`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Facebook: Новояз как отражение бизнеса

+44
голоса

Десять лет назад, 4 февраля 2004 года, Марк Цукерберг запустил свой сайт Thefacebook по адресу thefacebook.com. За прошедшие две недели об этом юбилее напубликовано столько (в основном, хвалебного), что, кажется, сказать что-либо, не повторяясь, практически нечего. Тем не менее, существует не слишком заметная, но очень важная для маркетинга тема — Facebook придает новый смысл давно устоявшимся и вроде бы неизменным понятиям.

— Негоро, Негоро!
— Я не Негоро. Я — Себастьян Перейра!

Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан

Facebook: Новояз как отражение бизнеса

Десять слов, которые были фактически пересмотрены Facebook за эти десять лет, несколько разоблачительно и со своими комментариями, подобрал Бен Дэвис (Ben Davis), редактор британского ресурса Econsultancy, пишущего в основном о маркетинге.

1. Like

И глагол, и существительное в английском языке теперь означают несколько не то, что прежде. Наиболее «liked» ритейлерами на Facebook сегодня являются Starbucks и Wal-Mart с 36 и 34 млн. поклонников. Wal-Mart активно использует поступающие лайки для контекстной рекламы, проявляя неподдельный интерес к потенциальным покупателям — и тем это нравится.

Вообще же кнопки «Like» и «Share» ежедневно нажимают более 2,2 млн человек во всем мире. Довольно уродливая форма у наших сетян: «Лайкните мне».

2. Profile

Хотя мы сегодня знакомы с «профилями» во многих социальных сетях, Facebook была пионером. Теперь (по крайней мере, в западных сетях) «посмотреть профиль» по умолчанию фактически означает обратиться к Facebook — в отличие, например, от MySpace, где явно указывают сеть.

3. News

Ранее, когда люди узнавали «новости» из газет, то однозначно понимали, что они собой представляют. Facebook и позже Twitter изменили это понятие. Новостями сначала оказалось то, что «шарили» наши друзья. Собственно, Facebook ввела «News Feed» в 2006 г., но с тех пор их смысл и назначение несколько раз менялись.

В 2011 г. появился выбор вариантов «новостей» — все, только недавние или избранные по определенным критериям. Недавно добавились преференции для рекламных новостей брендов, что вполне понятно с коммерческой точки зрения.

4. Privacy

Конечно, Web в целом пересмотрела понятие неприкосновенности частной жизни, но Facebook сыграла в этом значительную роль. В первое время было много негативных реакций, например, на неясную адресацию при обмене фотографиями. Новые настройки конфиденциальности в 2010 г. исправили положение, но недавно Facebook опять попал в категорию сомнительных ресурсов из-за откровений Сноудена.

5. Facebook

Сам Facebook — очевидно, теперь имя собственное, но также и глагол, означающий коммуникационное действие (I’ll Facebook you! — я фейсбукну вам). Сейчас, правда, последнее не так популярно, как в первые годы этой социальной сети, когда преобладал студенческий сленг. Но само новое слово Facebook в последние три года относится к наиболее частым запросам в поисковых системах.

6. Follow

Или «following». Стало не таким страшным, утратив свой обычный зловещий полицейский смысл: «Следуйте за мной!».

7. Paper

Уж казалось бы... Новый апп Paper обеспечивает избирательность контента для носимых устройств, что, опять таки, очень интересно рекламодателям.

8. Post

«Post» — теперь больше, чем нефизический глагол «послать онлайн» и существительное в «реальном» мире. Это не специфично для Facebook, многие используют «update», но и «post» также широко используется.

Более 250 млрд. фотографий уже отправлены на Facebook, а 350 млн. сегодня отправляются ежедневно. Наша довольно уродливая калька: «запостить».

9. Friend

На Facebook сейчас около 150 млрд. «friend connections». В реальном мире среднее число социальных связей человека, которые он может поддерживать, известно как число Данбара (Dunbar’s Number) и составляет примерно 150.

Немного посчитаем. Принимаем, что людей на планете 7 млрд., включая глубоких стариков и грудных младенцев. Умножим на 150 и разделим на два (поскольку связи двунаправлены). Итого 525 млрд. Довольно поразительно, что всего за десять лет Facebook реализовал уже 30% потенциала.

10. EdgeRank

Это не пересмотренное слово, а новое, составленное из двух. Означает оно «Вытесняющее ранжирование» («Edge out» — «вытеснять»).

EdgeRank является одним из самых важных алгоритмов в области маркетинга. Он определяет, какие из соединений подписчика являются наиболее значительными для него (производятся наиболее часто), а также, какие виды контента должны разместиться выше, чем другие. Для всех, кто хочет продать продукт или услугу на Facebook, очень важно понять, как работает этот алгоритм. Т.е., речь идет опять о деньгах. Более подробно см. здесь.

P.S. Ну что ж, Достоевский всю жизнь гордился тем. что придумал новое слово, которое прижилось в бытовом русском языке — «стушевался». Сегодня все выглядит как-то попроще, доступнее едва ли не каждому. Значения слов полностью изменяются благодаря (или к сожалению?) поп-культуре и маркетингу. Можно не сомневаться, что за следующее десятилетие Facebook обогатит (или исказит?) мировую культуру еще не одним неологизмом.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT