По предварительным оценкам, отечественный рынок компьютеров «все-в-одном» в условиях глобального дефицита электронных компонентов за год смог вырасти примерно на треть и достиг около 15 тыс. единиц или порядка 11 млн. долл. в деньгах. Какие факторы способствовали такой динамике, и каковы перспективы на ближайший год, мы спросили у ведущих поставщиков.
Николай Антонюк
руководитель направления персональных компьютеров компании Lenovo в Украине
Рынок за последний год пережил немало изменений из-за перехода на дистанционный формат работы и учебы. Многие пользователи выбирали себе компьютер для дома с оптимальным набором параметров, компактный и стильный. Кроме того, в интернете появилось больше информации о моноблоках, что также способствовало привлечению новых покупателей. А дефицит в сегменте ПК в целом стимулировал потребителей обратить внимание на альтернативные форм-факторы.
Наша компания предлагает широкий выбор моделей и конфигураций AIO. Постоянный дефицит на протяжении года, к сожалению, не дал возможности в полной мере удовлетворить спрос – в результате сбыт в годовом сопоставлении вырос не столь существенно. Думаю, это способствовало формированию отложенного спроса. Рыночная доля Lenovo по результатам года достигла 24%. На сегодня моноблоки составляют почти 23% общих продаж десктопов.
Сохранится ли спрос в 2022 г.? Уверен, что да. А если будет позитивная динамика по доступности, то мы увидим и очередной рост рынка. Чем больше людей приходит к тому, что рабочее место расположено преимущественно дома, тем меньше нужен ноутбук. Ведь моноблок идеально вписывается в домашнее рабочее место, как в интерьер, так и с точки зрения удобства работы.
В потребительском сегменте продажи выросли на 30% (в штучном выражении). Сокращается реализация диагоналей 22" и ниже. Около 70% сбыта в штуках приходится на моноблоки диагонали 24". В модельном ряду Lenovo, как наиболее полюбившиеся пользователям, выделяются ideacentre 3i и 5. Самые востребованные характеристики – процессор Intel Сore і5, оперативная память 8 ГБ и твердотельный накопитель SSD.
В коммерческом сегменте спрос на моноблоки наблюдался в первую очередь в образовании и медицине. Однако стоимость моноблока, как правило, несколько выше, чем у ноутбука или решения «десктоп + монитор». В этом на сегодня основная причина низкого спроса со стороны корпоративного заказчика. Но в различных сегментах мы наблюдаем, что все больше клиентов приходят к пониманию преимуществ моноблока для организации рабочего места.
Антон Журавский
продакт-менеджер направления ПК и моноблоки компании Artline
В прошлом году рынок моноблоков однозначно рос. И связано это было в первую очередь с достаточно серьезным дефицитом мониторов. Он имел место весь год, но особенно проявился в четвертом квартале. Если в «обычное» время моноблок, как правило, стоил до 20% дороже по сравнению с аналогичной конфигурацией ПК + монитор, то в 2021 г. эта разница стала минимальной.
Также положительно на продажу моноблоков повлияло развитие нашей компанией линейки устройств, построенных на базе стандартных десктопных процессоров. Большинство А-брендов использует в своих линейках AIO низковольтные чипы, предназначенные для ноутбуков. Мы же ставим стандартные модели, которые кроме более высокой производительности, предлагают заказчикам большую гибкость в подборе конфигурации и простоту дальнейшего обслуживания и модернизации.
Наиболее популярной конфигурацией в нашем ассортименте была стандартная Intel Core i3-10100, 8 ГБ ОЗУ, 240 ГБ SSD, в разных вариантах исполнения корпуса (с веб-камерой или без, с регулируемой по высоте подставкой или без нее). Такой конфигурации, как правило, достаточно большинству заказчиков для стандартных офисных задач.
Если говорить о прогнозах на 2022 г., то, к сожалению, мы ожидаем сокращения рынка моноблоков и возврата продаж к показателям 2020 г. Так как уже наблюдается тенденция к снижению цен на мониторы, и это повлияет на сокращение спроса.
Алексей Калиновский
бизнес-менеджер представительства компании Acer в Украине, по корпоративным ноутбукам и десктопам
О динамике украинского рынка моноблоков я бы рассуждал в разрезе именно потребительского сегмента. Там динамика просматривается четче в связи с двумя факторами. Во-первых, у нас гораздо больше информации об этом сегменте. Во-вторых, на корпоративном рынке, особенно в конце года, проскакивает немало проектов, когда товар нужен здесь и сейчас. Соответственно продается то, что есть в наличии и подходит по цене.
