`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Нестор Комарницкий

Без чего может обойтись (и без чего нет) ИТ-директор

+911
голосов

Объем данных различного толка, проходящих ежедневно через директора по ИТ, растет экспоненциально. При этом нужно не только усваивать эту информацию, но и адекватно применять ее. Без чего же все таки может обойтись ИТ-директор в своей ежедневной работе, а что для него просто жизненно необходимо?

Думаю, простых ответов на этот вопрос нет. У каждого CIO есть своя специфика работы в той области, где он трудится. И это как раз тот случай, когда наиболее полный ответ можно получить коллективным обсуждением.

Ну, а для затравки предлагаю следующие пункты, которые важны с моей точки зрения.

Обязательно наличие:

  1. Понимания стратегии бизнеса и места в его организации информационных технологий.
  2. Умения выстраивать коммуникации и отношения на разных уровнях организации и ее окружения.
  3. Готовности в любой момент выступить с репликой «Так будет потому, что я так сказал».

Не обязательно, но желательно:

  1. Знание современных тенденций в ИТ на программном и аппаратном уровнях.
  2. Умение развивать и мотивировать подчиненных.
  3. Навыки управления временем.

Можно обойтись без:

  1. Знания того, чем отличается молотковый паяльник от дугового.
  2. Умения собрать и разобрать с закрытыми глазами два сервера разных производителей одновременно.
  3. Навыков танцев с бубнами вокруг неработающего оборудования.

Даже если вы не ИТ-директор, но наблюдаете за его работой и у вас есть собственная точка на этот счет, предлагаю высказаться. Ну и конечно опытных CIO — поделиться своими наблюдениями.

По результатам, подытожу ваши предложения в отдельный пост, так что буду рад любым комментариям и дополнениям (особенно конструктивным и от тех коллег, что не скрывают себя под личиной псевдонимов).

+911
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Учитывая все "нужно/не нужно/не важно", не совсем понятно, чем "ИТ-директор" отличается от того директора, у кого приставки "ИТ" нет.

ИТ - не приставка.

Собственно, мы тут обсуждаем и этот вопрос. У Вас есть мнение по этому поводу?

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

НК: ИТ - не приставка

Терминологию мы оспаривать не будем (с)

НК: Думаю, что стоит его высказать

Прежде, чем высказывать свое мнение (пусть даже ценность его, в силу моей специализации и невелика), хочу быть уверенным, что правильно понял собеседника - пока всё мое "понимание" сводится к тому, что в том бизнесе, где зарабатывает на хлеб насущный себе пан Нестор - разницы между "ИТ-директором" и "директором" нет, либо она трудноуловима.

Так Вы именно терминологию и оспариваете...

***

Чтение - это то, что делает человека человеком.

Думаю, что стоит его высказать :)

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

IMHO.
Эти мысли больше соответствуют роли про BRM, чем про IT-директора.

В нашей практике мало кто знает кто такой Business Relationship Manager

Выскажите свои мысли. Очень интересно узнать.

***

Чтение - это то, что делает человека человеком.

В развитие комментария Glider'а. Современному CIO надо быть хамелеоном. Оценивать стратегию бизнеса как CEO, оперировать финансовыми показателями эффективности как CFO, хотя бы в общих чертах понимать как все физическим образом устроено - как CTO. Вот они (CEO, CFO, CTO) не обязаны разбираться в ИТ. А ИТ-директор в их областях иметь базовое понимание должен - если считать ИТ неотъемлемым элементом и критическим ресурсом любого бизнеса. И тогда, с точки зрения принятия решения (у кого и в каком количестве купить немного ИТ), для продавца услуг ИТ-директор действительно не будет отличаться от просто директора (как они между собой в организации поделят зоны влияния - не поставщикова это забота). И уж точно - не дело поставщика продавать ИТ-проекты главбуху.

Именно так. Мир меняется. И очень быстро.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Действительно, господа!
А чем же ИТ-директор отличается от любого другого директора без приставки ИТ?
Да ничем! Если он, конечно, ИТ-директор -- топ-менеджер компании.
Полностью поддерживаю Нестора в его оценке ситуации.
...несколько обидно за коллег (в данный момент я ни на кого не намекаю) которые, с одно стороны хотят быть ИТ-Директорами (и получать должное уважение и компенсацию), а с другой стороны не хотят вникать в бизнес "своей" компании...
ИТ - важнейшая интеграционная функция современного предприятия (на равне с HR, финансами и т.п.), и топ-менеджер, ответственный за ИТ должен думать не о "технологической" составляющей своей работы, а о "бизнес-образующей" составляющей.

Эта проблема, Евгений, стоит остро не только у нас, но и "там" тоже. Читая публикации периодических изданий вроде cio.com, в этом можно легко убедиться.
***

Чтение - это то, что делает человека человеком.

как насчет необходимости иметь вменяемого первого руководителя? такого, который понимает важность и критичность it-составляющей для компании.

__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

В какую из категорий предлагаете его добавить?

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

1. Понимания стратегии бизнеса и места в его организации информационных технологий.

Есть, как минимум, два различных варианта: бизнес сильно зависит от ИТ и не сильно. От этого реально зависят остальные пункты. Для простоты предположим, что у нас первый вариант. Остаётся "понимание стратегии бизнеса". А вот тут появляется уже упомянутый фактор адекватности первых лиц. Либо ты с ними, либо ты против всех. Я бы добавил к пониманию также и принятие правил игры.

2. Умения выстраивать коммуникации и отношения на разных уровнях организации и ее окружения.

Слишком общо. "BRM" чуть сужает область, но недостаточно. Я бы ограничился +-1 уровень внутри, соответствующим уровнем внешних поставщиков и дополнительным внешним уровнем типа "CIO-club".

3. Готовности в любой момент выступить с репликой «Так будет потому, что я так сказал».

Не совсем понятно, что имеется в виду... Если наличие смелости, то это не в этот список....

Справедливо замечание про ИТ и не-ИТ. Все эти критерии подойдут любому директору. Для ИТ сферы я бы в качестве обязательного указал:

1.Понимание специфики бизнеса и применимость технологий, особенно на стыке ИТ - не-ИТ

2.Понимание, что некоторые решения, предлагаемые для ИТ, можно решить другими методами (организационными, например). Причём, более эффективно

3."Знание современных тенденций в ИТ" на уровне, достаточном для построения долговременных стратегий развития основного бизнеса

С уважением,
Анатолий

Тот пункт, который Вам не совсем понятен, как раз и проводит разграничительную черту между начальником отдела ИТ и ИТ-директором.

По поводу остальных пунктов - возможно, включим его в обещанный выделенный пост. Подумаю еще над этим. Мне особенно понравился Ваш пункт №2.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Обязательно наличие:

0. Состояния (мировоззрения) финансовой независимости.

Пункт принципиально принимается. Для читателей блога раззясните почему Вы его предложили?

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Потому что иное состояние нивелирует абсолютно все его способности. Болит. Старомоден я.

Часто такие ИТ руководители Вам встречались?

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

:))))))))))))
:(((((((((((((((((((((

Одни эмоции?

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Нестор.

Работаю в ИТ для судостроительной промышленности более 20 лет. И ранее, и сейчас сталкивался и сталкиваюсь с двумя принципиальными подходами :

1. Пройти все ступеньки карьерной лестницы, не пропустив ни одной, от программиста или электронщика до ИТ Директора и CIO.

2. После института и пары лет скачек по коммерческим структурам пройти обучение стратегическому менджменту и стать стратегом-специалистом чтобы успешно рулить что гинекологической клиникой, что театром, что ИТ службой. Раньше эта публика называлась комсомольцами, а сейчас
юрист-экономист-менеджер-MBA.

Думаю, уже ясно, что я сторонник первого подхода.
Да, надо упираться, тренировать серое вещество, учиться взаимодействию и управлению с десятками людей и контрагентов на основе своего собственного авторитета.
Да, требует усилий, требует знаний и времени.

Но, другого пути нет.

Корона не упадет с головы если взять в руки паяльник или написать код в сложной ситуации для того чтобы не оставить сотни людей без почты или CAD системы, простой которой, умножив на 70 конструкторов и на стоимость часа, выливается тысячи у.е. Чтобы люди видели - CIO у нас не пустышка. Кроме бизнес задач, бюджетирования и политесса он чего-то стоит в критических ситуациях.

"Упавший сверху" на руководство ИТ службой "стратег" будет несоменнно осмеян за спиной специалистами при первой же стратегической лаже.

Вообще же сходная тема обсуждалась в сообществе CIO на сайте linkedin в дискуссиях : "Должен ли быть Ваш ИТ Директор ИТ гуру" и "Что делает Финансового Директора уникально квалифицированным чтобы возглавить ИТ"

Могу выслать копии. Язык - английский.

Андрей
20+ лет в ICT/CAD в судостроении

Мнение - интересное, хотя отчасти напомнило мне о неких безальтернативных временах нашей истории )
Думаю, что для тех времен Ваше мнение - сверхправильное. А для сейчас - пути все же есть разные, и это ни хорошо, ни плохо, а всего лишь реальность.
Ссылки можете не присылать, а вот продолжить дискуссию по поводу того, что нужно и что нет Вам и Вашим коллегам по профессии, да и мне - пожалуйста, буду рад.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Пожалуйста, вот Вам современный опыт.

С 2006 по 2008 год работал в команде ICT руководителей группы верфей и КБ
Aker Yards. Команда представляла IT Директоров и CIO верфей и КБ Норвегии,
Франции, Германии, США, Румынии, Украины и др. Средний возраст : 40-45 лет,
рабочий язык - английский. Ни одного человека, кто бы явил команде слегка
отмассированную курсами МБА управленческую железу вместо профессионализма.

Все - действующие специалисты. У всех за плечами реальный опыт внедрения
и поддержки ICT, CAD, ERP решений, часто с нуля, на ведущих Европейских верфях и в КБ.
Горжусь, что был принят и работал на равных в этой команде.

Предлагаю посмотреть c другой стороны на исходную постановку в этой дискуссии.

Исходный вопрос + перечень навыков приведен в стиле, навязываемом
нам, специалистам, продавцами и учителями "управленческих методик общего характера".

Не принимайте, пожалуйста, на свой счет. Просто есть сходство в постановке.

Я видел своими глазами, что на Западе этим меньше озабочены.
Только как довеском к профессиональным знаниям.
И никогда вместо профессионализма.

Обилие на нашем рынке предложений продаж и обучения "управленческим методикам
общего характера" всего лишь отражает факт большого количества продавцов и обучателей.
Это как реклама на телевидении : ее обилие не означает реальной ценности рекламируемых
товаров.

Исключительно лично мнение : я бы отнес "управленческие методики общего характера"
скорее к манипулятивным технологиям.

И предназначены они для решения других задач :

- Конкуренция внутри компании за ресурсы;
- Конкуренция среди топ-менеджеров за лидерство;
- Подчинение персонала;

- Как быть выше по должности среди равных Вам специалистов?
- Как быть выше по должности среди специалистов, которые выше Вас по знаниям и опыту?
- Что необходимо изучать чтобы сделать это : науку, технологию, управление, политику, другое?

- Может ли кто-то получить руководящую позицию топ-уровня в любой професии?
- Имеет ли значение образование?

- Есть ли необходимость напряженно работать на каждой позиции/ступеньке в карьерной
лестнице чтобы получить позицию топ-уровня?
- Можно ли пропустить позиции младшего, среднего и ведущего специалиста
для получения позиции топ-уровня?
- Какой путь быстрее?

Также хочу сказать, что для меня всегда был загадкой выбор ИТ сферы для испытаний
"управленческих методик общего характера."

С уважением,
Андрей

Про последнее - хотелось бы поподробней. Интересно сравнить с моими наблюдениями.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Каждый видел и видит достаточно примеров в своей производственной практике.

Сотни лет назад люди видят и описывают это явление :

http://www.youtube.com/watch?v=dP3NtWHZI0g&feature=player_embedded

Я бы назвал это вводным видеоуроком по управленческим методикам общего характера.

полностью поддерживаю и добавлю от себя

Наличие на руководящих постах комсомольцев с MBA свидетельствует о незрелости рынка и нерыночных методах работы. Нормальный конкурентный рынок и естественный отбор быстро отправят таких "управленцев" на биржу/пенсию/менеджмент среднего звена...

Приведите примеры деятельности таких людей. Очень интересно.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

К счастью, я таких людей после 2004 года уже не встречал. Никогда не пойду на работу к неопытному руководителю - это все равно, что довериться слепому.
Самому мне бумажный курс MBA достался от друга, уехавшего работать тимлидом в Google. Курс с удовольствием изучил. Сразу бросается в глаза свежесть источников по сравнению с университетским экономическим образованиям. Никакого антиквариата начала 20 века - в основном, все находки авторов от 1980 до 2004 года.
Однозначно расширяет и систематизирует кругозор по неродным направлениям. Например, в "Маркетинге" много нового нашел, в HR мог сразу правильно делать упражнения, так как много лет работаю в сфере автоматизации HR.
Для опытных руководителей (5+ лет) MBA - потеря времени с точки зрения получения новых знаний. Для начинающих и тем кто хочет руководителем стать, MBA неплохое дополнение к вузовскому образованию.
Вывод: начинающему управленцу MBA может ускорить его каръерный взлет. А звание "ИТ директор" намного весомее чем человек с MBA.
И еще не стоит забывать, что MBA - это стандартные навыки управления стабильным бизнесом. А "ИТ директор" - это развитие бизнеса. А главными факторами успешного развития могут быть только десятки тысяч человекочасов опыта в своем деле. Само по себе MBA такого опыта не дает.

Отличный комментарий. Спасибо за понимание профессии.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Хм, а вот меня интересует, если для ИТ директора не обязательно понимание тенденций ИТ, то как он будет брать на себя ответственность за развитие ИТ для нужд организации?

Ведь не секрет что в развитии можно руководствоваться двумя подходами:
а) здесь и сейчас, моментально реагируя на возникающие нужды бизнеса предложениями в сфере ИТ
б) выстраивая ИТ инфраструктуру, штат и бюджет з некоторым запасом с учетом прогнозируемых изменений в бизнесе

Грубо говоря при первом подходе мы пытаемся развивать бизнес, при втором не дать ему загнуться от ИТ угроз. И в том и в том случае нужно понимать что же предложить и насколько это актуально.

P.S. И Нестор, если для Вас это приемлемо, расскажите почему перешли на финансового директора?

Александр, я же не истина в последней инстанции. Ну а если серьезно, то я встречал в своей жизни ИТ директоров высокого класса, которые прекрасно руководили людьми, расставляя их и ставя им бизнес-задачи, при это не особо вникая и отличая, к примеру сетевое оборудование Cisco от HP и 3Com (для троллей - это я не о себе), уже не говоря о понимании тенденций их развития.

А насчет P.S. подумаю, возможно сделаю отдельным постом, а возможно только Вам отвечу в личном сообщении.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Думаю истинный "класс" профи проявляется всего в 20% ситуаций.
Например острого дефицита денег на ИТ, дефицита персонала. Так же в ситуации необходимости кардинального перестроения ИТ инфраструктуры, построения ее с нуля, формирования ИТ службы как таковой. Для обычного функционирования ИТ на протяжении нескольких лет хватит любого хорошего менеджера, который будет просто медленнно тратить наработанное предыдущим специалистом, IMHO.

для Администратора - согласен, для Директора - нет, так не бывает! Конечно, нужно более точно описать исходные данные, но, по моему мнению, автор не имел в виду ситуацию "медленнно тратить наработанное предыдущим специалистом".

Автор имел в виду общий случай Директора по ИТ с возможными отклонениями в течение срока работы в должности. Ну а по жизни уж точно, автор не склонен жить такой ситуацией.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Как по мне, ИТ директор должен видеть как ИТ помогает Заработать больше денег или оптимизировать затраты. Все проекты можно привести к этому. ИТ это инструмент для ведения бизнеса, как им умело пользоваться вопрос. Для судостроения это CAD системы, системы математических расчетов, архивы. Для банков АБС, процессинг, интернет-банкинг и тд. Вопрос не только в видении, но и в применимости, эффективности использования. Ну и важный момент это готовность организации к восприятию всего этого, к изменениям.
Мне кажется набор этих факторов важен в работе ИТ директора

Не все, что делается ИТ директором сейчас, помогает бизнесу немедленно. Так что, Николай, ты, конечно, прав. Но ведь важно и уметь убедить в том, что и системы о которых ты пишешь, и другие затраты являются 1. обоснованными, 2. целесообразными 3. в конечном итоге выливающимися в плюс, а не в минус для предприятия в долгосрочной перспективе.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT