`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

CIO & MBA — возвращаясь к теме с неожиданной стороны

Лет семь назад мы с вами обсуждали нужно ли ИТ-директору получать степень MBA. С тех пор много воды утекло, и ваш покорный слуга так и не пошёл получать MBA, но зато успел уже трижды прочитать курс «Управление ИТ в бизнесе» как в одной из бизнес-школ Украины, так и за рубежом.

Казалось бы, зачем мне это было нужно?

Иногда бывает так, что топ-менеджеры компании боятся конкуренции и подспудно считают или даже открыто говорят — зачем делиться своими знаниями и навыками с подчинёнными и коллегами, те, ведь, могут занять их место.

Я считаю такую позицию не только не очень точным пониманием роли топ-менеджера компании, но и большим жизненным упущением. Почему?

Программа «Магистр делового администрирования» предполагает серьёзные требования не только к слушателям, но и к преподавателю. Провести курс, рассказывая исключительно «теоретические аспекты внедрения операционной системы Windows на советских предприятиях» или байки из жизни на тему «ИТ — это не только ценный мех, но и три-четыре литра крепких напитков» вряд ли у кого-то получится. И это тоже позитив.

Cui prodest или кому выгодно

Составляя список «что мне дало преподавание на программе MBA», я могу определить следующее:

  • Отличная возможность нетворкинга

Я познакомился с несколькими народными депутатами Верховной Рады, несколькими акционерами украинских компаний и несколькими десятками топов, которые потихоньку занимают высшие должности в тех или иных компаниях, при этом не забывая поддерживать связь со своим преподавателем ИТ как в фейсбуке, так и в телефонном режиме.

  • Обновление знаний

Готовясь к лекциям, я прочитал или перечитал несколько десятков книг по ИТ, управлению, CoBIT, ITIL, Scrum, управлению ИТ-рисками, ИТ-стратегии и т.д., и т.п. Не могу сказать, что объём абсолютно новой для меня информации превысил 20%. Но с другой стороны разницы между CoBIT 4.1 и 5.0 я в оперативной памяти моего мозга постоянно не держу, а их обновление и повторное прочтение того же CoBIT 5.0 уже стало полезным для ряда инициатив в ежедневной работе.

  • Обновление контактов

Перед тем, как выступать перед двумя (иногда чуть меньше) десятками профессионалов в своих сферах я провёл обкатку лекций на своих коллегах (финансовых директорах, директорах по ИТ, операционных директорах, директорах по маркетингу и даже консультантах известных консалтинговых компаний). Это дало мне лишний повод пообщаться с этими людьми, а им — иногда новые знания, а иногда возможность покритиковать Нестора Комарницкого. В любом случае, такая совместная работа хорошо устанавливает или восстанавливает раппорт, а иногда даже и приводит к участию соответствующего специалиста или руководителя в курсе в качестве почётного гостя.

  • Обновление навыков публичного выступления

После окончания в 2002 году курсов ораторского и актёрского мастерства я не боюсь сцены и необходимости выступать перед большим количеством людей. Однако ежедневная работа в настоящее время не так часто требует от меня делать зарядку для голоса или применять известные мне техники работы с большой аудиторией. А вот преподавание вызвало потребность и в том, и в другом:, и я с удовольствием вспомнил как фундаментальные знания по публичному выступлению, полученные мной 15 лет назад в соответствующем центре в Киеве, так и пересмотрел свою реальную готовность преподавать на украинском и на русском языках и решил все связанные с этой готовностью вопросы.

  • Терпение и труд

Преподавание требует терпимого и терпеливого отношения к не всегда с первого раза всё понимающим людям с высокой самооценкой, правильно спланированной и кропотливой работы и над содержанием курса, и над собой. Терпение и труд всё перетрут. И лишний раз убедиться в своей готовности и к первому, и ко второму — тоже довольно ценно и полезно.

Так что если в вашем телефоне прозвучит голос знакомого декана бизнес-школы с предложением пойти к нему поработать гостевым преподавателем, соглашайтесь не раздумывая.

Скайнет стал чуточку ближе...

Мир в очередной раз изменился. А мы в очередной раз не заметили.

А ведь изменение радикально и повлияет на количество финансистов, юристов, экономистов, логистов и других, сидящих на лопате сталевара, гаечном ключе машиностроителя, ручке маркшейдера и спине собирателя хлопка.

Если дата изобретения колеса потеряна в истории человечества, даты открытия Америки и двойной записи хотя бы примерно, но известны, то дата очередной тихой революции известна точно.

Поставка 88 тюков хлопка из США в Китай, о которой написал 24 октября 2016 года Дункан Райли стала первой операцией по перемещению физического товара, которая вовлекла несколько финансовых учреждений, но не вызвала никакого вовлечения со стороны человека, никакой распечатки бумаг и прочих признаков классической административной нагрузки, сопровождающей экспортные операции. Но зато, в этой операции использовались Blockchain технологии компании Skuchain Brackets, заменившие собой традиционный аккредитив.

Что это означает для нас с вами?

Это означает

  • что мировая торговля получает еще один стимул для ускорения и оптимизации,

  • профессии финансиста, юриста, экономиста-международника и логиста стали чуточку более подвержены рискам исчезновения,

  • и что технологии Blockchain крепко и плотно входят в нашу жизнь.

Вопрос только в том, как быстро они это сделают.

Новые приключения неуловимых, или правильное резюме CIO

В прошлом году я написал заметку о том, как рекрутёру переманивать на другую работу директора по ИТ.  Заметка вызвала большой интерес, а также шквал похвалы, критики и просьб продолжить писать на эту тему. Попробуем поговорить сегодня на тему "Резюме CIO. Что там должно быть и что нет".

Рынок меняется. Кому-то может показаться, что для претендента на должность CIO все еще может хватить знаний, где у компьютера какая кнопка и как перевести с английского reset. Но это давно неправда и все уже не так. И правильно составленное резюме - это только первый шаг в направлении на пути к этой должности. Об этом шаге и поговорим.

Размер резюме.
Классическое требование к резюме - уместить все на одной странице. Можно долго дискутировать правильно это или нет, но нужно иметь в виду, что резюме длиной более трех страниц читать практически никто не будет. Поэтому, сколько бы не было у Вас должностей, курсов, тестов и внедрённых систем, старайтесь уложить всё в указанный объём. При этом, да, иногда рекрутёр или особо умудрённая финансово-промышленная группа могут попросить Вас прислать максимально полное резюме. Не поддавайтесь на провокации. Три страницы - это максимум. Точка.

Содержание резюме
Ориентированность на процессе - удел нижнего и среднего менеджмента. Если Вы действительно хотите оказаться в кресле одного из заседающих в Совете Директоров, ориентируйтесь на результат сами и готовьте свое резюме именно в таком ключе. Включайте яркие достижения ("Снял с деревьев 30 кошек и подключил к вайфаю соседей с верхнего и нижнего этажей, сэкономив при этом на интернет-провайдерах 41 тысячу килотугриков в мартобре") и демонстрируйте свою уникальность ("пою песни не только в душе, но и бане"). Этим Вы сразу же покажете, что хорошо вникли в бизнес своих предыдущих работодателей, а значит ваши шансы на успех на новом месте также вполне высоки.

Технологический стек
Всем интересно, что Вы делали в 1969 году во время Вудстокского фестиваля. Всем, всем, всем. Или... это был сарказм? Да, это был он. Время - неумолимо. И Вы, конечно если Вас спросят, сможете рассказать о подвигах с Ассемблером или Фортраном, но вопрос этот, скорее всего, задан не будет. Обычно и на собеседованиях, и в резюме ищут информацию о процессах, структурах и (да-да-да!) технологиях последних пяти, максимум десяти лет.  Да Вы и сами, скорее всего, будете как от огня бежать от потенциального работодателя, который в 2016 году рассматривает внедрение технологий корпоративного каталога и даже портала, как стратегический для себя проект.

Ответственность
Крайне желательно показывать динамику роста вашей ответственности и поток позитивных достижений у Вас и у Ваших работодателей в связи с предоставлением Вам этой ответственности. Вчера Вы нашли как улучшить качество ввода данных в систему управлением и обучили этому трюку всех пользователей, сегодня Вы добились экономии ИТ-бюджета на 50 тыс. долларов в связи с переходом на новую платформу электронной торговли, а там, глядишь, завтра у Вас попросят резюме и предложат руководить ИТ-департаментом пусть маленькой, но очень изворотливой аптечной сети.

Управление людьми
Технологии, как и скандалы, салаты и все остальное хорошее, что есть на этой планете, делают люди. Не стоит об этом забывать. Покажите в Вашем резюме как росли ваши таланты и амбиции и, как начиная с одного человека, Вы, вослед героине "Москва слезам не верит", научились руководить тремя, пятью, семью и так далее очень умными, но иногда довольно-таки интровертными айтишниками и добивались совместных результатов как команда и руководитель, а не как толпа и тиран.

Точность и честность
Для тех, кто до сих пор не разобрался в "новом" интерфейсе Microsoft Office, кнопка F7 все также работает. Для тех, кто более продвинут, есть отличные orfogrammka.ru и grammarly.com. Кем бы ни были Вы, помните - проверка правописания, а также содержания на честность и правдивость являются не только правилом хорошего тона, но и обязательной процедурой. Примерно такой же, как дезинфекция рук врача перед приёмом родов. Да, обязательной последняя процедура стала от силы лет 155. Но ведь стала же. Про честность и правдивость распространяться не буду. Умному - достаточно, а бисер перед самыми умными есть кому метать и без меня.

Новые форматы
Все, наверное, уже наслышаны о видео-резюме, о резюме-инфографике и даже о резюме-шоколадке. Все это прекрасно, но... лишь как приятное дополнение к качественно подготовленной странице или в крайнем случае трём страницам, о которых мы писали выше. Человек не очень-то изменился со времен как Гутенберга, так и китайских первопечатников. Не учитывать это - себе вредить.

Дерзайте!

О бедном альянсе замолвите слово…

Не так давно консалтинговая компания Accenture обновила свое видение ситуации в технологической сфере, опубликовав отчет «Accenture Technology Vision 2015».

Памяти Романа Бектурова

Для подготовки этого исследования был проведен опрос почти 2000 ИТ- и бизнес-руководителей. Около 80% опрошенных считают, что барьеры между компаниями будут быстро и сильно размываться уже в ближайшее время.

На практике это означает, что быть директором по ИТ, нацеленным на инновации и развитие в рамках своей организации – это все еще хорошо. Причем хорошо даже в наши кризисные времена. Но уже, пожалуй, недостаточно хорошо. Необходимо теперь думать не только о своей компании или даже не только о своей отрасли, но и о конкурентах, которые могут стать неожиданными союзниками и партнерами, и о поставщиках и клиентах, которые могут стать неожиданными соперниками.

Мы немного обсуждали эту тему в статье «Акт веры, как новая форма получения прибыли», но к ней стоит вернуться опять.

Новые рыночные условия ставят и перед бизнесом, и перед ИТ-директором новые вызовы. А сетевые технологии и структуры управления позволяют эти вызовы принимать и успешно решать.

В западных изданиях много пишут об успешных совместных запусках фармацевтических продуктов, представленных на рынок де-факто конкурентами, поделившимися друг с другом ресурсами.

А я вспоминаю свой опыт работы в России. Тогда, в 2010 г. работа, проведенная Романом Бектуровым и вашим покорным слугой по потенциальной интеграции бизнес-процессов одной большой книготорговой сети с ее маленькими и конкурентами, и клиентами одновременно была во многом сорвана. Произошло это из-за отказа даже самых доверенных клиентов-конкурентов вскрываться и обмениваться лучшими практиками, иметь доступ к текущим остаткам книг друг друга, учиться друг у друга и, соответственно, делиться ценными знаниями и маржой.

А ведь теоретически и согласно отчету «Accenture Technology Vision 2015» все должно было получиться. Как Вы думаете, чего не хватило для полного счастья?

CIO: как не стать главным по рубильнику

Ведущие производители ПО инвестировали значительные средства в создание облачных версий своих продуктов и продолжают это делать с завидным упорством. Кому-то это может напомнить игру в покер, кому-то голландскую тюльпанную лихорадку, а кто-то видит в этом шанс провести цифровую трансформацию своего бизнеса. О последних речь и пойдет.

Что происходит с розничными продажами и продажами B2B?

Если верить ведущей мировой консалтинговой компании Deloitte, 2.2 трлн долл из 3.7 трлн долл ожидаемых в 2015 году розничных продаж на американском рынке будут так или иначе сделаны не без влияния информационных технологий. Это, конечно, не означает, что украинский потребитель “кефира и полбатона” уже захвачен этим трендом, но волна, накрывающая и больших, и мелких торговцев США вскоре докатится и до наших берегов.

С другой стороны, согласно исследованиям компании Demand Metric, более 80% задач классического цикла продаж на рынках B2B тех же США реализовывается самими заказчиками вообще без привлечения производителей.

Как это влияет на нашего CIO?

С одной стороны, никто не отменял и в ближайшее время не отменит инфраструктурные задачи. Active Directory, уже купленные серверы и подключение к интернету кому-то нужно администрировать. Да и с информационной безопасностью часто приходится разбираться вместе с соответствующим функциональным директором. А с другой стороны, превращение в ответственного за рубильник на канале выхода в интернет и не более, тоже вполне может быть не за горами.

Что же делать?

Советы, пожалуй, тривиальные и кому-то, пожалуй, малосимпатичные, но…

1. CIO должен  или уже быть, или становиться экспертом в своей отрасли. Когда-то в дискуссии на LinkedIn было дано следующее определение IT мирового уровня. «Мировой уровень достигнут тогда, когда гость предприятия, посещая совещания по вопросам взаимодействия ИТ и бизнеса, не может понять кто из присутствующих работает в ИТ-функции, а кто – в бизнесе». Время сжалось, и теперь это становится категорическим императивом для любого предприятия.

2. CIO должен быть доверенным советником бизнес-директоров по вопросам изменений в их направлениях и быть готовым дать варианты решений бизнес-задач средствами ИТ с разными затратами, темпом внедрения и качеством, понимая, как все это счастье будет интегрироваться в существующие зоопарки решений. При этом фокус должен быть на маркетинг, продажи и управление людьми.

3. CIO должен еще больше учиться сам и заряжать настроем на самосовершенствование свою команду. Знание XAL и Cobol кому-то еще могут пригодиться. И человеческая, консервативная природа имеет свое влияние на айтишников. Но от, как минимум, ежегодного пересмотра навыков, которые есть в организации, сравнения их с требуемыми рынком и внутренним заказчиком и от борьбы за тренинговые бюджеты уже никак не отвертеться.

Фокусируйтесь на отраслевой экспертизе, компетенциях команды и бизнес-процессах, и вы будете вспоминать ИТ-трансформацию от классических к облачным решениям как самый счастливый этап своей жизни. Игнорируйте, и придется переквалифицироваться из айтишников в кого-то еще. А это уже не ко мне, хотя телефон центра профессиональной ориентации подкинуть могу.

Как угнать ИТ-директора?

Около месяца назад ко мне обратился высококлассный украинский рекрутер, которому срочно понадобилось понять, как можно найти и переманить успешного CIO.

Можно было бы отшутиться чем-то вроде «Работа.юа в помощь» или «Гугл и LinkedIn – Ваше все», тем более, что меня и самого в том же гугле находили и приглашали на работу, и этого в наше время сплошной онлайновости могло быть и достаточно, но…
…но эта шутка не ответила бы на вторую часть вопроса, а именно «как переманить успешного».
Поэтому я решил подойти к вопросу системно, и вот что получилось.

На что обращает внимание успешный CIO в выборе нового места работы

Сократ как-то сказал «Заговори, я хочу тебя увидеть». Поэтому вам, дорогие рекрутеры, нужно не только заговорить найденного в гугле или по рекомендации ИТ-директора, но и сделать его более разговорчивым и, как следствие, видимым, открытым и доступным для рекрутирования в новую, более перспективную компанию. Для этого можно использовать практику анализа вопросов, которые вам задаст или не задаст CIO.

Первый вопрос, который задаст успешный CIO будет касаться перспектив бизнеса обратившейся к нему компании. Ведь CIO чаще других видят, как быстрые взлеты, так и падения компаний.

Вторым вопросом будет просьба обрисовать задачи и бюджеты компании. Ответы на эти вопросы являются быстрой лакмусовой бумажкой для целесообразности продолжения разговора о переходе на другую работу, и пропуск этого вопроса о многом говорит. По-настоящему успешный CIO обязательно поинтересуется своими перспективами в предлагаемой ему компании как с точки зрения должностей и задач, так и по вопросу финансового вознаграждения.

В-третьих, обязательно прозвучит вопрос о реальном месте CIO внутри организации. Успешный CIO знает, что в одних компаниях эта позиция подразумевает реальные рычаги влияния на бизнес и его развитие, а в других – просто обозначает старшего системного администратора.

И в-четвертых, какой же ИТ-директор не хочет стать генеральным (или хотя бы его заместителем). Во многих компаниях присматриваются к CIO как к потенциальным CEO, особенно в технологических и сервисных структурах, но и не только. Успешные CIO об этом хорошо знают и стараются при общении с рекрутерами понять ответ на вопрос «Что потом?»

Если все эти вопросы заданы, значит наш потенциальный кандидат понимает, что нужно для его успеха, а значит и в дальнейшем вероятность его успешности выше.

Что искать рекрутеру в кандидатах?

Основные рамки поиска, конечно, задаются поставленной задачей. Или функцией. Но помимо «внедрить систему, сократить расходы, поднять удовлетворенность пользователей», требуемых здесь и сейчас, на повестке дня незримо будет и перспектива двух-трех лет, когда все самые большие дыры закрыты и самые срочные проекты переведены в разряд промышленной эксплуатации. И тут важными могут быть совершенно неожиданные вещи. А для того, чтобы быть к ним готовому, нашему CIO понадобятся:

  • Умение управлять изменениями.
  • Гибкость ума, которая позволит убеждать CEO и коллег по совету директоров в целесообразности инвестиций в ИТ.
  • Умение определять, согласовывать и ставить задачи.
  • Опыт создания и внедрения правил взаимодействия между подразделениями как резко выросшей, так и неожиданно уменьшившейся компании.
  • Работа как над собой, так и над всей командой.
  • «Мягкие навыки» по работе с людьми.

Наличие этих качеств и навыков у CIO поможет нашему рекрутеру снизить риски гарантийного поиска по замене неудачного кандидата, а нашему ИТ-директору – адаптироваться к вновь изменившейся ситуации. Ведь согласно Герберту Спенсеру, а заодно и Чарльзу Дарвину, выживают не сильнейшие, выживают наиболее приспосабливающиеся.

Подводные камни поиска.
От ошибок никто не застрахован. Не застрахованы от них и рекрутеры. Поговорим о том, на что стоит обратить внимание, чтобы их избежать.

Гугл может помочь не только специалисту по подбору персонала. Он помогает и CIO. К сожалению, периодически встречаются коллеги по профессии, нахватавшиеся по верхам информации о тех или иных направлениях ИТ-менеджмента, а также информационных технологий в целом и пытаются как-то не то руководить, не то руками водить.

Опытный рекрутер сходу определит таковых, а вот неопытному следует обратить внимание на:

  • Разговоры о трендах в ИТ без понимания ценности этих трендов для бизнеса, в котором работает или хочет работать CIO.
  • Склонность к техносухарству (внедрению и использованию технологий ради технологий).
  • Жесткую привязку к денежной составляющей предложения о работе.
  • Отсутствие умения говорить и слушать собеседника.

Как говорили герои Киплинга, "Удачной охоты всем вам!".

 

Gartner, Hype Cycle и наши реалии

Давайте называть вещи своими именами. Начиная с 2008 г. и в обозримом будущем инвестирование крупных компаний в информационные технологии напоминает и будет напоминать инвестирование в ценные бумаги, когда риск увязывается с доходностью.

Крупные компании уже стоят перед дилеммой:

  • понести сегодня затраты и начать применять самые современные ИТ-инновации/ технологии/ решения и «снять сливки», смиряясь при этом с рисками потерь, или же
  • подождать и начинать использовать новинки только после того, как другие их «пощупают» и ощутят «на своей шкуре» их реальную прелесть; получать от ИТ, возможно, меньший, но зато конкретный и измеряемый эффект. При этом те, кто решат подождать и придержать ресурсы, рискуют упустить позиции на рынке.

Но и тем, кто готов рисковать, и тем, кто выжидает и следует за лидером, стоит изучить свежее исследование международной компании Gartner, специализирующейся на ИТ-консалтинге. Их исследование под названием Gartner Hype Cycle (переводится как «Цикл зрелости технологий» или «Цикл Гиперожиданий»), которое вышло свет этим летом и предложено ИТ-рынку уже в двадцатый раз.

Почему это важно сейчас

На улице стоят последние дни лета. Вскоре во многих компаниях начнется подготовка ИТ-бюджетов на 2015 г. и проработка ИТ-стратегий на 2015-2019 гг. Поэтому стоит изучить данный инструмент планирования современного ИТ-директора и коллег по бизнесу.

Gartner многие называют McKinsey & Company в области информационных технологий. Пять лет назад Gartner, например, спрогнозировал что через несколько лет мы сможем пользоваться мобильными телефонами в качестве платежных устройств. В Киеве уже около года есть как точки продаж, принимающие в качестве средства оплаты мобильные телефоны с функцией NFC и привязанными к ним платежными картами, так и возможность подобную услугу заказать в банке, купив себе телефон с поддержкой такой функции.

Что такое Hype Cycle компании Gartner?

Исследование «Цикл Гиперожиданий» помогает ориентироваться в мире информационных технологий, которые вот-вот выйдут на массовые потребительский или корпоративный рынки.

ИТ-стратегии компаний определяют: быть компании среди лидеров применения новинок или внедрять и начинать использование этих новинок вскоре после того, как лидеры уже ощутили их прелесть и связанные с лидерством проблемы. В связи с этим ежегодное знакомство с «Циклом зрелости технологий» компании Gartner дает возможность быстро понять последние тренды или определить к чему готовиться в ближайшие пять-десять лет.

В последнем отчете рассматриваются 119 новых и сверхновых направлений – от больших данных до трехмерной печати.

Все технологии распределяются по фазам зрелости «Цикла Гиперожиданий», а именно:

  • Технологический триггер;
  • Пик завышенных ожиданий;
  • Избавление от иллюзий;
  • Преодоление недостатков;
  • Плато продуктивности.

Для компаний важно понять эти все новые направления, на какой стадии (фазе) они находятся и самое главное выяснить, что применимо для их бизнеса уже в ближайшие год или два.

Смотрите, кто пришел

Последний отчет показывает, что на пике завышенных ожиданий сейчас находится «Интернет вещей» (Internet of Things). Так ли это?

С одной стороны, да.

Условно говоря, мы ждем футболок, которые будут передавать на смартфон данные о нагрузках на организм человека во время тренировок, о потраченных калориях и о спортивных достижениях.

Радуемся, что эта тема проникла в документы, обсуждаемые на высшем государственном уровне.

Помогаем сослуживцу что-то «ИнтернетВещеймое» спаять во внерабочее время. И даже понимаем, что через несколько лет автомобиль без встроенной сети передачи данных будет считаться чем-то, цитируя Владимира Высоцкого, «а так…»

Но с другой стороны, готовы ли Вы, придя в любимое кафе, автоматически получить от официанта апельсиновый сок вместо грейпфрутового, который хочется именно сегодня, только потому, что некий сканер, установленный в ресторане, просто-напросто считает с Ваших часов информацию, о том, что обычно во вторник мы заказываем апельсиновый?

Готовы ли Вы, что ваш холодильник автоматически будет присылать сообщение о том, что срок пригодности купленного йогурта заканчивается завтра и поэтому он разместил заказ в интернет-магазине на еще одну упаковку?

Ведь согласно оценкам компании Cisco количество таких вот вещей (футболок, часов и холодильников), которые получат свой адрес в Интернете, увеличится в ближайшие годы в сотни раз.

ИТ меняет бизнес, потребительские предпочтения, с ног на логову переворачивает классический маркетинг. Холодильник может стать инструментом фокус-группы.

Так что, пожалуй, Gartner прав. Ожидания очень высоки. И, скорее всего, они завышены.

А вот кто ушел

В прошлом году на пике гиперожиданий находились «большие данные», или возможность высокоскоростной, дешевой и результативной обработки больших, накопленных предприятиями за долгие годы данных об их деятельности.

В этом году «большие данные» перешли в своем развитии на фазу «Избавление от иллюзий». И ведь правда, к середине 2014 г. элементы «больших данных» начали входить в пакеты прикладных программ, которые уже были куплены заказчиками, а также появились опыт и практика внедрения, дающие уже определенный, гарантированный бизнес-результат.

Кстати, уход из пика, как и выход технологии из цикла гиперожиданий не является симптомом проблемы. Обычно, технологии, вышедшие из него, являются массовыми и коммерчески успешными, но при этом давно потерявшими налет модности и новизны. К примеру, Web 2.0, которая была на пике в 2006 г., уже давно используется и нами, и нашими детьми, и даже, отчасти, нашими бабушками и дедушками.

Четыре звена цепи «Цикл зрелости технологий»

Параллели с четырьмя всадниками Апокалипсиса напрашиваются сами собой, но все же не буду их проводить.

Тем не менее, во многом действительно большая часть технологий может быть объединена в группы, посвященные социальности, мобильности, облачности и информационности.

В связи с этим Gartner в текущем году выпустил ряд дополнительных специальных отчетов, с которыми, пожалуй, стоит ознакомиться настоящим ИТ-стратегам, как-то «Цикл для умных машин», «…для цифрового рабочего места», «…для мобильных приложений», «…для трехмерной печати» и т.д.

Рекомендую по возможности с ними тоже знакомиться и изучать.

Вместо вывода

Какой же вывод можно сделать, перечитав информацию о технологиях, которые уже через пять-десять лет будут окружать нас в ежедневном мире?

Как мне кажется, он довольно прост:

  • в ИТ-функции все меньше места для человека, поддерживающего инфраструктуру, сети, приложения и т.д.;
  • и все больше места для показывающего бизнес-специалистам, как эти все эти активы бизнеса можно использовать и сейчас, и через пять лет.

А ведь та же трехмерная печать или онлайн мониторинг состояния здоровья могут стать сравнительно недорогим, но прорывом на новые рынки и в новые ниши для вашего бизнеса.

А вы как считаете?

Топ-приоритеты от Gartner как зеркало ИТ революции и коллективный разум

Из продуктов Gartner наиболее известны ее квадранты, чуть менее Gartner Hype Cycle, но есть еще один, который компания публикует ежегодно и о котором мы поговорим сегодня – 10 технологических приоритетов года в бизнесе/ИТ.

