EMEA – крупнейший рынок сбыта ПК в 2005 г.

6 февраль, 2006 - 00:00Александр Журавлев

Основными факторами, стимулировавшими продажи ПК в 2005 г., стали высокий спрос на ноутбуки и агрессивная ценовая политика производителей, на чем маркетинговые агентства, IDC и Gartner, делали акцент в ежеквартальных публикациях. Тем не менее, судя по предварительным итоговым данным за год, на рынке наблюдаются и другие интересные тенденции.

Согласно оценкам IDC, мировой объем поставок ПК (настольных и мобильных, а также серверов, построенных на архитектуре x86) в 2005 г. увеличился на 16,4% по сравнению с 2004 г. и составил 208 млн шт. Это на 0,6% больше, чем прогноз компании, сделанный в ноябре. Gartner, традиционно оценивающая результаты продаж более оптимистично, заявила объем реализации ПК в 218 млн шт., что, по ее данным, на 15,3% больше 2004 г. Годом ранее динамика была несколько ниже: в 2004 г. рост составил 14,7% (по версии IDC) и 11,8% (Gartner).

Еще одной явной тенденцией стал рост влияния на рынок пяти крупнейших поставщиков – по итогам года они обеспечили почти половину всех продаж ПК. Лидером остается Dell, причем объемы реализации ее компьютеров в 2005 г. возрастали ненамного быстрее рынка в целом, что нехарактерно для бизнеса этой компании. А вот поставки Hewlett-Packard и Lenovo, занимающих соответственно вторую и третью строки рейтинга ТОП-5, увеличивались даже медленнее мировых объемов. В то же время в целом эксперты оценивают результаты работы китайской компании в прошлом году весьма положительно, чему в немалой степени способствовало слияние с подразделением персональных компьютеров IBM. Acer называют самым динамично развивающимся продавцом ПК за последние два года: компания вышла на 4-е место, сместив с него Fujitsu и Fujitsu Siemens (теперь суммарные поставки двух производителей пятые по объему).

Мировой рынок ПК в 2005 г.
Компания IDC Gartner
Объем поставок, тыс. шт. Доля рынка, % Объем поставок, тыс. шт. Доля рынка, %
Dell 37 732 18,1 36 764 16,8
HP 32 525 15,6 31 792 14,5
Lenovo 15 106 7,2 15 054 6,9
Acer 9803 4,7 10 154 4,6
Fujitsu/Fujitsu Siemens 8489 4,1 8326 3,8
Остальные 107 041 50,3 116 443 53,4
Всего 208 586 100 218 533 100

Примечательно, что успех Acer во многом связан с ее активной работой в EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), где теперь находится центральный офис компании. Собственно, именно этот регион в 2005 г. стал крупнейшим рынком сбыта ПК, тогда как ранее таковым являлись США. По данным Gartner, продажи в ЕМЕА составили 72,6 млн компьютеров, или 33,2% мировых поставок. Обе аналитические компании отмечают, что мощными стимулами повышения спроса на ПК в регионе стали стабильный курс евро и удешевление ноутбуков, которые пользуются все большей популярностью у представителей сегментов SOHO, SMB и домашних пользователей. А вот снижение темпов роста продаж в США специалисты Gartner связывают с существенным уменьшением спроса на настольные компьютеры со стороны корпоративного сектора, а также с последствиями ураганов и ростом цен на топливо. Американские покупатели все чаще предпочитают ноутбуки настольным ПК: в прошлом году по объему продаж первые превысили вторые.

Лидером в EMEA остается HP – ей принадлежит 16,2% рынка в этом регионе. Вторую строку в рейтинге поставщиков занимает Dell, проводящая в EMEA агрессивные маркетинг и ценовую политику. По итогам за год ее разрыв с лидером сократился с 5,2% в 2004 г. до 3,9% в прошлом (данные IDC). Учитывая то, что в 2005 г. Dell была слабо представлена в целом ряде стран с активно развивающимися IT-рынками, не исключено, что повышение ее внимания к ним в 2006 г. сможет вывести компанию на лидирующие позиции в регионе.

Рынок ПК в регионе EMEA в 2005 г.
Компания IDC Gartner
Объем поставок, тыс. шт. Доля рынка, % Объем поставок, тыс. шт. Доля рынка, %
HP 10 935 16,2 11 536 15,9
Dell 8306 12,3 8453 11,6
Acer 6238 9,2 6523 9,0
Fujitsu Siemens 5277 7,8 5383 7,4
NEC/Packard Bell 2771 4,1 2816 3,9
Остальные 34 100 50,4 37 937 52,2
Всего 67 628 100 72 649 100

Не обошлось в минувшем году и без изменений в списке ТОП-5 крупнейших поставщиков EMEA. Его покинула Lenovo, не сумевшая воспользоваться благоприятной конъюнктурой, которая сложилась в потребительском секторе в последнем квартале 2005 г. Нивелировать этот результат не помогла даже новая линейка ноутбуков ThinkPad, завоевывающая популярность в корпоративном секторе. Место китайской компании заняла NEC/Packard Bell, в минувшем году она значительно улучшила работу с дистрибьюторским каналом и розничными сетями.

Вместе с тем в Китае Lenovo – по-прежнему крупнейший поставщик: компании принадлежит 19,2% местного рынка. За ней следуют HP с 11,6% и Dell с 8,3%. Отмечается, что наиболее активное увеличение спроса на ПК в Поднебесной наблюдалось со стороны школ и SMB. Высоким оказался и рост продаж ПК в Австралии, Индии и Южной Корее, а вот в Новой Зеландии и на Тайване объемы реализации наоборот снизились – на 10% и 3% соответственно. Тем не менее в целом продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2005 г. выросли на 18%, и аналитики считают этот результат лучшим за последние пять лет.

Исследователи из IDC и Gartner сходятся во мнении, что в 2006 г. темпы роста поставок ПК должны снизиться, поскольку большинство корпораций завершает цикл модернизации своего компьютерного парка. Аналитики IDC предсказывают увеличение продаж в этом году на 10,5% – до 229,5 млн шт. При этом наибольший спрос, по их мнению, придется на относительно недорогие настольные компьютеры и ноутбуки.

Структура продаж ПК по регионам (данные Gartner)
Регион 2005 г. 2004 г. Рост продаж, %
Объем поставок, тыс. шт. Доля рынка, % Объем поставок, тыс. шт. Доля рынка, %
EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) 72 649 33,2 62 014 32,7 17,1
США 67 153 30,7 62 443 32,9 7,5
Азиатско-Тихоокеанский 42 777 19,6 33 947 17,9 26,0
Латинская Америка 14 711 6,7 11 671 6,2 26,0
Япония 14 662 6,7 13 635 7,2 7,5
Канада 6583 3,0 5829 3,1 12,9
Всего 218 533 100 189 539 100 15,3