`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Как выжить рознице в регионах?

Статья опубликована в №11 (677) от 31 марта

+11
голос

На стороне крупных розничных сетей развитая логистика, хороший ассортимент и цены. В то же время малые игроки этого рынка отличаются большей гибкостью и меньшими накладными расходами. Какие из факторов окажутся решающими в борьбе за рыночную долю в регионах, размышляют представители обеих категорий.

Александр Макурин

коммерческий директор сети магазинов «Комп'ютерний Всесвiт»

Как выжить рознице в регионах?

Спад продаж наблюдается во всех регионах нашего присутствия, но в большей мере заметен в промышленных городах, где проблемы крупных предприятий сильно влияют на покупательную способность населения.

В сложившихся условиях под угрозой оказалось существование как одиночных мелких магазинов, так и крупных сетей – всех, у кого затраты стали превышать доход. Выжить смогут те, кто добьется оптимизации затратной части.

Главной тенденцией стало смещение потребительского спроса в сторону бюджетных моделей, преимущественно для домашних нужд. Доля эконом-сегмента выросла до 45% (с 30% в 2008 г.). Стабильным спросом пользуются расходные материалы и компьютерные аксессуары.

Мы по-прежнему будем поддерживать широкий ассортимент продукции, но основной упор сделаем на бюджетные решения. Также планируем развивать сервисное направление и работу по индивидуальными заказам.

Анатолий Балюк

председатель правления ЗАО «Диавест»

Как выжить рознице в регионах?

Рецессия в экономике существенно отразилась на розничных продажах во всех регионах. Однако признаки этого влияния стали появляться не одновременно. Вначале с ними столкнулись восточные регионы – вследствие массовых задержек зарплат металлургам и шахтерам, потом Киев и т. д.

В сложившейся ситуации хорошие шансы закрепиться на рынке розничной торговли получают малые компании. Низкие накладные расходы, отсутствие кредитной нагрузки, ограниченный ассортимент, возможность оперативно реагировать на изменения, а также закрытие крупными операторами своих филиалов на местах – все это дает им неплохие конкурентные преимущества.

Потребность в ИТ-продуктах хоть и снизилась, но остается довольно стабильной. По понятной причине наибольшим спросом сейчас пользуются бюджетные решения. Между тем дистрибьюторы в силу разных обстоятельств не всегда готовы предоставить достаточное количество таких продуктов, в связи с чем порой наблюдается их дефицит.

Безусловно, это отразилось и на ассортименте магазинов нашей сети. В частности, мы расширили модельный ряд компьютеров DiaWest. Основные продажи сегодня приходятся на ПК стоимостью $400–500, тогда как до кризиса самыми востребованными были десктопы в диапазоне $700–900. Отмечу, что услугу сборки ПК под заказ мы с успехом практикуем уже более 15 лет.

Антон Красников

коммерческий директор группы розничных компаний Unitrade Group

Как выжить рознице в регионах?

Экспансия розничных сетей в регионы заметно ослабела. В условиях кризиса стратегия простого расширения нерезультативна. Чтобы выжить, как крупные, так и мелкие компании должны оптимизировать ассортимент и повысить операционную эффективность ради сокращения расходов.

Полагаю, в ближайшие три–пять месяцев ситуация на рынке розничной торговли изменится коренным образом, и основной тенденцией тут будет именно консолидация. Как правило, мелкие игроки гибче, но в то же время у них меньше запас прочности.

Период кризиса – хорошее время для упрочения позиций интернет-магазинов. За счет низких операционных затрат они могут работать с минимальной наценкой, соответственно предлагать покупателю более привлекательные цены, что сейчас важно как никогда.

Смещение потребительских интересов в сторону бюджетных предложений наблюдается по всем товарным группам. Более остальных пострадали продажи сравнительно дорогих ноутбуков, видеокамер, плазменных и ЖК-телевизоров – их сбыт упал по отношению к 2008 г. на 40–60%.

В связи с этим меняется и ассортимент наших магазинов. Сегодня мы предлагаем покупателям альтернативу привычным для них брендам. Так, появляются новые марки и товарные группы, производители которых готовы предоставлять лучшие условия. На полках остается только продукция с высокой оборачиваемостью, продажи и маржинальность которой в том числе покрывают возникающие курсовые колебания.

Артур Румянцев

руководитель розничной сети компании «Техника для бизнеса»

Как выжить рознице в регионах?

В связи с падением покупательной способности населения и отсутствием потребительских кредитов спрос в целом уменьшился в два-три раза. Около 80% оборота составляют бюджетные модели и аксессуары. Наиболее ощутимо снизились продажи ноутбуков и ПК, чего нельзя сказать о периферии и расходных материалах. В нашей сети наибольший спад наблюдается в центральном регионе.

Практически все торговые сети вынуждены сейчас с целью сокращения расходов закрывать нерентабельные магазины. Очевидно, что небольшим компаниям переживать кризис проще, поскольку они более гибкие и могут работать при минимальной марже.

Для повышения эффективности мы стремимся оптимизировать арендные ставки и персонал. В частности, изменена схема мотивации – сейчас бонусы от индивидуальных продаж составляют большую часть зарплаты, а ставка – меньшую.

Пять месяцев назад мы запустили собственный интернет-магазин. Динамика продаж по нему очень хорошая, особенно в последние месяцы. Полагаю, свою роль в этом играют не только привлекательные цены, но и большее удобство пользования такой торговой площадкой.

Иван Лактионов

заместитель директора АО «Техника»

Как выжить рознице в регионах?

Основная часть наших магазинов находится в Донецкой области и несколько – в Луганской. На рынок региона сильно влияет состояние дел в тяжелой промышленности, поэтому резкий спад продаж был особенно заметен в городах с высокой зависимостью благосостояния людей от нескольких больших предприятий.

В отношении крупных розничных сетей сложилась весьма интересная ситуация. С одной стороны, открыв довольно много салонов по всей Украине, имея возможность предложить более широкий ассортимент и «летние» цены, они представляют серьезную угрозу локальным компаниям. В определенный период их условия были выгодны даже для небольших реселлеров. С другой – вследствие таких распродаж они несут существенные убытки, в то время как небольшие фирмы попросту заняли выжидательную позицию. Думаю, в такой ситуации региональные компании и интернет-магазины смогут укрепить свое влияние.

Наибольшей популярностью сейчас пользуется недорогая техника. Однако какой-либо ее нехватки мы не ощутили и не ожидаем. Несколько сократился наш ассортимент, за исключением ходовых товарных групп. Что касается компьютеров, собранных под заказ, они всегда были востребованы, потому мы планируем и в дальнейшем уделять этому направлению должное внимание.

Виктор Терно

директор розничной сети «МКС»

Как выжить рознице в регионах?

Более устойчивы к кризису оказались те регионы Украины, в которых нет градообразующих промышленных предприятий. К ним можно отнести аграрные, оздоровительные, транзитные и торгующие территории. Отличительной же особенностью индустриальных центров всегда был «кредитный» спрос, сократившийся в разы.

На мой взгляд, в наиболее выигрышном положении сейчас розничные сети, включающие около 50 торговых точек оптимального формата. Такое число салонов позволяет сохранить гибкость и управляемость, экономить на закупках и логистике. В то же время разумная площадь магазина и сбалансированный ассортимент обеспечивают необходимый уровень маржи и оборачиваемости товарных запасов. Мелкие сети, как правило, не имеют подобных преимуществ.

Несмотря на спад в экономике, некоторые товарные группы у нас продаются на уровне прошлого года. К ассортименту мы подходим избирательно и гибко, отчасти поэтому пока нам удается избегать острого дефицита. При формировании витрины мы ориентируемся на достижимый уровень наценки и ускоренную оборачиваемость. В связи с этим ограничиваем складские запасы, следим за спросом и планируем быстрые поставки наиболее актуальных моделей под заказ.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT