Основными факторами, стимулировавшими продажи ПК в 2005 г., стали высокий спрос на ноутбуки и агрессивная ценовая политика производителей, на чем маркетинговые агентства, IDC и Gartner, делали акцент в ежеквартальных публикациях. Тем не менее, судя по предварительным итоговым данным за год, на рынке наблюдаются и другие интересные тенденции.
Согласно оценкам IDC, мировой объем поставок ПК (настольных и мобильных, а также серверов, построенных на архитектуре x86) в 2005 г. увеличился на 16,4% по сравнению с 2004 г. и составил 208 млн шт. Это на 0,6% больше, чем прогноз компании, сделанный в ноябре. Gartner, традиционно оценивающая результаты продаж более оптимистично, заявила объем реализации ПК в 218 млн шт., что, по ее данным, на 15,3% больше 2004 г. Годом ранее динамика была несколько ниже: в 2004 г. рост составил 14,7% (по версии IDC) и 11,8% (Gartner).
Еще одной явной тенденцией стал рост влияния на рынок пяти крупнейших поставщиков – по итогам года они обеспечили почти половину всех продаж ПК. Лидером остается Dell, причем объемы реализации ее компьютеров в 2005 г. возрастали ненамного быстрее рынка в целом, что нехарактерно для бизнеса этой компании. А вот поставки Hewlett-Packard и Lenovo, занимающих соответственно вторую и третью строки рейтинга ТОП-5, увеличивались даже медленнее мировых объемов. В то же время в целом эксперты оценивают результаты работы китайской компании в прошлом году весьма положительно, чему в немалой степени способствовало слияние с подразделением персональных компьютеров IBM. Acer называют самым динамично развивающимся продавцом ПК за последние два года: компания вышла на 4-е место, сместив с него Fujitsu и Fujitsu Siemens (теперь суммарные поставки двух производителей пятые по объему).
Мировой рынок ПК в 2005 г.
Компания |
IDC |
Gartner |
Объем поставок, тыс. шт. |
Доля рынка, % |
Объем поставок, тыс. шт. |
Доля рынка, % |
Dell |
37 732 |
18,1 |
36 764 |
16,8 |
HP |
32 525 |
15,6 |
31 792 |
14,5 |
Lenovo |
15 106 |
7,2 |
15 054 |
6,9 |
Acer |
9803 |
4,7 |
10 154 |
4,6 |
Fujitsu/Fujitsu Siemens |
8489 |
4,1 |
8326 |
3,8 |
Остальные |
107 041 |
50,3 |
116 443 |
53,4 |
Всего |
208 586 |
100 |
218 533 |
100 |
Примечательно, что успех Acer во многом связан с ее активной работой в EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), где теперь находится центральный офис компании. Собственно, именно этот регион в 2005 г. стал крупнейшим рынком сбыта ПК, тогда как ранее таковым являлись США. По данным Gartner, продажи в ЕМЕА составили 72,6 млн компьютеров, или 33,2% мировых поставок. Обе аналитические компании отмечают, что мощными стимулами повышения спроса на ПК в регионе стали стабильный курс евро и удешевление ноутбуков, которые пользуются все большей популярностью у представителей сегментов SOHO, SMB и домашних пользователей. А вот снижение темпов роста продаж в США специалисты Gartner связывают с существенным уменьшением спроса на настольные компьютеры со стороны корпоративного сектора, а также с последствиями ураганов и ростом цен на топливо. Американские покупатели все чаще предпочитают ноутбуки настольным ПК: в прошлом году по объему продаж первые превысили вторые.
Лидером в EMEA остается HP – ей принадлежит 16,2% рынка в этом регионе. Вторую строку в рейтинге поставщиков занимает Dell, проводящая в EMEA агрессивные маркетинг и ценовую политику. По итогам за год ее разрыв с лидером сократился с 5,2% в 2004 г. до 3,9% в прошлом (данные IDC). Учитывая то, что в 2005 г. Dell была слабо представлена в целом ряде стран с активно развивающимися IT-рынками, не исключено, что повышение ее внимания к ним в 2006 г. сможет вывести компанию на лидирующие позиции в регионе.
Рынок ПК в регионе EMEA в 2005 г.
Компания |
IDC |
Gartner |
Объем поставок, тыс. шт. |
Доля рынка, % |
Объем поставок, тыс. шт. |
Доля рынка, % |
HP |
10 935 |
16,2 |
11 536 |
15,9 |
Dell |
8306 |
12,3 |
8453 |
11,6 |
Acer |
6238 |
9,2 |
6523 |
9,0 |
Fujitsu Siemens |
5277 |
7,8 |
5383 |
7,4 |
NEC/Packard Bell |
2771 |
4,1 |
2816 |
3,9 |
Остальные |
34 100 |
50,4 |
37 937 |
52,2 |
Всего |
67 628 |
100 |
72 649 |
100 |
Не обошлось в минувшем году и без изменений в списке ТОП-5 крупнейших поставщиков EMEA. Его покинула Lenovo, не сумевшая воспользоваться благоприятной конъюнктурой, которая сложилась в потребительском секторе в последнем квартале 2005 г. Нивелировать этот результат не помогла даже новая линейка ноутбуков ThinkPad, завоевывающая популярность в корпоративном секторе. Место китайской компании заняла NEC/Packard Bell, в минувшем году она значительно улучшила работу с дистрибьюторским каналом и розничными сетями.
Вместе с тем в Китае Lenovo – по-прежнему крупнейший поставщик: компании принадлежит 19,2% местного рынка. За ней следуют HP с 11,6% и Dell с 8,3%. Отмечается, что наиболее активное увеличение спроса на ПК в Поднебесной наблюдалось со стороны школ и SMB. Высоким оказался и рост продаж ПК в Австралии, Индии и Южной Корее, а вот в Новой Зеландии и на Тайване объемы реализации наоборот снизились – на 10% и 3% соответственно. Тем не менее в целом продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2005 г. выросли на 18%, и аналитики считают этот результат лучшим за последние пять лет.
Исследователи из IDC и Gartner сходятся во мнении, что в 2006 г. темпы роста поставок ПК должны снизиться, поскольку большинство корпораций завершает цикл модернизации своего компьютерного парка. Аналитики IDC предсказывают увеличение продаж в этом году на 10,5% – до 229,5 млн шт. При этом наибольший спрос, по их мнению, придется на относительно недорогие настольные компьютеры и ноутбуки.
Структура продаж ПК по регионам (данные Gartner)
Регион |
2005 г. |
2004 г. |
Рост продаж, % |
Объем поставок, тыс. шт. |
Доля рынка, % |
Объем поставок, тыс. шт. |
Доля рынка, % |
EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) |
72 649 |
33,2 |
62 014 |
32,7 |
17,1 |
США |
67 153 |
30,7 |
62 443 |
32,9 |
7,5 |
Азиатско-Тихоокеанский |
42 777 |
19,6 |
33 947 |
17,9 |
26,0 |
Латинская Америка |
14 711 |
6,7 |
11 671 |
6,2 |
26,0 |
Япония |
14 662 |
6,7 |
13 635 |
7,2 |
7,5 |
Канада |
6583 |
3,0 |
5829 |
3,1 |
12,9 |
Всего |
218 533 |
100 |
189 539 |
100 |
15,3 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365