По нашим оценкам, объем рынка моноблоков вырос до 15 тыс. устройств (с 12 тыс. в 2020 г.). С рынка постепенно уходят модели на процессорах Pentium и Celeron, а также устройства с диагональю 22 дюйма. Стабильно растет средняя цена, как у нас, так в целом по рынку. Это не может не радовать, поскольку потребитель отдает предпочтение более функциональным устройствам.
В сегменте десктопов на розничном рынке мы практически не играем, из-за сильной конкуренции со стороны локальных сборщиков. Если говорить о корпоративном сегменте, то соотношение продаж десктопов (точнее сказать неттопов) к моноблокам составляет 3 к 1. Основным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка моноблоков, стал глобальный дефицит комплектующих. В связи с чем основной задачей всех вендоров, работающих в Украине, стал поиск возможности произвести товар. Данный фактор к тому же осложнился проблемами с доставкой.
На сегодня доля моноблоков в общих продажах ПК в Украине не слишком высока. Однако думаю, со временем мы придем к доминированию All-in-one над десктопами, как на развитых рынках. С моей точки зрения десктопы останутся в качестве игровых устройств с мощными дискретными видеокартами и в корпоративном рынке в виде неттопов. Большую часть потребительского сегмента займут моноблоки.
Одной из наиболее ходовых моделей в нашей линейке в настоящее время является Aspire C24-1650 (24 дюйма IPS-экран, MVA-матрица, 8 ГБ ОЗУ, 256 ГБ NVMe SSD, клавиатура, мышь).
Судя по нашим проектам, спрос со стороны корпоративных заказчиков и госсектора изменился незначительно. Мы стараемся держать длинные позиции, которые во втором полугодии оказываются востребованы просто потому, что бюджетные закупки часто стартуют поздно и единственным шансом на получение товара до конца года является покупка его со склада дистрибьютора. В основном это конфигурации подобные вышеприведенной. Также продается много устройств с Core i5 1135G7. В образовании мы концентрируемся в основном на ноутбуках, это гораздо более удобный для нас бизнес.
Ярослав Северин
менеджер компании «ASUS Украина»
Рынок моноблоков развивается, украинский потребитель все чаще выбирает их как более инновационные и удобные устройства для ежедневного применения. За прошедший год мы наблюдали 53% рост «год к году» и ожидаем позитивной динамики в наступившем году.
Моноблоки медленно, но уверенно замещают ПК в офисе и дома. На сегодня их доля в общих продажах десктопов превышает 11%, по нашим оценкам.
Как и во всей индустрии, производители моноблоков также столкнулось с дефицитом компонентов и ростом цен. Однако доступность комплектующих для производства All-in-one все же была лучше.
Рынок однозначно демонстрирует рост в сегментах устройств с диагональю 23,8 и 27 дюймов, сокращая предложение в сегменте 21,5" (про диагональ 19,5" уже можно забывать).
Следующий тренд – полный переход на накопители SSD. При этом объем 256 ГБ уже замещается на более комфортные 512 ГБ и 1 ТБ.
Трендами 2022 г. будет использование двух и трех высокоскоростных накопителей, а также оперативной памяти большего объема для удовлетворения потребностей взыскательных покупателей. Также ожидается расширение предложений на базе процессоров AMD.
На мой взгляд, рынок моноблоков ожидает рост объемов продаж, углубление и расширение ассортимента. Это произойдет в связи с появлением предложений от новых глобальных игроков и увеличением активности локальных сборщиков. В результате конкуренция усилится, а качество продаваемых устройств повысится.
Совсем недавно ASUS начал продажи серии моноблоков Zen AiO 24 (A5401WU) в новом дизайне. Наиболее популярная «рабочая лошадка» – это конфигурация 23,8 дюйма, 8 ГБ ОЗУ и 256 ГБ накопитель. Для требовательных пользователей в Украине доступны модели на старших процессорах Intel Core i5 и i7, а также на базе процессоров AMD Ryzen, c большими объемами оперативной памяти и SSD.
Сегмент корпоративных заказчиков также показал рост, в связи с активной компьютеризацией структур госсектора, открытием новых и модернизацией большого количества существующих больниц, обновлением оборудования торговых точек. Между тем SMB-сегмент (особенно гостиничный бизнес) все еще консервативен.
Немного лучше обстоят дела у крупных торговых сетей и в банковском секторе. Для этих сегментов уже доступны сверхмощные модели серии ExpertCenter E5 AiO 22 и 24 с двумя экранами и широким ассортиментом интерфейсов (шесть USB, Thunderbolt 4, выход HDMI 2.0a, DisplayPort 1.4, COM-порт).
Отдельный, но очень востребованный сегмент – это точки самообслуживания, где прекрасно себя зарекомендовал моноблок с диагональю экрана 15,6 дюймов. Обновленная модель E1600 уже в производстве и будет доступна в Украине начале второго квартала.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365