`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Creative Sound Blaster Audigy2: пристальный взгляд

0 
 

Говорим "саундбластер" -- подразумеваем "звуковая плата". Говорим "звуковая плата" -- подразумеваем "саундбластер". Но всякий раз, когда речь заходит о звуке в ПК, обязательно так или иначе упоминается имя компании Creative.
Мы не станем во вступлении делать экскурс в историю и вспоминать, как была основана Creative Labs, чем занималась на заре своей деятельности и т. п. Просто констатируем тот факт, что эволюция звуковых карт продолжается, и следующим ее этапом для Creative стал выпуск очередной платы, названной незамысловато и вместе с тем очень точно: Sound Blaster Audigy2.

Таблица 1. Сравнительные характеристики звуковых плат Creative
Чем же Audigy2 может привлечь своих потенциальных пользователей? Это зависит от того, с какой целью приобретается данная звуковая плата. Поэтому дальнейшее, более подробное, рассмотрение новинки мы решили организовать так, как будто одну и ту же плату со всех сторон изучают несколько специалистов, и каждый из них -- со своей точки зрения.

А начнем, как и полагается Тестовой лаборатории, с сухого языка графиков и цифр. Итак...


Взгляд инженера

Звуковая карта Audigy2 по сравнению с первым Audigy подверглась полному редизайну, даже геометрические размеры платы несколько выросли. В роли ЦАП вместо Philips UDA1328 теперь выступает Crystal CS4382 (8 каналов, 24-bit/192 kHz). По заявленным характеристикам этот чип вплотную приближается к профессиональным стандартам. В роли АЦП от прежней Audigy остался Philips UDA1361.

Как это все работает в реальном воплощении на плате Audigy2, нам поможет узнать программа RightMark Audio Analyzer 4.2 (табл. 2).

Таблица 2. Результаты сравнительного тестирования SB Audigy и SB Audigy2

Тест SB Audigy SB Audigy2
Неравномерность АЧХ (от 40 Hz до 15 kHz), дБ +0,47, -4,53 +0,01, -0,07
Уровень шума, дБ -96,5 -98,2
Динамический диапазон, дБ 92,4 95,8
Нелинейные искажения, % 0,0049 0,0038
Интермодуляционные искажения, % 0,021 0,0075
Взаимопроникновение каналов, дБ -80,8 -82,0


Creative Sound Blaster Audigy2 пристальный взгляд
Рис. 1. Тест АЧХ плат Audigy и Audigy2 в режиме 24-bit/96 kHz
Creative Sound Blaster Audigy2 пристальный взгляд
Рис. 2. Audigy2 в режиме 24-bit/96 kHz
Следует отметить график неравномерности АЧХ для "первой" Audigy. Она умеет воспроизводить аудиопоток в формате 24/96, но при этом на выходе платы происходят переоцифровка к частоте 48 kHz и понижение разрядности до 16 бит. К чему это приводит, хорошо видно на графике (рис. 1). У Audigy2, впрочем, таких проблем уже нет.

Спектрограмма теста нелинейных искажений (рис. 2) показывает, что Audigy2 играет достаточно "чисто" -- наибольшее негативное влияние на звук, как известно, оказывают искажения в виде третьей и последующих гармоник, а их уровень в данном случае довольно низок.

Что же, судя по тестам, преимущество Audigy2 над предшественницей налицо. Однако те, кто вращается в мире аудио, хорошо знают, что одними цифрами звучание аудиоустройств описать нельзя, и иногда выигрыш по характеристикам еще отнюдь не означает лучшего звука. Поэтому следующим у нас будет...


Взгляд аудиофила

Существует несколько подходов к организации субъективных аудиотестов для электроакустических систем. Первый, наиболее распространенный, предполагает, что для полного и точного выявления всех нюансов звучания тестируемого компонента системы все прочие ее составляющие должны быть по своему уровню, как минимум, классом-двумя выше тестируемого.

Но есть и другой подход, предполагающий оценку устройств в обстановке, более приближенной к реальной действительности, -- с применением компонентов одного уровня, т. е. того же класса и той же ценовой категории. Учитывая специфику нашего еженедельника, весьма далекую от проблем Hi-Fi, мы решили ограничиться именно этим подходом.

Прослушивание с применением наушников AKG K-66 показало следующее: существенных различий в звучании Audigy и Audigy2 при воспроизведении музыки в формате 16-bit/44 kHz (CD-Audio) не слишком много, но они, безусловно, имеются. Последняя четче и глубже в басах, лучше отрабатывает атаку, и вообще "ярче" и "объемнее" в звуке. Послушав какое-то время Audigy2, переключаться снова на "первую" Audigy уже как-то не хочется -- к хорошему, как известно, быстро привыкаешь.

Creative Sound Blaster Audigy2 пристальный взгляд
Creative Sound Blaster Audigy2 Platinum предоставлен компанией ELKO Kiev: тел. (044) 461-9670. Ориентировочная цена -- $210
Естественно, преимущество в звучании Audigy2 будет проявляться прежде всего при воспроизведении звука в форматах повышенного качества DVD-Audio, и вряд ли станет явно заметным при прослушивании, скажем, музыки в формате MP3. И само собой разумеется, для того чтобы действительно слышать разницу между CD-Audio- и DVD-Audio-записями, все компоненты звукового тракта должны быть соответствующего, весьма высокого, класса -- иначе поиск таких различий будет очень похож на пресловутые "поиски черной кошки в темной комнате".

А мы тем временем перейдем к самому приятному -- развлечениям! И далее у нас...


Взгляд геймера/любителя кино

С точки зрения человека, увлекающегося компьютерными играми и/или просмотром кинофильмов на ПК, наиболее существенными нововведениями в Audigy2 будут поддержка семиканального звука в формате 6.1 и декодирование Dolby Digital EX.

Насколько удовольствие от звукового сопровождения в фильмах зависит от центрального тылового динамика -- вопрос неоднозначный. По спецификациям Dolby Labs, звук в формате Dolby Digital EX не является "честным" семи- (6.1) либо восьмиканальным (7.1), по сути -- это все тот же шестиканальный 5.1. Именно по этой причине, кстати, Audigy2 на цифровой выход выдает шестиканальный (5.1) поток. Информация для дополнительных динамиков систем 6.1 и 7.1 при создании звуковой дорожки с помощью матричного кодирования помещается в сигналы для тыловых каналов системы 5.1. Соответственно, звук 6.1 и 7.1 совместим с системами 5.1, и наоборот, фильм со звуком в формате 5.1 можно просматривать, задействовав дополнительные surround-колонки систем 6.1 и 7.1, -- все задачи по приведению в соответствие записанного количества каналов и имеющегося числа громкоговорителей возложены на декодер. Единственным же "честным" стандартом 6.1 (и, кстати, более качественным, чем Dolby Digital) остается DTS ES Discrete, декодировать который плата не сможет.

Может быть, в центральном тыловом канале действительно есть резон с точки зрения игр -- для геймера возможность лучше слышать приближение/перемещение объектов сзади является "жизненно" важной. Но стоит ли это дополнительных затрат на приобретение и хлопот по установке еще одной колонки -- решать вам.

Creative Sound Blaster Audigy2 пристальный взгляд
Рис. 3. Вкладка Bass management в панели Speaker Settings
Creative Sound Blaster Audigy2 пристальный взгляд
Рис. 4. Speaker Calibration Wizard
Любопытной и очень полезной особенностью Audigy2 является панель Bass Management, где можно регулировать уровень сигнала, направляемого на сабвуфер, а также изменять частоту crossover-фильтра (рис. 3). Это позволяет добиться лучшей согласованности сабвуфера и сателлитов, особенно в случае с мультимедийными многоканальными системами.

Кроме того, в драйверах появился Speaker Calibration Wizard, позволяющий легко проводить калибровку в пошаговом режиме, а потом просмотреть, сравнить и сохранить результаты (рис. 4).

Любопытно было послушать, как же звучит игра, полностью поддерживающая EAX Advanced HD, например недавно появившийся Unreal Tournament 2003. По субъективным ощущениям ЕАХ прежде всего формирует реалистичную реверберацию окружающего пространства. Эффект неплохо воспринимается, но, честно говоря, мы ожидали несколько большего...

На сайте www.audigy.com постоянно обновляются и дополняются списки игр и DVD-Video, в полной мере реализующих потенциал Audigy2. В итоге можно констатировать, что для развлекательно-игровых применений Audigy2 действительно будет хорошим выбором.

А как быть в случае, если пользователю не чужды и творческие порывы?


Взгляд музыканта

Для музыкантов Audigy2 предлагает несколько новшеств. Прежде всего -- это возможность работы с разрядностью в 24 бита по аналоговому тракту. Необходимость использования этого формата в условиях домашней студии является достаточно спорным вопросом, обсуждение которого выходит за рамки нашего материала. Печальнее, однако то, что работать по профессиональному интерфейсу ASIO мы можем все еще исключительно в формате 16/48, и первые положительные сдвиги в этом направлении предполагаются только с выпуском Audigy2 Platinum Ex, для которой заявлена поддержка ASIO 24/96.

Посредством ASIO мы можем также использовать Audigy2 в качестве мультитрек-рекордера. В Cubase SX для Audigy2 Platinum становятся доступными для одновременной записи на разные дорожки входы Analog Mix, Line-In2/Mic2, Auxiliary2 и SPDIF In. Учитывая, что большинство музыкальных инструментов -- монофонические источники, даже без задействования SPDIF можно одновременно записывать до шести инструментов.

Работа с платой в популярном секвенсере Cubase SX не вызвала никаких проблем. ASIO-драйверы позволяют варьировать значение латентности в очень широких пределах -- до 2 мс, но такие небольшие задержки выдвигают серьезные требования к производительности всего ПК.

Запросы музыкантов-любителей Audigy2 в качестве основы домашней студии, в принципе, удовлетворяет. Тем же, кому необходимо действительно полноценное и бескомпромиссное решение для звукозаписи, рекомендуем дождаться Audigy2 Platinum Ex с ее выносным rack-модулем и поддержкой ASIO 24/96.


Взгляд обычного пользователя

А не забыли ли мы, пристально рассматривая нюансы новой звуковой карты, об обычном пользователе? Ведь как бы то ни было, а для любого покупателя самое главное -- чтобы приобретенное устройство работало стабильно, качественно и стоило заплаченных за него денег.

В этом отношении Audigy2 есть чем гордиться. Audigy2 Platinum поставляется с пультом ДУ, с множеством соединительных кабелей и переходников самого разного назначения и компакт-дисков с программными продуктами и играми. Плюс, конечно же, модуль для установки в 5,25-дюймовый отсек с вынесенными на него цифровыми (коаксиальными и оптическими) и MIDI-разъемами, регулируемым выходом на наушники, микрофонным, линейным и дополнительным входами и FireWire-портом. Установка платы и драйверов проходит без малейших проблем, а чтобы описать все возможности ПО, прилагаемого к Audigy, потребуется, пожалуй, не один день.

Гораздо важнее, впрочем, что все это "хозяйство" работает достаточно стабильно и практически не вызывает нареканий. Правда, в процессе интенсивного тестирования несколько раз пришлось столкнуться и с "синим экраном", и с "мертвым" зависанием Windows XP. Необходимо также упомянуть, что для прослушивания музыки в формате 24/96 и выше системными требованиями являются наличие Service Pack 3 для Windows 2000 и Service Pack 1 для Windows XP.

Еще интересная особенность -- драйверы от Audigy2 отлично работают и с "первой" Audigy, хотя, естественно, при этом многие функции, ориентированные исключительно на Audigy2, становятся недоступными. Более того, в одном ПК вполне нормально "уживаются" обе платы одновременно! Все это, учитывая обновленный пользовательский интерфейс, позволяет поставить Creative за написание драйверов к Audigy2 заслуженную "пятерку с минусом".

Компания Creative снова доказала, что, будучи "основателем жанра", она ни в коем случае не собирается "почивать на лаврах". Мы же -- меломаны, геймеры, любители кино, музыканты и, наконец, просто пользователи -- лишь выиграли от этого в очередной раз.

Любопытно наблюдать, как сближаются между собой сегменты профессиональных плат начального уровня и топ-моделей мультимедийных плат. И еще более интересно, чем же производители звуковых карт собираются удивлять нас в будущем? Hi-End на ПК? Что ж, поживем -- увидим. Точнее, услышим...
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT