Зачем метаданные бизнесу?

10 июнь, 2013 - 17:35Дмитрий Луговой

Сегодня, в век ИТ, мы полностью отдаем себе отчет в том, что информация — это основа для эффективной работы компании. А это значит, что прибыльность бизнеса напрямую зависит от того, насколько имеющаяся информация полна, качественна и актуальна. Именно метаданные способны помочь нам понять имеющуюся информацию и правильно ее интерпретировать, оценить ее полноту и актуальность. Они обеспечивают прозрачность происхождения информации, способствуют повышению ее качества, а также облегчают поиск необходимой информации.

Таким образом, метаданные — это то, с чего нужно начинать построение любых процессов в компании, любой проект, любую реформу. Именно поэтому, перед тем как приступить к работе, необходимо описать ту область, с которой предстоит работать, четко определить все бизнес- и технические термины, чтобы не возникало проблем в дальнейшем, а также определить методики расчета показателей, все метрики расчетов, назначить ответственных и т.д. Это справедливо как для небольшого, краткосрочного проекта в средней компании, так и для долгосрочных реформ государственного уровня.

Подтверждением тому является американская реформа здравоохранения, которая была начата Бараком Обамой в 2009 г. На нее было выделено 1 трлн долл, это самая масштабная реформа в США с 1932 г. Цель реформы заключалась в повышении качества жизни более 300 млн человек за счет создания в стране универсальной системы медицинского обеспечения для незастрахованных граждан, создания дополнительных рабочих мест, уменьшения дефицита бюджета и повышения уровня медицинской отрасли в целом.

На первом этапе реформы был создан единый глоссарий метаданных в области здравоохранения. В нем были собраны стандарты, описывающие все области медицины: термины, понятия, основные и вспомогательные процессы, их последовательности и взаимосвязи. Именно благодаря такому глоссарию стала возможной унификация бизнес-процессов десятков тысяч медицинских учреждений по всей стране, а также повышение эффективности и уровня медицинского обслуживания граждан. Все это позволило снизить затраты на введение новых инициатив правительства, повысить скорость и качество их выполнения и, как следствие, увеличить доходность бюджета.

«Конечно, в больших корпорациях и на государственном уровне метаданные необходимы, — подумаете вы. — Но зачем они нужны небольшим и средним компаниям?» Дело в том, что на пути к построению эффективных бизнес-процессов существует много преград, одна из которых состоит в дефиците обоюдного понимания — своеобразного бизнес-языка. Кроме того, отсутствие единого толкования данных в компании сказывается на скорости и качестве выполняемой работы и, как следствие, на эффективности деятельности. Задайте, к примеру, представителям разных бизнес-подразделений вопрос: кто такой клиент/абонент? Практика показывает, что:

  • финансы ответят, что клиент — это субъект взаиморасчетов;

  • маркетинг ответит, что клиент — это, прежде всего, потребитель продуктов и услуг;

  • для IT, и того проще, клиент — запись в базе, имеющая уникальный номер.

Разное понимание подобных базовых терминов может привести к тому, что, к примеру, показатель «Количество клиентов/абонентов» для разных подразделений может рассчитываться по-разному и, более того, с использованием разных источников информации. Это звучит весьма странно, однако, как показывает опыт, происходит такое гораздо чаще, чем хотелось бы.