Основными факторами, стимулировавшими продажи ПК в 2005 г., стали высокий спрос на ноутбуки и агрессивная ценовая политика производителей, на чем маркетинговые агентства, IDC и Gartner, делали акцент в ежеквартальных публикациях. Тем не менее, судя по предварительным итоговым данным за год, на рынке наблюдаются и другие интересные тенденции.
Согласно оценкам IDC, мировой объем поставок ПК (настольных и мобильных, а также серверов, построенных на архитектуре x86) в 2005 г. увеличился на 16,4% по сравнению с 2004 г. и составил 208 млн шт. Это на 0,6% больше, чем прогноз компании, сделанный в ноябре. Gartner, традиционно оценивающая результаты продаж более оптимистично, заявила объем реализации ПК в 218 млн шт., что, по ее данным, на 15,3% больше 2004 г. Годом ранее динамика была несколько ниже: в 2004 г. рост составил 14,7% (по версии IDC) и 11,8% (Gartner).
Еще одной явной тенденцией стал рост влияния на рынок пяти крупнейших поставщиков – по итогам года они обеспечили почти половину всех продаж ПК. Лидером остается Dell, причем объемы реализации ее компьютеров в 2005 г. возрастали ненамного быстрее рынка в целом, что нехарактерно для бизнеса этой компании. А вот поставки Hewlett-Packard и Lenovo, занимающих соответственно вторую и третью строки рейтинга ТОП-5, увеличивались даже медленнее мировых объемов. В то же время в целом эксперты оценивают результаты работы китайской компании в прошлом году весьма положительно, чему в немалой степени способствовало слияние с подразделением персональных компьютеров IBM. Acer называют самым динамично развивающимся продавцом ПК за последние два года: компания вышла на 4-е место, сместив с него Fujitsu и Fujitsu Siemens (теперь суммарные поставки двух производителей пятые по объему).
Компания | IDC | Gartner | ||
Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | |
Dell | 37 732 | 18,1 | 36 764 | 16,8 |
HP | 32 525 | 15,6 | 31 792 | 14,5 |
Lenovo | 15 106 | 7,2 | 15 054 | 6,9 |
Acer | 9803 | 4,7 | 10 154 | 4,6 |
Fujitsu/Fujitsu Siemens | 8489 | 4,1 | 8326 | 3,8 |
Остальные | 107 041 | 50,3 | 116 443 | 53,4 |
Всего | 208 586 | 100 | 218 533 | 100 |
Примечательно, что успех Acer во многом связан с ее активной работой в EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), где теперь находится центральный офис компании. Собственно, именно этот регион в 2005 г. стал крупнейшим рынком сбыта ПК, тогда как ранее таковым являлись США. По данным Gartner, продажи в ЕМЕА составили 72,6 млн компьютеров, или 33,2% мировых поставок. Обе аналитические компании отмечают, что мощными стимулами повышения спроса на ПК в регионе стали стабильный курс евро и удешевление ноутбуков, которые пользуются все большей популярностью у представителей сегментов SOHO, SMB и домашних пользователей. А вот снижение темпов роста продаж в США специалисты Gartner связывают с существенным уменьшением спроса на настольные компьютеры со стороны корпоративного сектора, а также с последствиями ураганов и ростом цен на топливо. Американские покупатели все чаще предпочитают ноутбуки настольным ПК: в прошлом году по объему продаж первые превысили вторые.
Лидером в EMEA остается HP – ей принадлежит 16,2% рынка в этом регионе. Вторую строку в рейтинге поставщиков занимает Dell, проводящая в EMEA агрессивные маркетинг и ценовую политику. По итогам за год ее разрыв с лидером сократился с 5,2% в 2004 г. до 3,9% в прошлом (данные IDC). Учитывая то, что в 2005 г. Dell была слабо представлена в целом ряде стран с активно развивающимися IT-рынками, не исключено, что повышение ее внимания к ним в 2006 г. сможет вывести компанию на лидирующие позиции в регионе.
Компания | IDC | Gartner | ||
Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | |
HP | 10 935 | 16,2 | 11 536 | 15,9 |
Dell | 8306 | 12,3 | 8453 | 11,6 |
Acer | 6238 | 9,2 | 6523 | 9,0 |
Fujitsu Siemens | 5277 | 7,8 | 5383 | 7,4 |
NEC/Packard Bell | 2771 | 4,1 | 2816 | 3,9 |
Остальные | 34 100 | 50,4 | 37 937 | 52,2 |
Всего | 67 628 | 100 | 72 649 | 100 |
Не обошлось в минувшем году и без изменений в списке ТОП-5 крупнейших поставщиков EMEA. Его покинула Lenovo, не сумевшая воспользоваться благоприятной конъюнктурой, которая сложилась в потребительском секторе в последнем квартале 2005 г. Нивелировать этот результат не помогла даже новая линейка ноутбуков ThinkPad, завоевывающая популярность в корпоративном секторе. Место китайской компании заняла NEC/Packard Bell, в минувшем году она значительно улучшила работу с дистрибьюторским каналом и розничными сетями.
Вместе с тем в Китае Lenovo – по-прежнему крупнейший поставщик: компании принадлежит 19,2% местного рынка. За ней следуют HP с 11,6% и Dell с 8,3%. Отмечается, что наиболее активное увеличение спроса на ПК в Поднебесной наблюдалось со стороны школ и SMB. Высоким оказался и рост продаж ПК в Австралии, Индии и Южной Корее, а вот в Новой Зеландии и на Тайване объемы реализации наоборот снизились – на 10% и 3% соответственно. Тем не менее в целом продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2005 г. выросли на 18%, и аналитики считают этот результат лучшим за последние пять лет.
Исследователи из IDC и Gartner сходятся во мнении, что в 2006 г. темпы роста поставок ПК должны снизиться, поскольку большинство корпораций завершает цикл модернизации своего компьютерного парка. Аналитики IDC предсказывают увеличение продаж в этом году на 10,5% – до 229,5 млн шт. При этом наибольший спрос, по их мнению, придется на относительно недорогие настольные компьютеры и ноутбуки.
Регион | 2005 г. | 2004 г. | Рост продаж, % | ||
Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | ||
EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) | 72 649 | 33,2 | 62 014 | 32,7 | 17,1 |
США | 67 153 | 30,7 | 62 443 | 32,9 | 7,5 |
Азиатско-Тихоокеанский | 42 777 | 19,6 | 33 947 | 17,9 | 26,0 |
Латинская Америка | 14 711 | 6,7 | 11 671 | 6,2 | 26,0 |
Япония | 14 662 | 6,7 | 13 635 | 7,2 | 7,5 |
Канада | 6583 | 3,0 | 5829 | 3,1 | 12,9 |
Всего | 218 533 | 100 | 189 539 | 100 | 15,3 |