Интересно было бы проследить, как эта десятка меняется.

Скажем, в 2012 г. Gartner писал о том, что в числе основных приоритетов будут:

  1. Бизнес-аналитика
  2. Мобильные технологии
  3. Облачные технологии
  4. Технологии коллективной работы
  5. Виртуализация
  6. Модернизация унаследованных приложений
  7. Общее управление ИТ
  8. CRM
  9. ERP
  10. Безопасность

А вот прогноз на 2014 г. говорит о некоторых изменениях в Топ 10, который теперь выглядит так:

  1. Разнообразие мобильных устройств и управление ими
  2. Мобильные приложения
  3. Интернет вещей
  4. Гибридные облака и ИТ как брокер услуг
  5. Архитектура клиент/облако
  6. Личные облака
  7. Что-либо определенное программным обеспечением
  8. ИТ веб-масштаба
  9. Умные машины
  10. Трехмерная печать

Пожалуй, в первую очередь новая оценка Gartner говорит о том, что мир ИТ радикальным образом изменился и технологические приоритеты, которые всего два-три года назад казались прорывными и важными для успеха бизнеса, вообще исчезли из повестки дня или получили крайне низкий приоритет.

Еще один важный вывод – программы постоянного обучения сотрудников ИТ-подразделений должны включать в себя не только изучение того, что используется предприятием здесь и прямо сейчас, но и хотя бы азы того, что появится на предприятии через пару лет, а возможно и совершенно внезапно прямо завтра.

Кстати, одной из тем курса «Управление ИТ в бизнесе», который я веду во Львовской школе бизнеса, является обзор продуктов компании Gartner и их влияние на мировой ИТ-рынок. И, как это ни парадоксально, но целесообразность изучения этой темы и ее отслеживания не всем из числа слушателей сразу понятна и очевидна.

Но вернемся к приоритетам Gartner 2014, говорят ли они, что ИТ-директор превращается в жонглера, который пытается подхватить мячики, летящие в него с ИТ-рынка? Думаю, что нет, так как разумный ИТ-директор читает не только ежегодные обзоры Gartner, но и сам влияет на их наполнение, общаясь с коллегами и часто формируя ИТ-повестку бизнеса до того, как она попадет в прогноз Gartnerа.

Можно спросить, зачем тогда читать эти обзоры? В качестве ответа процитирую Джеймса Шуровьески (James Surowiecki), автора книги «Мудрость толпы»: «коллективный разум – это сильный инструмент, и им обязательно нужно пользоваться».

Акт веры как новая форма получения прибыли

Не так давно прочитал «Синюю книгу SAP». В этом путеводителе по миру SAP не очень много нового для тех, кто занимается системой не первую пятилетку, но есть ряд моментов, на которые стоило бы обратить внимание и задуматься.

Особо отмечу понятие «Акта веры» касательно определения политики ценообразования на решения SAP при работе с крупными заказчиками.

Тема для украинского рынка сравнительно новая, хотя впервые тот же SAP заговорил об этом с украинскими заказчиками где-то году в 2008. Попробуем оценить ее перспективы и ключевые факторы успеха.

Переведем мудреные слова о том, что такое «Акт веры» в данном контексте. Речь идет о том, что SAP на проекте рискует своим вознаграждением, не получая его в случае провала, а клиент рискует частью своей прибыли, делясь ею с вендором в случае успеха.

О попытках работать в рамках такой идеологии взаимодействия на украинском ИТ-рынке я все же слышал. Но заканчивалась такая работа, увы, довольно плачевно для консультанта/вендора, так как компании-заказчики отказывались выполнять свои начисляемые исходя из договоренностей обязательства. Как следствие, количество желающих рисковать вдвойне уменьшилось. Попробуем разобраться почему.

Проблема №1. Доверие

Отсутствие доверия между партнерами является фундаментальной причиной провалов многих инициатив, проектов и межчеловеческих отношений. Управление проектами – не исключение. И коммерческие отношения – тоже. Но только в условиях, когда у клиента цели отношений с вендором ограничиваются размером процента скидки за лицензии, а вендор заранее определяет минимальный порог выручки для начала проекта, доверие не появится.

Проблема №2. Четкое определение целей и задач проекта

Сколько проектов внедрения ERP начинаются после однозначного определения целей и задач, которые должен решить бизнес после их реализации? Увы, реалии украинского рынка таковы, что финансовая составляющая целей проектов часто размыта и понятна в лучшем случае только части руководства заказчика и его продавцу со стороны вендора. Что касается нефинансовых целей, то они тоже вместо детальной проработки приходят из источника «пол-палец-потолок». Как следствие, опереться на единое видение целей и задач проекта невозможно, так как у каждой из сторон они свои.

Проблема №3. Изменения во время проекта

Задачи проекта имеют свойства меняться после его начала. Эти перемены ведут к изменению себестоимости проекта. Но желание гарантированно заработать самому или хотя бы отбить затраты у каждой из сторон проекта в украинских реалиях заставляют вендора закладывать высокое покрытие рисков в стоимость проекта, а клиента до последнего торговаться за финальные тридцать долларов скидки в то время, когда бизнесы и тех и других теряют конкурентоспособность от нереализованных вовремя инициатив.

Проблема №4. Экономические модели

Текущая экономическая модель, работающая в большинстве украинских компаний, предполагает, что бизнес – это война. Война с поставщиком за более дешевые цены, война с клиентом за предоплату, война с персоналом против саботажа и т.д. При этом «Акт веры» предполагает в первую очередь сотрудничество, поиск взаимных синергий, высокий объем выгод, возвращенных партнерами как друг другу, так и их общему конечному клиенту. А где же Вы видели сотрудничество на войне?

SAP и другим вендорам, которые хотели бы больше использовать модель лицензирования своих продуктов согласно принципов «Акта веры» или, называя вещи своими именами, разделения прибыли заказчика, необходимо помочь этим самым заказчикам выработать понимание перечисленных проблем и помочь их решить.

А что бы Вы посоветовали сделать поставщикам на украинском рынке для успеха модели лицензирования исходя из «Акта веры»?

Поколение Y как головная боль ИТ-директора

Прошло уже несколько лет, а кто-то, возможно, меня поправит и скажет, десятилетие, как в бизнес начали вливаться представители поколения Y.

Иначе их еще называют «поколение Next», «сетевое поколение» или «поколение эхо-бумеров».

Казалось бы, какая ИТ-директору разница, что там за поколение и куда вливается? Но, увы, это только в теории разницы между теорией и практикой нет. На практике - разница довольно существенная. И состоит она не только в особой любви принадлежащих к этому поколению к Питеру Пэну или к Гарри Поттеру. Разница - в отношении к жизни, работе и технологиям.

Сотрудники и коллеги, работающие не в ИТ-подразделении, скорее всего, будут нашего CIO радовать. Они с младых ногтей знают, используют и любят все, что связано с информационными и коммуникационными технологиями. Почти у всех у них еще в школе были аськи, жж, фейсбуки, твиттеры, смартфоны и прочие радости жизни, поддерживающие режим квази-мультизадачности существования. Выбиваясь в руководители бизнеса, эти люди готовы ставить ИТ-директору все новые задачи, связанные с развитием инфраструктуры и продвижением в бизнес новых ИТ-сервисов.

А вот сотрудники, попадающие в ИТ-подразделение на смену уходящему поколению, создадут CIO определенные вызовы. Тут в порядке вещей, например, заявить в 17:55 о том, что работа для них – жизненный приоритет номер пять. Или решить, что, несмотря на потенциальные проблемы в бизнесе, новый сервер подождет до завтра, ведь сегодня в городе концерт уникальной группы «Маша и тридцать три друга-холодильника». Все это для них также в духе культурного кода, как для их предшественников сказать «надо – значит надо» и отпахать. Сделать все от начала до момента, когда система все же будет запущена в эксплуатацию.

У представителей поколения Y часто отсутствуют авторитеты. Они готовы менять место работы настолько часто, насколько это понадобится для того, чтобы найти то самое идеальное место, в котором их оценят и примут такими, какие они есть. И они своим поведением, конечно же, влияют и на окружающих.

Что же в этих условиях делать ИТ директору?

Во-первых, в очередной раз принять как данность то, что мир изменился и нужно не только научиться работать с подобными людьми, но и выстраивать мостики внутри организации между представителями «старой школы» и «поколением Y».

Во-вторых, более четко и приземленно планировать как свои проекты и инициативы, так и работы по эксплуатации существующего ИТ-ландшафта. Все меньше стоит надеяться на то, что «прикажем, и все как один побегут». Вовлекать сотрудников в долгосрочные инициативы без искренности в сердце и без разделения или, хотя бы, понимания их ценностей будет все сложнее.

В-третьих, искать персонал для командной игры и создавать рабочий климат в коллективе, с установкой на совместную работу в трех-пяти летней перспективе, а не от отпуска до отпуска.

Ну и, наконец, в-четвертых, учиться у тех компаний, которые эти задачи успешно решают в глобальном масштабе.

Гугл нам всем в помощь.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT