG), так как по опыту общения с многими знаю, что не всем знакомо, что это такое. Кстати, в статье Эльдара тоже происходит отождествление почтовой службы Mail.ru со всей компанией, но это не так. Mail.Ru Group возникла в результате слияния нескольких компаний, представляющих собой различные направления в интернете.

В результате у Mail.ru Group сейчас есть несколько основных подразделений:

  • Собственно, сама почта Mail.ru (о ней ниже).
  • Социальные сервисы: сеть Мой Мир и сеть Одноклассники. Кроме этого, Mail.ru Group владеет долей 39,99% в сети Вконтакте, хотя и не контролирует эту социальную сеть. Одноклассники, насколько я знаю, попав под оперативное управление Mail.Ru Group (это стало возможно после выкупа 100% акций) с Ильей Широковым в качестве CEO, отказались от множества глупых требований, за которые сеть называли «жадноклассники» и сейчас по количеству пользователей догоняет ту же Вконтакте, ну а по финансовым показателям на сегодня это самая успешная в России сеть.
  • Поиск и информационные порталы: всевозможные Hi-Tech, Auto, Lady и проч. Насколько я знаю, с поиском в Mail.ru что-то делают, улучшая его – я вижу, как растет количество заходов в мой блог из результатов поиска Mail.Ru, хотя раньше такие заходы вообще отсутствовали.
  • Службы мгновенных сообщений: Mail.ru Агент и ICQ. Можно не любить Агент или ICQ (и я от ICQ отказался какое-то время назад), но ими пользуются миллионы людей, а MRG пытается обелить репутацию ICQ, от которой мало что осталось за время владения последней холдингом AmericaOnLine).
  • Игровое подразделение (в котором я и работаю): большое количество онлайн-игр, как собственных (разработанных студиями, входящими в состав Mail.Ru Games), так и игр других разработчиков «на издании». Сейчас, при моем участии, там будут выходить и мобильные игры для популярных платформ.

Есть еще небольшое инвестиционное подразделение, которое владеет долями в различных компаниях, включая Facebook, Zynga, QIWI, HeadHunter, Groupon, и многих других. Все это досталось Mail.ru Group в процессе трансформации холдинга DST Russia и создания самой Mail.ru Group. Поэтому говорить о том, как живет MRG, ссылаясь в основном только на почтовый сервис, как минимум, недальновидно.

О почте

Честно скажу, почтой Mail.ru я до начала работы в этой компании не пользовался – у меня и адрес Gmail был еще с тех времен, как раздавали доступ по приглашениям, и домен свой давно есть. Сейчас же, пользуясь почтой Mail.ru для корпоративного адреса, я не могу сказать, что визуально веб-версия почты лучше или хуже Gmail или Яндекса. По крайней мере, какого-то отторжения при использовании веб-версии почты Mail.ru я не испытываю, почта как почта.

Но при этом претензия к почте Mail.ru у меня все равно есть, она большая и существенная. Суть ее в том, что для почты Mail.ru использует протокол POP3, который сам по себе неплох, но когда возникает вопрос синхронизации прочтения почты с разных устройств, начинаются проблемы в виде того, что письма, прочитанные на одном устройстве, остаются помеченными как непрочитанные на другом. Когда читаешь почту с компьютера, iPhone и iPad, это вызывает существенный дискомфорт. Эту проблему решает использование протокола IMAP, который есть у Google и того же Яндекса, но у Mail.ru поддержка IMAP, к сожалению, отсутствует. Я не постеснялся поделиться своим мнением по этому поводу с Дмитрием Гришиным, CEO Mail.Ru Group, но не могу точно сказать, что будет происходить с продуктом дальше.

Эльдар пишет о том, что «Сегодня Мейл.ру это почта. Вчера это также была почта. Якорный сервис компании это исключительно почта.» Если речь идет о почтово-портальном сервисе Mail.ru, то он, безусловно, прав. Если же речь идет о «всея Mail.Ru Group», то выше я уже указал, почему это не так. Доход компании делится на часть, которую приносят рекламодатели и часть, которую приносят пользователи. При этом Одноклассники и Игры были способны зарабатывать деньги и раньше, до того как стали частью MRG. А доходы от рекламы получаются, в том числе благодаря аудитории, которая пользуется почтой с доменом mail.ru – было бы глупо этого не делать, любой прибльный интернет-сервис сегодня в той или иной мере получает прибыль именно благодаря своей аудитории – так это работает. Но говорить, что группа капитализирует только почту и не пытается зарабатывать другими проектами, нельзя – для этого достаточно заглянуть в отчет Mail.Ru Group за 2010 год (отчет за 2011 год пока еще не опубликован). На 23 стр. видно, что в сумме доходы от рекламы меньше, чем доходы от пользовательских сервисов (таких как, например, прокачивание персонажей игр или подарки в ОК) – на них Mail.Ru Group заработала в 2010 году ни много ни мало, а 105,6 млн долл.

«застой компании это не застой в головах топ-менеджеров, а просто структура, которая не ориентирована на победу, она построена для выживания и капитализации единственного ценного ресурса – почты.»

Это утверждение полностью не соответствует действительности, поскольку стратегия компании заключается в развитии самых различных проектов, это декларируется ее руководством, это видно в том, что делает компания, это видно в отчетах компании. Очень хотелось бы понять, откуда у Эльдара берутся такие мысли, если все, что я видел и читал о компании, говорит об обратном? Может, имеет смысл больше общаться?

Далее Эльдар прогнозирует смерть e-mail как способа передачи информации, и, как результат – проблемы Mail.ru и других провайдеров почтовых сервисов. Он в обещании смерти электронной почты не одинок, подобные утверждения я наблюдаю уже лет пять, наверно. Да достаточно зайти в интернет и спросить email is dead, чтобы увидеть подобные утверждения от других людей, даже Марк Цукерберг составил Эльдару компанию в этом виде аналитики. Только вот оценки других аналитиков существенно расходятся с мнением Эльдара. 94% взрослых пользователей интернета используют электронную почту, а с ростом количества подключенных к интернету пользователей и количество пользователей почты будет расти. Например, подсчитано, что на сегодня в мире зарегистрировано порядка 2.8 млрд учетных записей электронной почты. Ожидается, что к 2014 году их количество достигнет 3.8 млрд. Да, мы становимся все более мобильными, и используем почту на телефоне, но использование аккаунта Google для работы с Android не ограничивает использование на телефоне и других адресов электронной почты. Твиттеры и прочие мессенджеры-социальные сети не заменят нам в ближайшее время службы электронной почты, а даже если это будет происходить, то другие сервисы Mail.ru Group смогут компенсировать это смещение аудитории. И да, напомнить вам, что требуют при регистрации всевозможные социальные сервисы и прочие сайты? Правильно, адрес электронной почты.

Утверждая, что Mail.ru не интересен молодежи, Эльдар сильно ошибается, и это легко доказывается статистикой. Среди пользователей Mail.ru – около 30% людей в возрасте от 12 до 24 лет, которые пришли сюда осознанно и являются активными пользователями, логинясь днем и ночью. С сентября по ноябрь 2011 года количество аудитории в этой возрастной категории выросло на 7,6% – у того же Яндекса рост этих пользователей за тот же период составил 3,6%. Я не знаю, по каким параметрам Эльдар сравнивал почту Яндекса и Google c почтой от Mail.ru, но я уже упоминал выше, что я не заметил радикальных отличий с точки зрения функциональности и возможностей службы. Говорить «модно» или «не модно» я не люблю, это термин, который сложно измерить и он скорее субъективен. А вот то, что количество уникальных пользователей у сервиса Mail.Ru растет – это цифры, которые публикуются в отчете компании и за которые компания отвечает. Только в течение 2010 года среднее количество уникальных пользователей сервиса в месяц выросло почти на миллион человек. (источник данных – Mail.ru Group)

О Футубра и инновациях

Говоря о Mail.ru и новых проектах компании, Эльдар сам себе противоречит. Вначале он пишет о том, что «Мейл.ру это типичный российский бизнес в наихудшем его проявлении. Отсутствие инициативы, идей, желания работать.» При этом, когда Mail.Ru Group анонсирует по-настоящему новый для компании проект, Эльдар упрекает компанию в копировании уже существующего сервиса Twitter. В самом факте «копирования», по моему мнению, нет ничего плохого, и здесь уместно будет напомнить цитату Пабло Пикассо, которую так любил цитировать Стив Джобс: «хорошие художники заимствуют, великие художники воруют».

Если за основу берется интересная идея (Twitter в данном случае) и улучшается в тех направлениях, где заметны проседания (шаринг фото, видео и другого мультимедиа-контента), то в этом я не вижу крамолы. Существуют же сервисы типа Tumblr, который, по сути, тоже был попыткой создать enhanced Twitter. У Google была попытка запустить Google Buzz, хоть и неудачная. Да и Google Plus все больше и больше похож на Facebook. Вряд ли кто-то критикует Эльдара за его копирование других гаджет-сайтов, которых тоже тысячи. В конце концов, количество потенциальных «революций» в мире технологий ограничено, и эволюционное развитие путем улучшения уже имеющихся идей – вполне нормальный ход вещей. А за ними, глядишь, и что-то революционное подтянется. И если уж говорить о том же сервисе Futubra, то я попробовал его пока закрытую версию и должен сказать, что он выглядит и работает как хороший продукт западного стартапа. Посмотрим, как будет дальше и какие новые продукты будет выпускать Mail.Ru Group.

Взять тот же Google и его продукты. В 2009 году 90% пользователей Google использовали только поиск компании и почтовый сервис, хотя у Google более сотни различных продуктов (сейчас, правда, сюда добавилось 8.5% на Google Documents и 7% на Google Plus). И это при том, что по политике Google ее сотрудники тратят 20% своего рабочего времени на придумывание новых проектов, которые должны были бы разбавить эту концентрацию использования поисковика. Любимый всеми Яндекс – это ли не клон Google, если особо не разбираться в том, что предлагает компания? Большое количество сервисов Яндекса очень похожи на то, что делает Google, но за счет более качественного применения «локальности» и улучшения хороших идей у Яндекса на родных рынках дела идут гораздо лучше, чем у Google.

Но говорить о том, что в Mail.Ru Group нет никакой инициативы, желания двигаться дальше, при этом не зная, как это происходит на самом деле, и что именно меняется внутри – довольно странно. Я, видя компанию изнутри, пусть и не всю, но только часть, не могу согласиться с Эльдаром и его утверждениями и прогнозами, потому что знаю, что это не так. Возможно, если бы Эльдар познакомился поближе с компанией, пообщался с людьми, которые там работают и пытаются создавать что-то новое, он бы изменил свое мнение о компании. Даже если ему не понравится то, что он увидит, то его критика компании, ее действий и продуктов будет гораздо более аргументированная и, уверен, конструктивней, чем тот выброс (или вброс?) эмоций, который мы увидели. А, Эльдар? Давай я познакомлю тебя с Mail.Ru? :)

P.S. При этом я бы не хотел, чтобы у читателей сложилось впечатление, что в Mail.Ru Group все прекрасно и для дальнейшего процветания компании делать ничего не надо. Это не так, проблем даже я, поработав в компании всего пару месяцев, вижу предостаточно, и я более чем уверен, что руководство компании в курсе этих проблем и задач. В первую очередь – это большое количество продуктов, которые никак не интегрированы между собой, или же дублируют частично или полностью функциональность друг друга, а подразделения компании, по сути, конкурируют между собой внутри одной компании. Этому есть простое объяснение – сама Mail.Ru Group возникла, как сборная солянка различных сервисов, и нужно время для их качественной взаимной интеграции. Время, конечно, покажет, но пока что я вижу и желание, и усилия решать эти проблемы в компании, но точно не то, о чем пишет Эльдар.

+511
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

любопытно каким способом майлру собирается "отбелить" аськовый клиент? ..
может решительно выпилит из него навязчивую рекламу? ..
у наших китов веба (майлру и яндеха) вообще проблема с навязчивостью ... пихают свои банеры, панельки и старт-страницы в браузеры .. агенты и сервисы в винду.. свистелки и перделки .. причем подефолту и втихую ..
типичное жлобское адварэ .. как не принесут комп на "починить", так пока все ето говнище не удалишь то браузер не может стартовать без крэша ...
премия рунета тоже показала кто рулит миром .. стыдно товарищи

проблема не в перспективах бизнеса, а в способах ведения етого бизнеса! посмотрите на гугл .. в чем его успех? как постоена его комерциализация ? где shitty баннеры и глючные панельки с агентами ?
както так получается что гугл сначала строит качественный сервис как самоцель а вы, майл и яндех, придумываете как впарить кусочек своего говно-софта и банер к нему ..

извините! накипело

Согласен, эти панели достали и майл.ру агент тоже - как не догляжу за женой так опять что то не то стоит, все таки не зря мс в 9 ие так беспокоится насчет сторонних настроек.
Автор данного блога не представитель майл.ру а коментирует статью майлрушника.

Как работает мэйл.ру
http://exler.ru/blog/item/11166/
Боюсь, что Мутазин на этот раз был прав. :)

ещё одно мнение про Mail.ru Group
http://slon.ru/future/dmitriy_grishin_google_seychas_idet_toy_zhe_dorogo...

Александр, Вы как обычно в своём репертуаре. Только на сей раз не про эппл, а про мейл.ру. Вот скажите - Вы вообще можете не лизать кого-то? Или если уж лизать, то не зализывать до смерти?

И - отдельно - насчёт цитаты из Стива Джобса «хорошие художники заимствуют, великие художники воруют». Не Вы ли несколько месяцев назад аж вопили от восторга, когда немецкий суд запретил продажи планшетов Самсунг - типа, ату наглых воров, нечего воровать дизайн у Эппла.
А мейл.ру, значит, можно. Ну да, ну да. Quod licet Jovi, поп licet bovi.

Если вдруг что - я люблю эппл, и пользуюсь продуктами мейл.ру. Но после Ваших статей хочется перестать.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT