`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Здравоохранение, облако и искусственный интеллект

+11
голос

Здравоохранение и медицина являются несколько парадоксальными областями деятельности человека. С одной стороны, они очень инновативны, особенно в последние годы. С другой ─ они очень консервативны, поскольку область их приложения, человек, практически не меняется с биологической точки зрения. Какое место в таком случае отводится IT?

Традиционные и облачные IT в здравоохранении и медицине

Почему здравоохранение хронически отстает в связанных с компьютерами областей, даже в таких относительно простых задачах, как ведение записей (электронных карточек пациентов)? Здесь многое зависит от инвестиций, которыми располагает медицинские учреждения. Для них перевод текущих задач в электронный вид всегда требует ощутимых затрат.

Вместе с тем, промышленные предприятия, страховые компании, банки тратят на IT относительно больше, чем больницы и поликлиники. До 2012 г. большинство медицинских учреждений отводили на IT не более 3% своего бюджета. В последние годы эта доля увеличилась до 4-6%, а в некоторых информационно плотных диагностических центрах она теперь еще выше. Но, для сравнения, ─ промышленное производство типично расходует на IT до 9-12% бюджета, поскольку рассматривает их как дифференциатор своей конкурентоспособности.

Вообще, прошли времена, когда на IT смотрели больше как на центр затрат и нечто такое, что бизнесу было модно иметь. Позже, по мере умения, IT начали использовать для управления компанией. За прошлые несколько лет отношение к IT совершенно изменилось, они стали критичными для ведения бизнеса.

В медицине также можно сейчас привести реальные примеры возврата инвестиций, которые было трудно найти в прошлом. Еще в начале 90-х гг. начался переход на электронную медицинскую документацию и компьютеризированные системы вызова врача, но тогда было очень трудно получить одобрение бюджета руководством на такие проекты. Чиновники от медицины не очень хорошо понимали IT и то, что они могут сделать в здравоохранении, ─ не говоря уж о коэффициенте возврата инвестиций (Return on Investment, ROI) внедряемых систем.

Здравоохранение, облако и искусственный интеллект

Типичная система электронной системы записей в здравоохранении.

Обратимся к опыту Чарльза Подесты (Charles Podesta), CIO медицинского исследовательского центра Калифорнийского университета UC Irvine Health. Он имеет более 35 лет опыта внедрения, поддержки и использования IT в области медицинских процедур и ухода за больными.

Вместе с тем он полагает, что здравоохранение все еще отстает в определенных областях, особенно в принятии облачных вычислений и развитии партнерских отношений с разработчиками и изготовителями медицинских IT систем.

Часто выступая на профильных конференциях, Подеста предлагает общие стратегии перехода IT в здравоохранении на следующий уровень. В то же время он разрабатывает практические методы, которые повышают эффективность использования IT в его собственной организации.

Тогда, в 80-х гг. прошлого века ему потребовалось провести анализ, который показал возможность значительной экономии средств центра при использовании комплексных систем управления медицинскими записями (Electronic Medical Records, EMR) и результатами обследований (Electronic Health Records, EHR). Только тогда руководство центра увидело, что такое крупное внедрение имеет большой смысл, и, соответственно, впервые в ее истории понадобился CIO.

Здравоохранение, облако и искусственный интеллект

Фрагмент страницы медицинского исследовательского центра UC Irvine Health. Справа ─ его бессменный CIO Чарльз Подеста.

В среде CIO, работающих в области здравоохранения (Healthcare), сегодня наблюдается наиболее быстрое движение к облаку. Однако конкуренция за ресурсы здесь фактически загоняет IT инвестиции в угол.

С точки зрения Подесты, наличие у нового продукта возможности работать в облаке и с облаком является большим плюсом для включения его в шорт-лист выбора любого медицинского учреждения. В настоящее время около 80% используемых центром решений являются облачными (и в частном, и в общественном облаке). В частности, вся аналитика собрана в единое облачное решение.

Почему здравоохранение, являясь во многом ультрасовременной дисциплиной, в целом отстает в принятии облака? Серьезная причина ─ требование закрытости медицинской информации (Protected Health Information, PHI). За последнее десятилетие было достаточно потерь такой информации, ее взлома и хищения и даже ее захват по принципу ransomware (т.е., возвращение за выкуп).

Кроме того, многие облачные решения со средствами защиты информации не соответствуют требованиям HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act) и / или стандартам NIST (National Institute of Standards and Technology) и не могут пройти соответствующий аудит. CIO часто не решаются перемещаться в облако по этим причинам.

В частности, чтобы облегчить им задачу, и Google, и Amazon Web Services (AWS) провели большую работу для того, чтобы их сервисы соответствовали указанным требованиям и могли широко использоваться в здравоохранении. Как мы увидим далее, вопросы безопасности все еще сдерживают внедрение и других новейших и очевидно полезных IT.

Искусственный интеллект в здравоохранении и медицине

Итак, сегодня медицина и здравоохранение становятся одними из крупнейших потребителей современных IT. Интересный вопрос ─ что может сделать здесь искусственный интеллект (Artifical Intellect, AI)?

Люди любят говорить об автоматизации и AI, но, когда дело доходит до чего-то очень личного и важного для них самих, ─ такого, как медицина, ─ у людей всегда проявляется некоторая неуверенность в том, можно ли доверить свое здоровье какой-то компьютерной программе?

Вообще-то, это дилемма из разряда «вам шашечки или ехать?». Т.е., что вам важнее ─ опасения отдать свое тело на откуп AI или обеспечение ваших потребностей здравоохранения? И сегодня это ─ вовсе не гипотетический вопрос.

Здравоохранение, облако и искусственный интеллект

Около сотни стартапов сегодня занимаются различными аспектами использования AI в медицине и здравоохранении.

Мы находимся только на пороге очередной революции. Через 3-5-10 лет все очень сильно изменится, и AI будет играть гораздо большую роль в современной медицине. Вопрос в том, каковы риски и каковы награды за риск? Давайте рассмотрим несколько различных применений AI.

Телемедицина. В развитых странах одним из самых прогрессивных направлений в последние годы является именно телемедицина, которую также часто называют «telehealth». Ее принцип заключается в том, чтобы человек жил обычной жизнью, периодически подвергаясь удаленной проверке состояния своего здоровья. Предполагается, что доктора будут в состоянии удаленно помочь своим пациентам и обеспечить им больший комфорт и удобства.

Основной проблемой здесь пока также считается обеспечение необходимого уровня безопасности данных пациента. В соответствии с тем же HIPAA, они должны быть на уровне банковских и финансовых систем.

Возможно, позже проявятся другие проблемы телемедицины. Но, чтобы, по крайней мере, реализовать ее технологически, сначала придется решить именно задачи безопасности ─ чем сегодня и занимаются многие компании и стартапы.

Планирование лечения. Очень перспективным выглядит применение AI для составления планов лечения пациентов ─ особенно для рака и других серьезных болезней. Программа (долговременная целевая, а не компьютерная), которая должна предоставить клиницистам варианты лечения для возможных или наиболее вероятных случаев, недавно запущена на IBM Watson. Пожалуй, наиболее важно, что доктора, используя AI диагностику, теперь получают доступ к большему количеству вариантов и могут с помощью AI анализировать их. Результатом будет (надо надеяться) ─ лучшее принятие решения и лучшие последствия для здоровья пациентов.

Мониторинг пациентов. Здесь просто приведем пример. Система Sense.ly (виртуальная медицинская сестра) автоматизирует многие наиболее распространенные сервисы для пациентов, обычно предоставляемые в клинике.

Здравоохранение, облако и искусственный интеллект

Вообще-то, в том виде, в каком Sense.ly показана на рисунке, она решает только две проблемы ─ как добраться в клинику в нужное время и как высидеть очередь у врача. Или скажет, что у вас пока нет ничего страшного.

Поэтому Sense.ly следует рассматривать не более, чем как вершину айсберга. Важнее другое. Из триллионов долларов, потраченных на здравоохранение в США, почти половина уходит на людей, которые непрерывно возвращаются в больницы с теми же самыми хроническими заболеваниями, которые недолечены или возобновляются. При помощи системы, которая выполняет удаленный контроль этих пациентов, врачи могут высвободить свое время для неотложной помощи другим пациентам.

Конечно, определенный баланс между автоматизацией и участием врача-человека важен, но предполагается, что подобные инструменты будут играть все более значительную роль в развитии здравоохранения.

Но самая важная вещь, как обычно, связана с самими людьми. Врачи и пациенты всегда должны оставаться бдительными и откровенными. Это ─ единственный способ, которым в последующие годы могут быть достигнуты беспрецедентные, и в то же время безопасные для человека, успехи в медицине и здравоохранении.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT