`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

iPod как центр экосистемы новой индустрии

0 
 

На днях Apple объявила о продаже миллиардной музыкальной записи со своего сайта iTunes Music Store. Практически все они загружены для прослушивания владельцами разнообразных вариантов iPod, будь то Shuffle, nano или «взрослый» плеер с поддержкой воспроизведения видео... Уже реализованы десятки миллионов этих устройств, и они не просто определяют в прямом смысле слова моду в данном сегменте, но и сформировали целую индустрию, которая занята выпуском всевозможных аксессуаров.

Когда компания Apple в 2001 г. впервые представила миру свое видение того, каким, с ее точки зрения, должен быть «идеальный» МР3-проигрыватель, мало кто из наблюдателей серьезно воспринял это. Во-первых, плееры на основе жесткого диска существовали и раньше, но они были больших размеров, подключались к компьютеру по медленному интерфейсу USB 1.1 и не получили широкого распространения. Во-вторых, iPod, выпущенный Apple, был совместим только с Mac OS, и чтобы заставить его работать под Windows, пользователям приходилось прибегать к разнообразным ухищрениям, что сразу же сужало круг потенциальных потребителей. И тем не менее уже к концу 2001 г. Apple смогла продать 125 тыс. таких устройств, которые благодаря удобному и одновременно простому дизайну и не в последнюю очередь качественному звуку завоевали всеобщее признание.

Изначально Apple предполагала посредством iPod переманить пользователей Windows на свою платформу: «Хотите iPod – купите Macintosh». Когда темпы такого «перехода» оказались неудовлетворительными, Apple выпустила iPod и iTunes (проигрыватель аудиофайлов и в то же время приложение для работы с плеером на компьютере) для Windows. С тех пор объемы продаж iPod стали увеличиваться просто экспоненциально: в 2002 г. компания реализовала более 700 тыс. аппаратов, год спустя – 1,5 млн, в 2004 г. – 8 млн, а к 2006 г. в мире насчитывалось уже свыше 40 млн iPod разных поколений и моделей. Данному проигрывателю принадлежит более 80% рынка плееров на основе жесткого диска и свыше 40% – на базе флэш-памяти. То, что потеснить Apple в первом из названных выше сегментов весьма непросто, убедилась на собственном опыте компания № 1 на рынке ПК. Dell, которой прочили роль «убийцы iPod», когда она выпустила свою линейку плееров, спустя чуть более года была вынуждена свернуть их производство – продажи не оправдали ожиданий.

iPod как центр экосистемы новой индустрии
С помощью этой приставки для чтения флэш-карт 5-в-1 iPod превращается в портативное хранилище данных

iPod с 2001 г. прошел путь от 5-гигабайтовой модели с интерфейсом FireWire и черно-белым экраном до устройства с диском на 60 GB, цветным дисплеем 2,5" и работой по интерфейсу USB 2.0. Кроме этого, у детища Apple за время его эволюции появилось несколько «ответвлений» в виде iPod mini – небольшого плеера на основе 1-дюймового жесткого диска объемом от 4 до 6 GB, который потом был преобразован в iPod nano – ультратонкий аппарат с цветным экраном на базе флэш-памяти 2–4 GB. Также Apple выпустила совсем миниатюрный (размером с упаковку жевательной резинки) iPod Shuffle без экрана. Девизом его стала фраза «Жизнь случайна!», а основным режимом проигрывания музыки – произвольный выбор треков с носителя на основе флэш-памяти объемом от 512 МВ до 1 GB. Также Apple в какой-то период времени кооперировалась с музыкальной командой U2 и продавала iPod U2 Special Edition в черном корпусе, на задней стенке которого были выгравированы подписи участников группы.

Огромное количество проданных iPod разных марок и моделей привело к созданию феномена, который аналитики успели окрестить «экономика iPod», когда для пользователей этих устройств производится масса разнообразных аксессуаров.

Итак, чего только сегодня не выпускается для плеера Apple.

Для начала iPod можно «одеть». В комплекте с iPod и iPod nano Apple поставляет простенький чехол, защищающий его от царапин, но если вас не устраивает такой вариант – сумки для плеера не производит сегодня разве что ленивый, от никому не известных маленьких компаний до домов высокой моды вроде Chanel или Christian Dior.

Если вы не хотите «одевать» iPod, есть другой вариант – можете одеть его владельца. Фирма Burton, известный производитель зимней спортивной одежды и оборудования, предлагает специальную куртку, в которой предусмотрен карман для плеера, а пульт его управления выведен на рукав, чтобы не доставать устройство. Наушники также сразу встроены в капюшон. Стоимость такой куртки в США – около $500, однако iPod придется покупать отдельно.

Когда вы экипировали плеер чехлом, стоит обратить внимание на один из основных компонентов – наушники, ведь устройство приобретается в первую очередь для прослушивания музыки. Наушники, которые входят в комплект iPod, весьма и весьма неплохие, и среди своих собратьев от других компаний заметно выделяются. Но ведь, как известно, нет предела совершенству, и тут тоже есть где развернуться при желании и, конечно же, наличии средств.

iPod оборудован стандартным разъемом для подключения наушников, так что все многообразие мира персонального аудио открыто для вас без каких-либо ограничений. Тут варианты от модели Sony – EX71SL (примерно $40–50) с силиконовыми вставками, которые ограждают слушателя от внешнего мира, до звукоизолирующих наушников для настоящих меломанов UE-10 Pro (за $900).

Если же вы предпочитаете воспроизведение из колонок – пожалуйста. И на это рынок отреагировал почти мгновенно – сразу же в широком ассортименте появились аудиосистемы, использующие подключаемый с помощью универсального разъема iPod как источник звука. Зачастую такие системы также поставляются с пультом дистанционного управления. Среди их производителей очень известные компании – JBL, Сreative, Bose, Logitech, Sony. Мало того, даже такие законодатели мод в Hi-Fi, как Monitor Audio и Acoustic Energy, не обошли вниманием эту тему.

Интересно, что мысль о создании iPod принадлежит не разработчикам Macintosh. Миниатюрный плеер на основе жесткого диска с простым и удобным интерфейсом придумал Тони Фейдел (Tony Fadell), который сначала предложил ее Philips и RealNetwork, а когда те отказались – обратился в Apple. Компания практически сразу согласилась производить и продвигать это устройство.

Фирменный Hi-Fi

iPod как центр экосистемы новой индустрии

Когда статья готовилась к печати, Apple объявила о выходе iPod Hi-Fi – настольной акустической системы, использующей в качестве источника сигнала MP3-плеер Apple. Она включает два 80-мм динамика и один 130-мм вуфер, сенсорные регуляторы громкости и пульт ДУ Apple Remote. iPod Hi-Fi оснащается универсальным встроенным блоком питания, и помимо прочего может работать от шести батареек D-типа. Стыковочный разъем и вспомогательные адаптеры устройства позволяют подсоединять к нему любые модели iPod, которые будут автоматически подзаряжаться во время использования. В США полный комплект iPod Hi-Fi (с Apple Remote, 10 адаптерами и прочими аксессуарами) доступен по цене $349.

Не секрет, что многие слушают музыку не на работе или в домашней обстановке, а в машине. Проще всего использовать iPod, если в аудиосистеме авто имеется AUX-вход для подключения внешнего устройства. В этом случае никаких других приспособлений и не потребуется, правда, управлять проигрыванием вам придется прямо с iPod, а для него не всегда в салоне машины легко подобрать место. Впрочем, даже для такой ситуации есть разнообразные держатели iPod, включая комбинацию зарядного устройства, подключаемого в автомобильный прикуриватель, и гибкой конструкции, позволяющей установить плеер именно в том положении, которое удобно водителю или пассажиру.

Если же в вашей автомобильной системе AUX-вход отсутствует, и эта проблема вполне решаема. Тут есть множество различных ухищрений. К примеру, можно воспользоваться FM-трансляторами, которые подключаются к iPod и передают композицию на указанной вами частоте в радиусе 3–5 м. Зачастую такие приспособления также комбинируют с зарядным устройством для iPod, и если вы не аудиофил, то качество воспроизведения вполне приемлемо, но в большом городе иногда трудно найти незанятую частоту для трансляции своей музыки.

Еще одно простое и, главное, недорогое решение – кассетный адаптер, который позволяет подключить iPod к автомагнитоле. Качество звука в таком решении лучше, чем при использовании FM-транслятора, но, конечно же, не дотягивает до полноценных решений вроде того же AUX-входа.

iPod как центр экосистемы новой индустрии
Практически все крупные производители автомобильных аудиосистем выпустили модели, работающие в паре с плеерами Apple

Стоит отметить, что уже сегодня многие производители автомобильных аудиосистем – Alpine, Clarion, Kenwood, Pioneer – предлагают интерфейсы для подключения iPod к своим устройствам, вплоть до полного контроля процесса проигрывания, регулирования уровня громкости и вывода информации о треке на дисплей системы.

Да что там производители автомагнитол. О том, что поддержка iPod будет встроена в автомобили следующего поколения, уже заявили многие гиганты индустрии. У кого-то, например у концерна Honda, в планах включение в поставку обычного AUX-входа на аудиосистему, а у кого-то, в частности у BMW, – это полноценный интерфейс работы с плеером, позволяющим управлять проигрыванием композиций с iPod посредством кнопок на руле. Audi, Acura, Chrysler, Ferrari, Jeep, Mercedes, Nissan, Suzuki, Volkswagen, Volvo – все новые модели этих компаний «совместимы» с iPod (по крайней мере, на североамериканском рынке).

Выше были перечислены, пожалуй, основные направления развития производства аксессуаров для iPod, хотя, конечно же, как и в любом сегменте рынка, здесь тоже не обходится без экстравагантных или, иначе говоря, экзотических дополнений к устройству.

Так, сама Apple порадовала поклонников iPod пультом дистанционного управления, совмещенным с радиоприемником.

Другое не менее интересное дополнение к iPod – Camera Connector, позволяющее подключить напрямую к плееру цифровую фотокамеру и загрузить на него кадры с фотоаппарата, освободив таким образом карту памяти. После этого снимки тут же можно просмотреть на iPod в виде слайд-шоу, а последние модели с помощью специального кабеля подсоединить и к телевизору.

Когда оказалось, что на новом пластике iPod 4-го и 5-го поколений остаются еще бо2льшие царапины по сравнению с предыдущими моделями (или, если точнее, видны на нем лучше), немедленно возникло новое направление в производстве аксессуаров – защитные пленки ($15–20).

Обнаружат для себя весьма полезные устройства и диджеи – микшерные пульты, которые в качестве источников музыки используют iPod.

А вот лидер в хит-параде «Смешные устройства для iPod» – фонарик от Belkin, способный моргать с определенной периодичностью или даже в ритм музыке, воспроизводящейся в данный момент на плеере.

Не менее забавно выглядят солнечные батареи для iPod ($100), которые сохраняют полученную энергию во встроенном аккумуляторе. Если же вдруг он разрядится ночью и подзарядить солнечную батарею будет нельзя, всегда можно держать в запасе Belkin Battery Pack, представляющий собой интерфейс для подключения обычных элементов питания АА к iPod. Если кому-то очень нужен диктофон, дополнительное внешнее устройство от той же Belkin решит и эту проблему.

У читателей возникнет резонный вопрос: а зачем же все это приобретать, если на рынке есть плееры, изначально обладающие многими из перечисленных функций? Можно было бы просто сказать – iPod нужно покупать потому, что это iPod. Как бы банально или даже иронично ни звучала такая формулировка, в ней как раз и скрывается, собственно, ответ. Еще ни одно устройство не привлекало к себе столько внимания, сколько iPod, а это, в свою очередь, стимулирует производителей к выпуску различных довесков и расширений, что в результате вызывает еще больший интерес к этому плееру. Таким образом, iPod становится своеобразным центром притяжения, и компании вынуждены его рассматривать в качестве некоего стандарта.

iPod как центр экосистемы новой индустрии
Благодаря водонепроницаемому корпусу от Otterbox музыку можно слушать даже под водой. Правда, для этого понадобятся еще и специальные наушники

Однако и сама Apple, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом, и запатентованные недавно технологии контактного управления плеером – прямое тому подтверждение. А вместе с Apple будут расти и фирмы, производящие аксессуары и дополнительное оборудование для iPod: согласно данным NPD Group, на каждые $300, потраченных на iPod, покупатели расходуют в среднем еще $100 на различные аксессуары к нему. Теперь, если умножить эту цифру на 14 млн плееров, приобретенных в прошлом квартале, получаем сектор рынка объемом почти в полтора миллиарда долларов. Эти выкладки подтверждает Гэвин Дауни (Gavin Downey), директор компании Belkin, уже имеющей в своем ассортименте не один десяток всевозможных устройств для iPod. По его оценкам, в прошлом году рассматриваемый сегмент достиг 700 млн долл., а к концу 2006 г. приблизится к отметке в 1,5 млрд долл. Как заявил Дауни в конце января, Belkin выпустила свой двухмиллионный аксессуар для iPod.

А вот по оценкам самой Apple, количество оборудования различного вида для плеера на протяжении прошлого года увеличилось почти вдвое, подобные темпы прогнозируются и на 2006 г. И речь идет только об устройствах расширения функциональности iPod. Если же к этому добавить еще продажи музыкальных файлов с iTunes Music Store и аудиокниг (а сегмент последних оценивается в 900 млн долл. в год), то в сумме мы получим целую индустрию, которую в последнее время принято называть «iPod economy» или «iPod ecosystem».

За всю историю мировой экономики сложно найти еще какой-то пример, подобный феномену iPod, когда выпуск одного плеера позволил бы в течение нескольких лет сформировать многомиллиардный рынок.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT