`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Как закалялся iPod

Статья опубликована в №41 (560) от 31 октября

–11
голос

Компании Apple по-прежнему удается поддерживать культовый имидж устройства iPod не только в сегменте персонального аудио, но и во всей индустрии. Во вторник 23 октября этот продукт отпраздновал уже свое пятилетие. А как все начиналось?

Без преувеличения 2000-й год можно назвать революционным в области доступа к музыкальным записям. Тысячи фанатов музыки начали активно передавать файлы через Napster – сеть тогда еще нелегального P2P-обмена, предварительно оцифровав аудио-СD в приобретавший тогда популярность формат MP3. С его помощью большие аудиофайлы уменьшались в несколько раз, что позволяло передавать их по небыстрым в то время каналам Интернета. Особое распространение Napster получила среди студентов американских университетов, где традиционно были сильны позиции компьютеров Macintosh. Но Apple не имела программы для работы с музыкальными коллекциями, и это положение дел решили изменить.

Параллельно компания, во главе которой уже стоял вернувшийся Стив Джобс, изучала возможность проникновения в сферу потребительской электроники за счет выпуска какого-нибудь нового устройства. В качестве вариантов рассматривались цифровые фотоаппараты или видеокамеры, но эта идея не находила большой поддержки. Буквально за несколько лет до этого Apple была вынуждена свернуть производство цифровой камеры QuickTake, которая не выдержала растущей конкуренции с продуктами других компаний.

Как закалялся iPod
Эволюция iPod: первые пять лет – только начало пути

В этот же период рынок портативных музыкальных проигрывателей находился еще в зачаточном состоянии. Те несколько компактных устройств этой категории, которые уже продавались, функционировали на основе флэш-памяти, как правило, объемом в 64 МВ (в силу дороговизны последней), куда помещалось не более десятка песен – незначительный выигрыш по сравнению с традиционным CD-проигрывателем. Другая крайность на рынке в то время – плеер Nomad Jukebox от Creative, созданный на основе 2,5˝ HDD объемом 6 GB. Но при этом сам по себе аппарат был достаточно массивным, имел сложный пользовательский интерфейс, и недолго работал от аккумулятора. Одним словом, ниша пустовала, и Apple увидела возможность ее заполнить, но для этого следовало создать нечто уникальное.

Требовалось разработать программу для проигрывания файлов на компьютере. Можно было, конечно, написать и самим, но поскольку компании пришлось «догонять паровоз музыкальной революции», из соображений экономии времени решили использовать чей-то опыт. На этот момент под Macintosh существовало несколько таких программ – Audion, SoundJam, MacAmp. Как свидетельствует история, Apple попробовала пообщаться с создателями Audion, но те уже были заняты переговорами о продаже своей разработки AOL. В итоге необходимое приобрели у небольшой компании Casady & Green, производившей различное ПО для Mac OS. Таким образом, Apple получила проигрыватель файлов SoundJam MP, а вместе с ним и трех специалистов, ответственных за эту программу, которые совместно с инженерами Apple и начали работу над тем, что впоследствии получило название iTunes.

Как закалялся iPod
Так выглядел первый iPod

Тем временем руководство компании устраивало мозговые штур-мы на тему создания цифрового плеера, который позволил бы не просто устранить все недостатки уже выпускавшихся устройств, но и представлял бы собой нечто революционное в этом сегменте.

Примерно в то же время представители Toshiba, которая поставляла жесткие диски для ноутбуков Apple, продемонстрировали одному из ее вице-президентов новую разработку – жесткий диск размером 1,8". Поговаривают, что тогда и сама Toshiba не слишком хорошо представляла, для чего сможет применить такой HDD, поэтому навскидку предложила Apple использовать его для ультрапортативного ноутбука. К счастью, тот самый вице-президент по аппаратным разработкам в Apple, Джон Рубинштейн (Jon Rubinstein), также участвовал в группе по созданию нового устройства. Он сразу понял, для чего идеально подходит диск Toshiba и что он может дать при производстве настоящего портативного плеера.

Кроме того, Apple могла безболезненно решить еще одну проблему тогдашних музыкальных проигрывателей – быстрый перенос файлов на них с компьютера. В то время как Intel с партнерами продвигала USB 1.1 со скоростью передачи данных 12 Mbps, Apple владела патентом на интерфейс FireWire (он же IEEE1394), который мог работать с пропускной способностью 400 Mbps. Таким образом, процесс загрузки музыки в плеер занял бы вместо нескольких часов всего лишь пару минут. Помимо этого, разъем FireWire также можно было использовать и для зарядки батареи.

Тут стоит отметить, что, по иронии судьбы, в пятом поколении iPod Apple отказалась от FireWire в пользу USB 2.0 – говорят, причин тому несколько. Например, возникшая к тому времени тесная дружба между Apple и Intel, а также то, что чип FireWire по размерам значительно больше контроллера USB 2.0, что было важно при работе по уменьшению устройства.

Для создания iPod Apple пригласила специалиста Тони Фейделла (Anthony Fadell), который до этого трудился в Philips, а еще раньше в General Magic занимался портативными устройствами. Поскольку делалось все, чтобы запустить продукт в продажу как можно быстрее, Apple пыталась использовать максимальное число стандартных компонентов – диск Toshiba, батарею Sony, чипы TI. Основной процессор, обрабатывающий звук, приобрели у начинающей тогда компании PortalPlayer, которая как раз разрабатывала подобные контроллеры, правда, для больших стационарных проигрывателей.

Кроме того, Apple активно использовала и собственные наработки – блок питания, экран (для экономии времени, сил и денег).

Одной из главных проблем при создании плеера оказалась продолжительность работы устройства от аккумулятора. Если жесткий диск в момент проигрывания вращался без остановки, то батареи надолго не хватало. Команда обошла эту сложность, загрузив несколько песен в подобие «оперативной памяти», после чего диск останавливался. Ко времени, когда все треки из памяти были проиграны, диск стартовал и опять загружал уже новые песни в память устройства. На тот момент подобный подход использовался для непрерывного проигрывания в CD-плеерах. Применение такого буфера памяти в 32 МВ у iPod первого поколения позволяло получить до 10 ч воспроизведения музыки вместо двух или трех часов у других моделей.

А в это время специалисты Apple под управлением Джонатана Айва (Jonathan Ive) денно и нощно трудились над дизайном нового продукта. Благодаря тесному сотрудничеству с производителями и инженерами, и учитывая пожелания будущих пользователей и, конечно же, рекомендации Джобса, потихоньку начал формироваться внешний вид проигрывателя. Макеты конструировали с помощью больших пластиковых заготовок размером с коробку от обуви.

Как закалялся iPod
Современное семейство музыкальных плееров от Apple

В качестве операционной системы для плеера был взят продукт компании Pixo, которая разрабатывала ОС для мобильных телефонов. Apple применила ее как низкоуровневую систему, поверх которой Тим Васко (Tim Wasko), дизайнер «по взаимодействию пользователя с компьютером», создал интерфейс для работы с музыкальной коллекцией.

Для навигации было решено применить вращающееся колесо – по мнению Apple, это был лучший инструмент ввода для будущего плеера.

Для управления музыкальными коллекциями на самом устройстве было решено использовать программу iTunes – обновленный, упрощенный SoundJam. Джобс настоял на том, чтобы iTunes максимально автоматизировал работу с композициями на iPod, вплоть до синхронизации песен между компьютером и проигрывателем. Таким образом, жизнь большинства владельцев будущего устройства значительно облегчалась – работа по загрузке коллекций заключалась просто в подключении устройства к ПК.

Итак, практически все компоненты для создания успешного продукта были готовы, дело оставалось за малым – придумать ему хорошее имя. Очевидно, времени на это уже не оставалось. 24 июля 2000 г. Apple подала заявку на регистрацию названия iPod как для «устройства публичного интернет-киоска, содержащего компьютерное оборудование». Но такой прибор так и не увидел свет, зато зарегистрированный бренд пригодился. Само слово «pod» в переводе с английского означает «кожура, защитная оболочка», что намного больше подходит для интернет-киоска, чем для музыкального проигрывателя. Но с другой стороны, когда имя продукта напрямую не связано с его функциональностью, это позволяет в будущем изменять его без особого риска для дальнейшего использования названия, что, похоже, именно сейчас с iPod и происходит.

23 октября 2001 г. Стив Джобс представил готовый iPod журналистам и сотрудникам компании. А уже в ноябре начались продажи устройства, и вариант с емкостью 10 GB стоил $499. С того момента Apple успела реализовать более 67 млн iPod разных моделей и модификаций.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

–11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT