ЖК-мониторы: на пути в лидеры

22 август, 2005 - 23:00Євген Куліков

Самым важным событием на украинском рынке мониторов в 2005 г. стало то, что продажи ЭЛТ- и ЖК-дисплеев впервые сравнялись в количественном выражении. Более того, сегмент LCD динамично растет, невзирая на определенную нестабильность в стране и сезонные спады. В отдельные месяцы ЖК-устройств уже продается больше, чем ЭЛТ.

Всего за полгода произошел прорыв, которого ждали несколько лет. В 2004 г. ЖК-мониторы составляли около 20% от общего числа реализованных в нашей стране дисплеев, а в текущем их продажи выросли сразу более чем в два с половиной раза. Правда, учитывая более высокие цены на LCD, в денежном выражении объемы сбыта мониторов двух типов сравнялись еще в конце 2004 года.

ЖК-мониторы на пути в лидеры

О результатах за год говорить пока рано, поскольку впереди еще два квартала, причем на последний – четвертый – обычно приходится около 40% продаж. Однако дистрибьюторы и дилеры настроены оптимистично. Так, по мнению Игоря Волынского, директора по маркетингу компании DataLux, к концу года в Украине будет реализовано не менее 470 тыс. ЖК-дисплеев. С учетом средних цен общий объем продаж составит около 142 млн долл.

Маркетологи отмечают, что стремительное увеличение сбыта ЖК-мониторов в этом году происходит на фоне небольшого общего спада на рынке дисплеев. Еще в конце прошлого года аналитики предсказывали его рост на 20–25%. Но политическая ситуация в Украине внесла в эти прогнозы свои коррективы. Некоторые специалисты констатируют тот факт, что впервые за несколько лет объемы продаж ЭЛТ-мониторов в текущем году оказались меньше, чем в прошедшем.

Многочисленные перемены в стране вносят элемент нестабильности и заставляют бизнесменов более осторожно относиться к инвестициям в IT-инфраструктуру. Кроме того, дилеры отмечают фактически полное отсутствие закупок со стороны государственных учреждений. А ведь именно госсектор всегда был основным потребителем недорогих ЭЛТ-мониторов, и, по мнению специалистов, скорее всего он же будет и последним их покупателем. Остается, правда, еще надежда на второе полугодие – возможно, к концу года этот сегмент все же активизируется.

Популярные 17 дюймов

Сейчас безусловным лидером по объему продаж являются панели с диагональю 17". Причем за прошедшие полгода они укрепили свои позиции – сейчас на них приходится около 80% всех ЖК-мониторов.

ЖК-мониторы на пути в лидеры

Многие поставщики связывают рост доли 17-дюймовых ЖК-дисплеев с постоянным улучшением их технических характеристик на фоне уменьшения стоимости. На сегодняшний день их средняя розничная цена в Украине составляет $330, тогда как 15-дюймовые модели обходятся примерно в $240.

Субъективно разница в размере довольно ощутима даже при выполнении офисных задач: работать за 17-дюймовым экраном намного комфортнее. Поэтому закономерно, что число устройств с диагональю 15" уменьшилось почти втрое. Так, если по результатам 2004 г. они занимали 33% рынка, то уже в первом квартале текущего – не более 13%, а до конца года, вероятно, потеряют еще 3%. При этом, по словам Евгения Легкоступа, старшего менеджера по IT-продуктам представительства компании LG Electronics в Украине, в дальнейшем уменьшения доли мониторов с диагональю 15", скорее всего, происходить не будет, поскольку существует категория потребителей, для которых наиболее критичным параметром является именно небольшой размер дисплея. В основном это заведения сферы обслуживания, такие как гостиницы, рестораны и предприятия торговли, где мониторы используются в местах оплаты в качестве дисплея кассового аппарата или POS-терминала.

Самые востребованные

Подавляющее большинство панелей по-прежнему выпускается по технологии TN (Twisted Neumatic) – она старейшая из ныне используемых. Еще пару лет назад многие эксперты предрекали ей быстрый конец, учитывая такие недостатки перед конкурирующими MVA (Multidomain Vertical Alignment) и PVA (Patterned Vertical Alignment), как неточная цветопередача, низкая контрастность и малые углы обзора. Однако эти прогнозы оказались преждевременными.

Решающую роль в сохранении позиций технологии TN сыграли невысокая цена панелей, созданных на ее основе, и грамотный маркетинг вендоров. С одной стороны, технические усовершенствования позволили поднять основные параметры TN-матриц до вполне приемлемых показателей при сохранении низкой себестоимости. К тому же выяснилось, что для большинства офисных задач, например, точная цветопередача не имеет существенного значения.

С другой стороны, производители в своих рекламных кампаниях сделали ставку на такой параметр, как время отклика матрицы. Этот ход позволил акцентировать внимание пользователей на одной показательной характеристике, добиться улучшения которой при нынешнем технологическом уровне ЖК-дисплеев оказалось проще всего (об этом в нескольких интервью зарубежным сми говорили представители крупнейших компаний).

Типичная спецификация современного массового монитора такова: 17-дюймовая TN-матрица, время отклика 16 мс, контрастность на уровне 500:1, максимальная яркость – 250 кд/м2, угол обзора не менее 160° по горизонтали и 140° по вертикали, стандартное разрешение экрана 1280×1024 пиксела. Впрочем, стоит учитывать, что методики измерения технических характеристик ЖК-панелей не до конца стандартизированы, и каждый производитель может трактовать их по-разному.

Во многих группах потребительских товаров цена всегда была одним из важнейших факторов. Не стали исключением в этом смысле и ЖК-мониторы. По утверждению большинства специалистов, наиболее востребованными являются самые дешевые дисплеи стоимостью от $270 до $330. Как отметил Юрий Погребняк, старший менеджер IT-направления представительства компании Samsung, мониторы low-end занимают около 45% рынка, а вместе с моделями среднего ценового уровня они составляют порядка 80% в общем объеме продаж ЖК-дисплеев.

Вместе или порознь?

Как известно, более 90% персональных компьютеров, реализуемых в Украине, приходится на долю локальных сборщиков. В то же время они не выпускают дисплеи под собственными торговыми марками, поэтому отследить, какая часть мониторов продается в комплекте с ПК, оказывается не так просто. Даже крупные розничные сети не всегда владеют точными цифрами по рынку: по данным разных компьютерных магазинов, их количество колеблется от 30% до 90% от всего объема мониторов.

Но в этом контексте интерес представляет не столько сам факт покупки монитора и компьютера в комплекте, сколько количество ЖК-мониторов, приобретаемых на замену старым. По информации поставщиков, доля таких обновлений составляет максимум 15% от общих продаж LCD.

Целевая аудитория

Говоря об основном потребителе ЖК-мониторов, большинство экспертов сходятся во мнении, что около 70% таких устройств приобретается для коммерческого использования. И только треть покупается для дома. Но связано это отнюдь не с низким интересом к новым технологиям. Напротив, в потребительском сегменте ЖК-дисплеи доминируют уже давно, и большинство пользователей в последнее время предпочитают именно их. К тому же в отличие от государственного сектора домашний напрямую не подвержен влиянию политических факторов. Просто сам по себе этот сегмент невелик.

В коммерческом секторе в текущем году наиболее активны маленькие фирмы и небольшие организации. Корпоративных же заказов, как отмечалось ранее, дилеры в этом году еще практически не получали, причем это касается в равной мере как государственных структур, так и крупных компаний и банков.

Корейский плацдарм

Не секрет, что на украинском рынке мониторов исторически доминируют корейские производители: Samsung принадлежит от 45% до 55%, а LG от 30% до 35%. Причем доли на отечественном рынке дисплеев у каждой из компаний самые большие в Европе. Это привело к бескомпромиссной конкуренции между двумя грандами, и как следствие – к чрезвычайно агрессивной маркетинговой политике со стороны обоих производителей.

Третье место на украинском рынке ЖК-мониторов, по данным большинства поставщиков, занимает ViewSonic с долей 6–7%, четвертое и пятое делят между собой BenQ и Sony (каждой принадлежит 3–4%), за ними следует Philips с 3% рынка. Однако доли этих компаний меняются довольно динамично, поскольку в значительной степени зависят от ценовой политики и маркетинговой активности поставщиков в конкретный период времени. В качестве примера можно привести мониторы Prestigio: по данным Bryan Norris, еще в 2004 г. они занимали в Украине пятое место по объемам продаж, а в текущем году их присутствие на рынке малозаметно.

Перспективы

Значительного падения цен на массовые модели ЖК-мониторов в текущем году ожидать не стоит: если они и будут дешеветь, то не более чем на 5%. Пока же на фоне сезонного спада продаж крупные дистрибьюторы отмечают даже незначительный рост отпускных цен. Что касается прогнозов о возможном перепроизводстве мониторов в 2005 г., то на наш рынок оно в любом случае окажет влияние не раньше первого полугодия 2006 г.

Вполне вероятно некоторое снижение цен на мониторы с диагональю 19" . По словам Валерия Остапенко, коммерческого директора «Фокстрот ИТ», в последнее время интерес пользователей к ним заметно вырос. Для вендоров с введением в эксплуатацию фабрик 7G и 8G такие дисплеи становятся более выгодным товаром с точки зрения производственных издержек (похожая ситуация наблюдалась два года назад с 17-дюймовыми моделями), поэтому их продвижению они уделяют все больше внимания. Ожидается, что уже к концу года доля 19-дюймовых на украинском рынке достигнет 8%. По мере приближения их стоимости к 17-дюймовым устройствам они смогут серьезнее конкурировать с последними.

А вот вытеснение ЭЛТ-мониторов из сегмента профессиональных приложений (именно на этом рынке традиционно востребованы мониторы с большой диагональю) едва ли произойдет в ближайшее время. Связано это с тем, что для профессиональной работы с графикой важнейшим параметром является точная цветопередача, по уровню которой ЖК-панели в массе своей пока отстают. Модели же с хорошим цветовым охватом еще слишком дороги.

По мнению Владимира Сорокина, директора компании Unitrade, приоритетными технологическими задачами для производителей LCD станет именно улучшение качественных характеристик ЖК-дисплеев, таких как цветопередача и контрастность. Хороший потенциал в этом смысле имеет технология PVA. Но прежде чем она станет массовой, производителям необходимо добиться не только улучшения этих показателей, но и снизить себестоимость.

Несмотря на то что такой параметр, как время отклика матрицы, сведен практически к минимуму, производители не намерены останавливаться на достигнутом. Уже сейчас выпускаются панели с инерционностью 4 мс, а в ближайшее время, по некоторым данным, на рынок выйдут дисплеи с 2,4 мс. Осталось только сделать подобные характеристики достоянием массовых моделей, хотя объективно этот параметр имеет значение для ограниченного круга задач.

Хорошие перспективы роста имеют такие экзотические пока устройства, как многофункциональные мониторы (МФМ) и ЖК-телевизоры. Под МФМ подразумеваются мониторы с дополнительными встроенными устройствами – колонками, Web-камерами, кард-ридерами, ТВ-тюнерами. Оснащение мониторов мультимедийными функциями вполне соответствует тенденциям конвергенции, и в перспективе такие устройства имеют шансы занять центральное место в домашних медиацентрах. Предположительно в 2005 г. продажи экранов обоих видов удвоятся. Но абсолютные цифры будут невелики, поскольку их суммарная доля в Украине сейчас не превышает 1,5–2%.

Политический и социальный факторы вносят элемент случайности в развитие ситуации на украинском рынке ЖК-мониторов и делают ее в некоторых аспектах мало предсказуемой. Кроме того, неизвестно, какие технологические новшества будут существенно влиять на рынок в будущем. С уверенностью можно утверждать только одно: ЖК-мониторы появляются на столах пользователей все чаще, причем реальных альтернатив им в ближайшие 3–4 года не предвидится.