ЖК против ЭЛТ: борьба за стол профессионала

18 декабрь, 2002 - 00:00Тарас Олейник
Практически в каждом втором материале, так или иначе посвященном LCD-дисплеям, можно найти заверения в том, что ЭЛТ-технология отжила свое и, как только цены позволят, на наших рабочих столах прочно обоснуются ЖК-мониторы. С точки зрения простого пользователя у этих компактных и элегантных устройств масса преимуществ перед тяжелыми и громоздкими ящиками, которые в прежние времена однозначно ассоциировались с понятием "монитор". Но так ли это с точки зрения пользователя профессионального?
Общеизвестно, что подходы к выбору монитора у "домашних" пользователей существенно отличаются от таковых у пользователей, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью, связанной с ПК. Например, в сфере графики, дизайна, полиграфии уже давно сформировались устойчивые требования к параметрам устройств отображения, соответствие которым позволяет охарактеризовать монитор как "профессиональный". Среди них -- достаточная величина диагонали, поддержка больших разрешений с высокой кадровой частотой, широкие возможности настройки геометрии, фокусировки, сведения лучей, цветовой температуры, цветовой однородности, большой диапазон яркостей и т. д.

ЖК против ЭЛТ борьба за стол профессионала
Sony SDM-P82. Ориентировочная стоимость -- $1486. Предоставлен компанией WEGA Distribution: тел. (044) 461-9284
До недавнего времени для дизайнера-профессионала практически однозначным выбором был ЭЛТ-монитор профессиональной серии с большой (19" и выше) диагональю. Несмотря на свои достоинства, LCD-мониторы не могли обеспечить "правдивости" отображаемых цветов, а при работе с некоторыми моделями ощутимые неудобства причиняла пресловутая инерционность ЖК-панелей. Однако и в этой сфере "все течет, все изменяется", и многие компании уже начали предлагать LCD-дисплеи для профессионального применения.

В частности, компания Sony позиционирует как профессиональную свою серию PremierPro, в которой можно встретить как ЭЛТ-, так и LCD-мониторы высшей стоимостной категории. Один из них, 18-дюймовый LCD-дисплей Sony SDM-P82, попал в нашу Тестовую лабораторию, и нам показалось весьма любопытным сравнить между собой устройства одного целевого предназначения.

В серии PremierPro отсутствуют ЭЛТ-дисплеи с диагональю менее 21 дюйма, поэтому в качестве "оппонентов" для SDM-P82 были выбраны 21-дюймовый PremierPro GDM-F520 и популярная 19-дюймовая модель G420 серии DeluxePro. Мониторы подключались к видеокарте Matrox G450, при этом для SDM-P82 использовался цифровой интерфейс DVI.

Для всех мониторов было установлено разрешение 1280 x 1024, выставлена цветовая температура 6500 К и настроены яркость и контрастность, после чего с помощью регулировок цветности Р82 мы попытались добиться соответствия цветопередачи устройства, сходной с изображением на ЭЛТ-мониторах.

Из основных преимуществ LCD-технологии, ярче всего проявившихся при непосредственном сравнении, стоит выделить идеальную геометрию изображения. Даже топ-модели ЭЛТ-дисплеев позволяют добиться отсутствия геометрических искажений только в каком-то приближении; на практике же небольшие изъяны можно найти всегда. Кроме того, подстройка геометрии на мониторе обычно является не самой простой и быстрой задачей. Помимо геометрических параметров, есть еще также фокусировка и сведение лучей, проблематичность идеальной настройки которых по всей площади экрана зачастую заставляет профессионалов выбирать лучший монитор из нескольких экземпляров.

В LCD-дисплеях эти недостатки принципиально устранены. При подключении по цифровому интерфейсу четкость и резкость изображения становится поистине "кристальной", а по прямым линиям можно скорее оценивать ровность линейки, приложенной к экрану.

Однородность цветового поля -- еще один параметр, показатели которого часто зависят от конкретного экземпляра ЭЛТ-монитора. В этом смысле Р82 также не в чем упрекнуть, хотя здесь вступают в силу факторы неоднородности подсветки матрицы и ограниченности углов обзора для LCD-мониторов. Начиная с некоторого угла зрения, цвета на мониторе приобретают неестественные оттенки, а для ЖК-матриц с большой диагональю данный эффект слегка заметен даже по углам монитора. Впрочем, применительно к Р82 необходимо отметить, что показатель углов обзора для него -- один из самых лучших среди множества виденных нами LCD-дисплеев.

Неоднозначное мнение вызвал показатель зернистости для ЖК-матриц. Например, при работе в "родном" разрешении один световой элемент матрицы соответствует одному пикселу изображения, чем и достигается высокая четкость. Но с другой стороны, из-за того, что границы между соседними световыми элементами достаточно заметны, картинка на дисплее получается более "жесткой", а оттенки -- чуть "грязнее", чем на электронно-лучевых трубках. Что предпочтительнее в данном случае -- дело вкуса.

При оценке верности цветопередачи было замечено некоторое несоответствие холодно-красного и темно-синего цветов с таковыми на ЭЛТ-мониторах; кроме того, из-за лампы подсветки черный цвет на Р82 имеет несколько более светлый и синеватый оттенок. Впрочем, это в какой-то мере может и должно корректироваться использованием профилей монитора. Диапазон отображаемых цветов для ЖК-панели заведомо уже, однако в экранном меню Р82 присутствуют три предустановки гамма-коррекции, оптимизированные под различные задачи, что позволяет несколько скомпенсировать данный недостаток. При соответствующей настройке цветопередачу Р82 можно считать достаточно близкой к ЭЛТ-мониторам.

А теперь -- самое интересное. С удивлением приходится констатировать, что такой некогда глобальный недостаток ЖК-технологии, как инерционность, похоже, постепенно уходит в прошлое. По крайней мере, при тестировании с помощью быстро движущегося объекта белого цвета на черном фоне послесвечение люминофора ЭЛ-трубки гораздо заметнее, чем легкая смазанность контуров этого же объекта на LCD. В играх и при просмотре фильмов разница между изображениями также была минимальной, и единственным тестом, где инерционность LCD хоть как-то дала о себе знать, оказалась плавная прокрутка текста с высокой скоростью -- пролетающий по экрану текст на мониторах с электронно-лучевой трубкой был гораздо четче. Впрочем, такая прокрутка вряд ли станет использоваться на практике, потому что прочитать что-либо на подобной скорости уже достаточно тяжело даже на привычных ЭЛТ-мониторах; а при обычной работе вспоминать об инерционности не приходится вообще.

Ну и наконец, при подготовке тестирования пресловутые компактность и удобство LCD-мониторов проявили себя в полной мере, особенно учитывая вес даже 19-дюймового G440 -- 25 кг. Кроме того, SDM-Р82 можно вообще закрепить на стене и таким образом полностью освободить пространство рабочего стола для более рационального использования.

Подведем итоги. Нет никаких сомнений, что с течением времени влияние большинства существенных недостатков LCD будет сведено к минимуму точно так же, как это случилось с инерционностью. Поэтому на данный момент самым главным минусом профессиональных LCD-мониторов можно считать разве что их высокую стоимость. С другой стороны, выбор профессионального оборудования прежде всего определяется, как уже было сказано, его соответствием критериям профессионального качества, а цена зачастую отходит на второй план. Так что теперь при выборе инструмента для работы у дизайнеров и всех остальных, кому важно прежде всего качество изображения, появился лишний повод призадуматься.