Завоеватели симпатий

22 декабрь, 2008 - 12:15Андрей Дегелер

С самого момента появления на компьютерном рынке такого сегмента, как нетбуки, специалисты говорят о них много и с удовольствием. Именно эти устройства за год нашли свое место в продуктовых портфелях более чем десяти крупных мировых ИТ-вендоров, а также продемонстрировали беспрецедентный рост продаж. В качестве предисловия к описанию актуальных моделей, ставших темой этого номера, обратимся к пути, который нетбуки прошли от идеи до современного воплощения.

Завоеватели симпатий

История

Вопреки распространенному мнению слово «нетбук» придумали отнюдь не специалисты Intel. Впервые это понятие было введено почти десять лет назад компанией Psion – нетбуком она назвала Java-совместимый мобильный ПК, ориентированный на корпоративный сегмент и оснащенный возможностью синхронизации с базами данных Oracle. Тогда это устройство, так сказать, «не взлетело», и свою новую жизнь нетбуки обрели только во второй половине прошлого года – уже благодаря Intel. На осеннем форуме IDF 2007 эта компания начала продвигать новые стандарты мобильных устройств – нетбуки и MID (Mobile Internet Device), последние должны стать заменой дорогим UMPC.

Первым устройством, которое можно отнести к современным нетбукам, стал ASUS Eee PC 701, выпущенный в октябре 2007 г. На тот момент это определение еще не стало общеупотребительным, и во многих русскоязычных сетевых и печатных тематических изданиях данный продукт называли «мобильным компьютером». ASUS Eee PC 701 работал на базе процессора Celeron M 353 и был оснащен маленьким 7-дюймовым дисплеем, что, впрочем, не помешало ему завоевать немалую армию поклонников по всему миру, включая и нашу страну, где это устройство появилось только весной нынешнего года.

Следующей вехой развития нетбуков как класса продуктов стал анонс, а затем и запуск в производство мобильной аппаратной платформы Intel Atom. Вскоре количество нетбуков начало расти как на дрожжах: до сих пор в мире не проходит и трех-четырех недель без анонса нового устройства в этом рыночном сегменте.

Позиционирование

В первую очередь сразу скажем о главном: производители нетбуков, равно как и «идеолог» данного сегмента рынка компания Intel, никогда не позиционировали данные устройства в качестве замены полноценного ноутбука или настольного ПК. И, по данным вендоров, это себя оправдало: при серьезном росте популярности нетбуков во всем мире показатели продаж традиционных ноутбуков остались на прежнем уровне. Правда, в некоторых случаях нетбуки продаются даже гораздо лучше «старших братьев»: например, на Тайване Acer реализует за месяц около 7–8 тыс. ноутбуков и 10–20 тыс. нетбуков Aspire One.

Главной потребительской аудиторией нетбуков являются студенты, журналисты, работники торговой сферы и представители других профессий, часто бывающие в командировках и разъездах. Продукты такого класса обычно покупают в качестве дополнения к основному ноутбуку, который тяжело и неудобно постоянно возить с собой, или к настольному ПК. С распространением моделей, снабженных встроенными 3G- и GPRS/EDGE-модемами, нетбуки стали также идеальным вариантом для любителей мобильного веб-серфинга; самым важным отличием их от коммуникаторов, КПК, UMPC и прочих подобных устройств является наличие почти полноценной клавиатуры, на которой можно быстро набирать большие объемы текста. Кроме того, например, тот же Eee PC 701 с упрощенным интерфейсом ОС Xandros Linux подойдет в качестве первого компьютера и для ребенка: в его функциональности легко разобраться, а низкая цена позволит родителям не бояться, что ребенок со свойственной детям непосредственностью повредит его.

Эволюция Hard&Soft

За время своего существования на рынке нетбуки претерпели значительные изменения в плане как аппаратного, так и программного обеспечения. Первый Eee PC, как уже упоминалось, был снабжен процессором Celeron M 353 с пониженной до 630 МГц тактовой частотой (впрочем, его можно было «разогнать» до нативной 900 МГц) и работал под управлением операционной системы Xandros Linux. Последнее показалось добрым знаком поборникам распространения ПО с открытым исходным кодом, которые тут же заговорили о гегемонии Linux-систем в нетбуках. Радость их, однако, длилась не слишком долго: с расширением ассортимента нетбуков на прилавках магазинов и появлением более или менее объективной статистики стало понятно, что большинство пользователей все же предпочитают приобретать устройства, где предустановлена уже знакомая ОС Windows XP. Как показал мировой опыт, покупатели нетбуков «проголосовали кошельками» за Windows XP Home Edition, ставшую де-факто стандартом в этом сегменте. Впрочем, у ряда производителей существуют альтернативные варианты операционных систем для нетбуков: кроме уже упомянутого Xandros у ASUS Eee PC, это Linpus Linux, которым комплектуется Acer Aspire One A110-A, а также SUSE Linux, устанавливаемый на MSI Wind и HP 2133 Mini-Note. К слову, последний стал единственным серийным нетбуком в нашем тестировании, на одну из модификаций которого перед продажей инсталлируется Windows Vista.

Технические характеристики нетбуков и используемые в них компоненты за год с лишним также претерпели существенные изменения. Представленная в середине 2008 г. аппаратная платформа Intel Atom быстро стала практически стандартом на рынке. Eee PC 701 был первой и последней моделью с диагональю дисплея 7", на смену ему пришли 8,9-и 10,2-дюймовые LCD-панели. Что касается больших диагоналей, то основная масса производителей придерживается мнения о том, что само понятие «нетбук» подразумевает применение дисплея диагональю не более 10", хотя некоторые (например, Dell со своим Inspiron Mini 12) и пытаются расширить эти рамки. Еще одной тенденцией стал рост объема дискового пространства, доступного пользователям нетбуков: в случае с SSD-накопителями максимальная цифра составляет 32 ГБ, а для жестких дисков – 160 ГБ.

Мировой рынок

Основной характеристикой современного мирового рынка нетбуков является то, что практически все крупные ИТ-вендоры стремятся сегодня получить его долю. Причем если сначала речь шла о производителях ноутбуков, расширяющих ассортимент своей продукции, то недавно в «гонку вооружений» включились и такие компании, как NEC и Epson, известные отечественным пользователям преимущественно дисплеями и печатающими устройствами.

Что же касается конкретных цифр, то, по данным IDC, в регион EMEA за первые три квартала было отгружено более 3,3 млн нетбуков. Пик поставок пришелся на III квартал и достиг 2,3 млн штук (для сравнения: в I квартале – 285 тыс., во втором – 695 тыс. нетбуков). В текущем квартале, по прогнозам тех же аналитиков, количество этих устройств, отгруженных в EMEA, увеличится до 4 млн штук. Общий объем рынка нетбуков в мире по итогам 2008 г., ожидается на уровне 10,3 млн устройств.

Свои прогнозы составляют и вендоры. Президент компании Acer Джанфранко Лянчи (Gianfranco Lanci), например, заявляет, что общий объем продаж нетбуков в 2009 г. достигнет 30–35 млн штук. Acer планирует занять на этом рынке долю 40–50%, т. е. поставить около 13–15 млн. штук. Другой тайваньский гигант, ASUS, не менее оптимистичен: исполнительный директор компании Джерри Шен (Jerry Shen) рассчитывает на 30% мирового рынка нетбуков в следующем году. Впрочем, эти прогнозы датированы серединой III квартала, а потому с большой вероятностью подвергнутся определенной корректировке.