Жизнь замечательных идей

7 июль, 2008 - 10:28Роман Хархалис

Компания «Астелит» хочет сделать одну очень правильную вещь.Из всех украинских операторов только она всерьез поставила перед собой цель продавать операторские терминалы. Ничего удивительного в этом нет ‑ по такой схеме работает вся Европа и половина остального мира. Но не все идет гладко…

Масштаб украинских операторов не позволяет привлечь к сотрудничеству ни один из мировых брендов первой величины. Эта проблема уже больно ударила по очереди по всем отечественным CDMA-операторам, она же актуальна и для life:). Прогнозируемые объемы продажи даже в ее случае недостаточны для производства брендированных партий продуктов, эксклюзивных условий поставки моделей и даже изменения текущих логистических схем у Nokia, Samsung, Sony Ericsson, HTC. Поэтому в ход идут более мелкие и потому – сговорчивые производители, за очень редкими исключениями – не представленные не только в Украине, но и во всем регионе.
В общем, до сих пор операторские терминалы life:) можно было назвать небезынтересными продуктами, но привлекательными покупками – вряд ли. В компании упорно продолжают искать решение, и это достойно уважения. Так что ноутбук со встроенным сотовым модемом фактически становится следующим звеном цепочки из PCMCIA-модема для EDGE+, телефона Dual SIM, планировавшегося к поставкам коммуникатора Palm Treo.
Сразу отмечу, что предложение «Вихрь возможностей» (собственно, бандл из ноутбука, SIM-карты и бонусного бесплатного трафика) кажется мне весьма противоречивым. Но его преимущества и недостатки, с моей точки зрения, не совсем там, где их усматривает большинство наблюдателей.
В кулуарах презентации life:) критиковали за выбор производителя. По распространенному мнению, то, что устройства выпускает «Навигатор», а не, скажем, ASUS, Sony или кто-то еще из этой когорты, вредит продукту, так как порождает недоверие со стороны потребителя. Но на это можно возразить. Во-первых, брендирование продукции упомянутых марок локальным логотипом – вещь абсолютно нереальная как из соображений маркетинга самих этих производителей, так и технически: партии слишком малы для маркировки на заводе, а возможностей для вскрытия, доукомплектации и переупаковки целой партии уже в Украине нет ни у «Астелита», ни у вендоров, ни у дистрибьюторов. Во-вторых, в текущем варианте маркировка и упаковка сделаны солидно и качественно, в итоге бренд локального производителя «перекрывается» мощным брендом оператора, а сам продукт вызывает скорее положительные эмоции. На месте «Навигатора» я бы даже пошел на полномасштабный ОЕМ и лого Impression с корпуса убрал, мне кажется, можно вполне достаточно заработать на самом производстве. В-третьих, если маркировку поставить обязательным условием, то такой контракт за пределами Украины способны выполнить разве что второразрядные китайские фабрики. Уровень их качества и сервисного обслуживания – можете себе представить. Если встанет вопрос о починке сломавшегося ноутбука, то «Навигатор» здесь всяко предпочтительнее китайцев, да и уровень качества у него с большой вероятностью будет повыше. И это, пожалуй, самое главное.
Основной недостаток проекта, с моей точки зрения – выбор форм-фактора. Лэптоп с экраном 15" – это «замена десктопа»; 90% времени этот девайс стоит на столе, а значит, подключается к Интернету в лучшем случае через Wi-Fi, а то и обычным сетевым кабелем. Подключение через GSM-сеть будет использоваться настолько редко, что это ставит под сомнение необходимость в нем вообще. Проблема, кстати, очевидна для всех – вопрос «а почему 15 дюймов, а не 12?» был задан на пресс-конференции первым, и отнюдь не мной. Ответ, согласно которому форм-фактор был выбран потому, что 75% продаваемых в Украине ноутбуков 15-дюймовые, с моей точки зрения – неубедителен. Да, эта цифра верна, если речь идет о выборе ноутбука, как standalone продукта, просто персонального компьютера. Но в данном случае речь идет о весьма специфическом комплексном решении с акцентом на мобильность. Здесь было бы уместно оперировать процентом ноутбуков, систематически используемых где-либо еще, помимо рабочего стола в офисе и дома. Думаю, если бы удалось собрать статистику для такой модели использования, доля 15-дюймового форм-фактора была бы в ней намного меньше половины. Потому рискну предположить, что выбор типоразмера определялся исключительно условиями закупки или же наличием на складах «Навигатора» соответствующих barebone-комплектов. С точки зрения маркетинга явное расхождение между идеей мобильности, заложенной в проект «Вихрь возможностей», и массогабаритом ноутбука лежит на поверхности, и должно было насторожить маркетологов life:).
Чтобы сделал я, будучи на их месте? В первую очередь – жестко ограничил диагональ экрана 12 дюймами. Это позволило бы говорить о полноценном мобильном решении с интернет-доступом anytime&anywhere. То, что работа через любую сотовую сеть 2,5G или 3G всяко предпочтительнее публичного Wi-Fi – аксиома, я в этом убеждался последовательно на протяжении последней пары лет. В беседе Тансу Еэн заявил, что проект будет развиваться, в нем появятся и такие модели, но, как мне кажется, это не лучший вариант. Успех таких мероприятий во многом определяется на старте, и если в начале что-то пошло не так, потом может быть трудно исправить.
Но можно (и нужно) поискать еще более изящное решение, чтобы продукт был если не уникальным, то как минимум, выделяющимся. В этой связи сразу же вспоминается идея Володи Исаева о продаже нетбуков с операторским контрактом. «На бумаге» выглядит очень здорово: возьмем 450-600-долларовое устройство, предложим его в комплекте с пакетом интернет-доступа, добавим «для вкуса» операторскую субсидию порядка $100 при контрактном подключении, и получаем уникальное и привлекательное предложение – ноутбук (к новым моделям нетбуков это определение уже применимо) супермобильный, весом около килограмма, который можно носить с собой постоянно, готовый к работе в Интернет – и всего за 2500 грн! Это при том, что нынешняя «пятнашка» стоит 5099 грн. Проблема в этом проекте – найти нетбук с GSM/UMTS-адаптером пока сложно (хотя, возможно, поездка на Computex позволила бы решить этот вопрос), а если удалось бы, то возникли бы те же препятствия, что и в отношении обычных лэптопов A-брендов, связанные с маркировкой и доукомплектацией. Впрочем, «если очень захотеть»…
Более реалистичным выглядит вариант с UMPC. Эти устройства сравнительно редки, но среди них есть серийные модификации с GSM/UMTS-модемами. На розничном рынке они идут слабо, и это, как мне кажется, обеспечило бы «Астелиту» хорошие позиции для переговоров с производителями относительно вскрытия и маркировки. UMPC – вещь мегаудобная как раз для мобильной работы с Интернетом, поэтому продукт с настроенным подключением, хорошей рекламной кампанией в духе «odnoklassniki.ru всегда с тобой», обязательным присутствием в салонах life:) и операторской дотацией в $100-200 (думаю, сюда уместно заложить не только цифру из соображений окупаемости, но и дополнительный бонус за счет маркетинговых фондов) был бы предложением, как минимум, заметным на рынке. Дотация, вероятно, позволила бы «загнать» стоимость устройства в пределы $800-900: получается 4000-4500 грн, что в рекламе тоже смотрится весьма привлекательно, а программа кредитования без процентов и комиссий (анонсирована в отношении нынешнего ноутбука life:), хотя на это мало кто обратил внимание на презентации) развеяла бы последние сомнения потенциального потребителя.
Кстати, вы заметили, как часто я употребляю словосочетание «операторская дотация»? Так вот, та замечательная идея, которую так упорно пытается реализовать life:) – продажа операторских терминалов – труднореализуема еще и по этой причине. Жаль, что предпосылок для внедрения операторских субсидий, и привлекательных для конечного пользователя размеров этих субсидий пока не предвидится. Но это уже совсем другая история…