`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Что современного в учебных заведениях?

+77
голосов
 
На прошлой неделе, 2-4 марта, во Дворце детей и юношества на Арсенальной прошла Международная выставка «Современные учебные заведения – 2011». Картинки с выставки, в основном, обычные, а вот впечатления и выводы — неоднозначные.
 
Оставим в стороне классические стенды учебных заведений, чуть ли не все из которых оформлены по классической схеме "Наши достижения". А надо бы "Мы приглашем учиться" - что толку абитуриенту от созерцания толстенного тома, написанного профессором - при всем уважении к ученому и его труду?
 
Обратим свои взоры на компьютеризацию (или, если хотите, компьютерщину), которая -- что тут скрывать -- как и любой бизнес, ищет все новые рынки сбыта. Намеренно не называю производителей и продавцов того, что представлено ниже. Дело ведь в том, что именно они предлагают.
 
Вот пример ранней реализации известной инициативы "Один ученик - один компьютер". Как оказалось, пока речь идет идет в основном о продаже самих портативных компьютеров для школьников, по классу очень близких к нетбукам.

Что современного в учебных заведениях?

При средней цене в 2,5-3,5 тыс. гривен они заведомо малодоступны многим семьям. Очень сомнительным выглядит предложение бесплатно обеспечивать компьютерами отличников. Наличие нескольких моделей мгновенно приведет к расслоению класса на крутых и бедных. Непонятно, какое место теперь отведено учебникам, тетрадям, доске и самому учителю.

Логично, что каждая школа должна теперь иметь свой компьютерный центр с сервером, хранилищем данных, интернетом. Раз на компьютере есть разъемы, значит, появятся и игры. И (о Боже!) -- интернет. Не сомневаюсь, что найдется множество блюстителей нравственности, желающих его фильтровать.

А контрольная работа при том, что все ученики связаны в сеть? И потом -- дома сегодня чуть не у каждого школьника стоит мощный игровой компьютер (или по крайней мере есть мечта о нем). Возможности школьного нетбука гораздо скромнее. Можно легко догадаться о мнении наших продвинутых детей о нем.

Как делать домашние задания? Как проверять работы? В биологии, анатомии, астрономии и подобных "зрелищных" науках можно представить учебные фильмы, но их можно смотреть и дома. А точные науки теперь перейдут на тестовую систему?

Можно задать еще десятки вопросов по такой модели обучения. Зато довольно легко умножить цену компьютеров на число учеников, добавить очень немалые расходы на методическое и программное обеспечение (кстати, родная ОС - Linux), техническую поддержку, создание школьной инфраструктуры и определить стоимость всего проекта. Интересно также, кто будет его исполнителем?

Далее. А вот еще одна составляющая электронной школы. Теперь все учитывается автоматически - кто когда пришел, болел, прогулял, свой-чужой, ведомости для районо и т.д. Интересно, как без всего этого обходились раньше? И кто за все это заплатит? И будут ли учитываться деньги, которые родители регулярно и безропотно сдают учителям?

Что современного в учебных заведениях?

Ну да ладно. Теперь о хорошем, то есть о технике. Здесь говорить легко и приятно, потому что речь не о больших деньгах и не о проблемах родителей.

Вот институтские лабораторки по микроконтроллерам. Дело хорошее. Жаль только, что кустарное. Конечно, несколько сот комплектов и собственное производство -- это неинтересно.

Что современного в учебных заведениях?

Поэтому пока можно показывать многочисленные дипломы за отличные разработки, сделанные в единичных экземплярах.

Что современного в учебных заведениях?

А вот еще. Любого ребенка просто не оторвать от такой рисовалки. Основам художественного ремесла она, конечно, не научит. Но каляки-маляки и разные слова на нем писать удобно и высокотехнологично.

Что современного в учебных заведениях?

Претензия на нечто большее и хорошее техническое исполнение - проектор с датчиком стилуса и некоторыми интерактивными возможностями. Это, пожалуй. зародыш того, что могло бы оказаться полезным: "Ребята, посмотрите, какое выражение лица у Ильи Муромца!"

Что современного в учебных заведениях?

А это уже почти хочется -- обучение нотной грамоте и основам построения мелодии. Но интерфейса для клавишных пока нет.

Что современного в учебных заведениях?

Какие выводы? Все показанное на выставке говорит только о том, что методы обучения, использующие компьютеры, существуют. Но и только. Для того, чтобы получить реальную пользу (читай -- высокое качество обучения) от очень больших затрат на реализацию "электронной школы", денег, железа и софта недостаточно. В конечном итоге, все делают люди и для людей.

Поэтому неплохо бы остудить горячие головы, которые "желают, чтобы все" и не строить далеко идущие планы. Хотя планов громадье -- стратегия беспроигрышная еще со времен Ходжи Насреддина, который взялся обучить говорить осла под залог своей головы и потребовал на это двадцать лет.

"Двадцать лет - срок немалый, -- сказал он, -- за время кто-нибудь да умрет - или осел, или я, или хан. Зато я безбедно проживу эти годы в почете и довольстве".

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Мдя... ну и ладно, вот очередное образование завалилось. Да и фиг с ним - зачем нам умные?

А фолианты современных проФФеСоров - все больше напоминают студенческие курсачи, надерганные из интернетов.

Про стенды с микроконтроллерами лучше скромно умолчать, чтобы не прорвало трубу с матюками в адрес всего и вся.

P/S/
За скрин с МакОс'ью - зачОт!

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT