`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

Дума о компьютерах, истории и сентиментальности

+77
голосов

Постоянная смена технологий привязывает конкретные модели к конкретному времени и позволяет их использовать в качестве временнЫх маркеров: изображения можно с большей точностью датировать по присутствующим в кадре компьютерам, нежели по традиционно используемым для этой цели автомобилям и одежде. Создатели мыльных опер часто сознательно удерживают гаджеты за кадром, -- чтобы фильм подольше не "старился".

Казалось бы, благодаря статусу временнОго маркера, компьютер должен являться распространеннейшим объектом ностальгических медитаций и типичнейшим историческим артефактом. Должен, но почему-то не является! К примеру, доводилось ли вам видеть компьютеры в антикварных лавках и музеях (специализированные технические музеи не в счёт) или в респектабельных гостиных, чьи хозяева желают намекнуть на свою причастность Истории?

Дума о компьютерах, истории и сентиментальности
Вот -- редкое исключение (собственно говоря, подвигнувшее меня на написание данного поста): компьютер Amiga 500, установленный в настоящее время под стеклянным колпаком на Александрплац (одна из главных площадей Берлина) в рамках экспозиции, посвященной событиям 21-летней давности. В год, предшествовавший крушению берлинской стены, на нем были набраны сотни антисоветских прокламаций (слава богу, что вычислительная мощность не пропорциональна разрушительной силе, а то куковать бы нам теперь на руинах:)

Дума о компьютерах, истории и сентиментальности
Рядом с "Амигой" -- контрабандно ввезенный в ГДР матричный принтер, использовавшийся для выпуска самиздатовской перестроечной прессы (ярлык Hot! на матричной головке можно трактовать как в физическом, так и в политическом смысле).

Этому противоречию я вижу четыре возможных объяснения (первые три можете смело пропустить ввиду их самоочевидности)

1. Быстрота смены поколений лишает компьютеры и прочие гаджеты как собственной, так и отраженной индивидуальности. На валике пишущей машинки Дж. Лондона, которой он пользовался всю жизнь, отпечатаны слова из "Морского волка" и "Белого клыка". На каком из своих компьютеров в какой из своих периодов творили У. Эко и С. Кинг -- вопрос спорный и для воображения читателей-почитателей не шибко питательный.

2. Оскорбительно, беспрецедентно низкая остаточная стоимость. Компьютеры, стоившие 12 лет тому $1.5k, сейчас уходят с молотка на ebay за $1. Если у 50-долларового исторического артефакта есть какие-то шансы занять место на какой-нибудь полке красного дерева, то артефакт ценой в пачку жвачки безо всяких сантиментов сметается с нее рефлекторным движением поганой метлы.

3. 30 лет "персонализации" компьютеров -- возможно, недостаточный срок для выработки традиции их восприятия в каком бы то ни было историческом контексте. Еще лет через 20, глядишь, и изменится ситуация (30+20 = 50 лет, т.е. два поколения в демографическим смысле).

4. В высокотехнологичных гаджетах смутно ощущается нечто такое, что противопоставляет их времени. Возможно, этот аспект как-то компрометирует их "темпорально-маркерную" роль? Пара примеров, наводящих на подозрения:
- Компьютер или игровая приставка -- обязательные аксессуары растущей армии эскапистов-игроманов, отгораживающихся от мира вообще и от времени в частности.
- Стараниями пиратов и законопослушных распространителей, использующих возможности подключенных к Сети гаджетов, немые фильмы и прочие культурно-исторические ископаемые медиафайлы пробуждаются к новой жизни и получают возможность на равных конкурировать с современным контентом за внимание массового потребителя (не знаю, как собрать статистику, но уверен, что сегодня популярность немых фильмов ползет вверх впервые после появления звукового кинематографа, -- т.е. с 1930 г.)

Вообщем, прошу поделиться соображениями о гармониях и противоречиях меж вынесенными в заголовок понятиями, пока я совсем не запутался...

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Может потому, что выпускалось всё околокомпьютерное миллионными тиражами?

В России есть забавный сайт - http://comhist.blogs.ru/
___________________________________
Twitter: @valbudkin

Потому что, в массе своей, безликий ширпотреб. И только некоторые штучки, в которых помимо унылой утилитарности, использованы неординарные технические решения или (возможно даже в большей степени) дизайнерские идеи, имеют шанс стать раритетами c антиквариатами.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT