Mail.ru Group – как обстоят дела на самом деле

16 январь, 2012 - 10:57Александр Пацай

В конце прошлого года Эльдар Муртазин запустил, как ему кажется, остроумное сравнение Mail.ru Group с российским производителем автомобилей АвтоВАЗ, пообещав, ни много ни мало, смерть Mail.ru в ближайшее время. Мне статья Эльдара показалась несколько надуманной и недостаточно аргументированной, и у меня было время обдумать то, о чем пишет Эльдар, поэтому мне показалось уместным ее откомментировать.

Disclaimer: я с недавних пор являюсь сотрудником Mail.ru Games (чуть ниже я расскажу, что это такое и чем это отличается от просто Mail.ru), но при этом мнение, озвученное в моем блоге, является моим собственным, не является официальной позицией компании, и может совпадать или не совпадать с ней. На новой работе я отвечаю за направление мобильных игр, а компания Unreal Mojo, которую я основал вместе со Славой Карпенко и Кириллом Мурзиным, продолжает дальнейшую деятельность без меня.

Начну с простого – расскажу о структуре Mail.Ru Group (или MRG), так как по опыту общения с многими знаю, что не всем знакомо, что это такое. Кстати, в статье Эльдара тоже происходит отождествление почтовой службы Mail.ru со всей компанией, но это не так. Mail.Ru Group возникла в результате слияния нескольких компаний, представляющих собой различные направления в интернете.

В результате у Mail.ru Group сейчас есть несколько основных подразделений:

  • Собственно, сама почта Mail.ru (о ней ниже).
  • Социальные сервисы: сеть Мой Мир и сеть Одноклассники. Кроме этого, Mail.ru Group владеет долей 39,99% в сети Вконтакте, хотя и не контролирует эту социальную сеть. Одноклассники, насколько я знаю, попав под оперативное управление Mail.Ru Group (это стало возможно после выкупа 100% акций) с Ильей Широковым в качестве CEO, отказались от множества глупых требований, за которые сеть называли «жадноклассники» и сейчас по количеству пользователей догоняет ту же Вконтакте, ну а по финансовым показателям на сегодня это самая успешная в России сеть.
  • Поиск и информационные порталы: всевозможные Hi-Tech, Auto, Lady и проч. Насколько я знаю, с поиском в Mail.ru что-то делают, улучшая его – я вижу, как растет количество заходов в мой блог из результатов поиска Mail.Ru, хотя раньше такие заходы вообще отсутствовали.
  • Службы мгновенных сообщений: Mail.ru Агент и ICQ. Можно не любить Агент или ICQ (и я от ICQ отказался какое-то время назад), но ими пользуются миллионы людей, а MRG пытается обелить репутацию ICQ, от которой мало что осталось за время владения последней холдингом AmericaOnLine).
  • Игровое подразделение (в котором я и работаю): большое количество онлайн-игр, как собственных (разработанных студиями, входящими в состав Mail.Ru Games), так и игр других разработчиков «на издании». Сейчас, при моем участии, там будут выходить и мобильные игры для популярных платформ.

Есть еще небольшое инвестиционное подразделение, которое владеет долями в различных компаниях, включая Facebook, Zynga, QIWI, HeadHunter, Groupon, и многих других. Все это досталось Mail.ru Group в процессе трансформации холдинга DST Russia и создания самой Mail.ru Group. Поэтому говорить о том, как живет MRG, ссылаясь в основном только на почтовый сервис, как минимум, недальновидно.

О почте

Честно скажу, почтой Mail.ru я до начала работы в этой компании не пользовался – у меня и адрес Gmail был еще с тех времен, как раздавали доступ по приглашениям, и домен свой давно есть. Сейчас же, пользуясь почтой Mail.ru для корпоративного адреса, я не могу сказать, что визуально веб-версия почты лучше или хуже Gmail или Яндекса. По крайней мере, какого-то отторжения при использовании веб-версии почты Mail.ru я не испытываю, почта как почта.

Но при этом претензия к почте Mail.ru у меня все равно есть, она большая и существенная. Суть ее в том, что для почты Mail.ru использует протокол POP3, который сам по себе неплох, но когда возникает вопрос синхронизации прочтения почты с разных устройств, начинаются проблемы в виде того, что письма, прочитанные на одном устройстве, остаются помеченными как непрочитанные на другом. Когда читаешь почту с компьютера, iPhone и iPad, это вызывает существенный дискомфорт. Эту проблему решает использование протокола IMAP, который есть у Google и того же Яндекса, но у Mail.ru поддержка IMAP, к сожалению, отсутствует. Я не постеснялся поделиться своим мнением по этому поводу с Дмитрием Гришиным, CEO Mail.Ru Group, но не могу точно сказать, что будет происходить с продуктом дальше.

Эльдар пишет о том, что «Сегодня Мейл.ру это почта. Вчера это также была почта. Якорный сервис компании это исключительно почта.» Если речь идет о почтово-портальном сервисе Mail.ru, то он, безусловно, прав. Если же речь идет о «всея Mail.Ru Group», то выше я уже указал, почему это не так. Доход компании делится на часть, которую приносят рекламодатели и часть, которую приносят пользователи. При этом Одноклассники и Игры были способны зарабатывать деньги и раньше, до того как стали частью MRG. А доходы от рекламы получаются, в том числе благодаря аудитории, которая пользуется почтой с доменом mail.ru – было бы глупо этого не делать, любой прибльный интернет-сервис сегодня в той или иной мере получает прибыль именно благодаря своей аудитории – так это работает. Но говорить, что группа капитализирует только почту и не пытается зарабатывать другими проектами, нельзя – для этого достаточно заглянуть в отчет Mail.Ru Group за 2010 год (отчет за 2011 год пока еще не опубликован). На 23 стр. видно, что в сумме доходы от рекламы меньше, чем доходы от пользовательских сервисов (таких как, например, прокачивание персонажей игр или подарки в ОК) – на них Mail.Ru Group заработала в 2010 году ни много ни мало, а 105,6 млн долл.

«застой компании это не застой в головах топ-менеджеров, а просто структура, которая не ориентирована на победу, она построена для выживания и капитализации единственного ценного ресурса – почты.»

Это утверждение полностью не соответствует действительности, поскольку стратегия компании заключается в развитии самых различных проектов, это декларируется ее руководством, это видно в том, что делает компания, это видно в отчетах компании. Очень хотелось бы понять, откуда у Эльдара берутся такие мысли, если все, что я видел и читал о компании, говорит об обратном? Может, имеет смысл больше общаться?

Далее Эльдар прогнозирует смерть e-mail как способа передачи информации, и, как результат – проблемы Mail.ru и других провайдеров почтовых сервисов. Он в обещании смерти электронной почты не одинок, подобные утверждения я наблюдаю уже лет пять, наверно. Да достаточно зайти в интернет и спросить email is dead, чтобы увидеть подобные утверждения от других людей, даже Марк Цукерберг составил Эльдару компанию в этом виде аналитики. Только вот оценки других аналитиков существенно расходятся с мнением Эльдара. 94% взрослых пользователей интернета используют электронную почту, а с ростом количества подключенных к интернету пользователей и количество пользователей почты будет расти. Например, подсчитано, что на сегодня в мире зарегистрировано порядка 2.8 млрд учетных записей электронной почты. Ожидается, что к 2014 году их количество достигнет 3.8 млрд. Да, мы становимся все более мобильными, и используем почту на телефоне, но использование аккаунта Google для работы с Android не ограничивает использование на телефоне и других адресов электронной почты. Твиттеры и прочие мессенджеры-социальные сети не заменят нам в ближайшее время службы электронной почты, а даже если это будет происходить, то другие сервисы Mail.ru Group смогут компенсировать это смещение аудитории. И да, напомнить вам, что требуют при регистрации всевозможные социальные сервисы и прочие сайты? Правильно, адрес электронной почты.

Утверждая, что Mail.ru не интересен молодежи, Эльдар сильно ошибается, и это легко доказывается статистикой. Среди пользователей Mail.ru – около 30% людей в возрасте от 12 до 24 лет, которые пришли сюда осознанно и являются активными пользователями, логинясь днем и ночью. С сентября по ноябрь 2011 года количество аудитории в этой возрастной категории выросло на 7,6% – у того же Яндекса рост этих пользователей за тот же период составил 3,6%. Я не знаю, по каким параметрам Эльдар сравнивал почту Яндекса и Google c почтой от Mail.ru, но я уже упоминал выше, что я не заметил радикальных отличий с точки зрения функциональности и возможностей службы. Говорить «модно» или «не модно» я не люблю, это термин, который сложно измерить и он скорее субъективен. А вот то, что количество уникальных пользователей у сервиса Mail.Ru растет – это цифры, которые публикуются в отчете компании и за которые компания отвечает. Только в течение 2010 года среднее количество уникальных пользователей сервиса в месяц выросло почти на миллион человек. (источник данных – Mail.ru Group)

О Футубра и инновациях

Говоря о Mail.ru и новых проектах компании, Эльдар сам себе противоречит. Вначале он пишет о том, что «Мейл.ру это типичный российский бизнес в наихудшем его проявлении. Отсутствие инициативы, идей, желания работать.» При этом, когда Mail.Ru Group анонсирует по-настоящему новый для компании проект, Эльдар упрекает компанию в копировании уже существующего сервиса Twitter. В самом факте «копирования», по моему мнению, нет ничего плохого, и здесь уместно будет напомнить цитату Пабло Пикассо, которую так любил цитировать Стив Джобс: «хорошие художники заимствуют, великие художники воруют».

Если за основу берется интересная идея (Twitter в данном случае) и улучшается в тех направлениях, где заметны проседания (шаринг фото, видео и другого мультимедиа-контента), то в этом я не вижу крамолы. Существуют же сервисы типа Tumblr, который, по сути, тоже был попыткой создать enhanced Twitter. У Google была попытка запустить Google Buzz, хоть и неудачная. Да и Google Plus все больше и больше похож на Facebook. Вряд ли кто-то критикует Эльдара за его копирование других гаджет-сайтов, которых тоже тысячи. В конце концов, количество потенциальных «революций» в мире технологий ограничено, и эволюционное развитие путем улучшения уже имеющихся идей – вполне нормальный ход вещей. А за ними, глядишь, и что-то революционное подтянется. И если уж говорить о том же сервисе Futubra, то я попробовал его пока закрытую версию и должен сказать, что он выглядит и работает как хороший продукт западного стартапа. Посмотрим, как будет дальше и какие новые продукты будет выпускать Mail.Ru Group.

Взять тот же Google и его продукты. В 2009 году 90% пользователей Google использовали только поиск компании и почтовый сервис, хотя у Google более сотни различных продуктов (сейчас, правда, сюда добавилось 8.5% на Google Documents и 7% на Google Plus). И это при том, что по политике Google ее сотрудники тратят 20% своего рабочего времени на придумывание новых проектов, которые должны были бы разбавить эту концентрацию использования поисковика. Любимый всеми Яндекс – это ли не клон Google, если особо не разбираться в том, что предлагает компания? Большое количество сервисов Яндекса очень похожи на то, что делает Google, но за счет более качественного применения «локальности» и улучшения хороших идей у Яндекса на родных рынках дела идут гораздо лучше, чем у Google.

Но говорить о том, что в Mail.Ru Group нет никакой инициативы, желания двигаться дальше, при этом не зная, как это происходит на самом деле, и что именно меняется внутри – довольно странно. Я, видя компанию изнутри, пусть и не всю, но только часть, не могу согласиться с Эльдаром и его утверждениями и прогнозами, потому что знаю, что это не так. Возможно, если бы Эльдар познакомился поближе с компанией, пообщался с людьми, которые там работают и пытаются создавать что-то новое, он бы изменил свое мнение о компании. Даже если ему не понравится то, что он увидит, то его критика компании, ее действий и продуктов будет гораздо более аргументированная и, уверен, конструктивней, чем тот выброс (или вброс?) эмоций, который мы увидели. А, Эльдар? Давай я познакомлю тебя с Mail.Ru? :)

P.S. При этом я бы не хотел, чтобы у читателей сложилось впечатление, что в Mail.Ru Group все прекрасно и для дальнейшего процветания компании делать ничего не надо. Это не так, проблем даже я, поработав в компании всего пару месяцев, вижу предостаточно, и я более чем уверен, что руководство компании в курсе этих проблем и задач. В первую очередь – это большое количество продуктов, которые никак не интегрированы между собой, или же дублируют частично или полностью функциональность друг друга, а подразделения компании, по сути, конкурируют между собой внутри одной компании. Этому есть простое объяснение – сама Mail.Ru Group возникла, как сборная солянка различных сервисов, и нужно время для их качественной взаимной интеграции. Время, конечно, покажет, но пока что я вижу и желание, и усилия решать эти проблемы в компании, но точно не то, о чем пишет Эльдар.