За три щелчка

26 февраль, 2003 - 00:00Володимир Поздняков

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
А. С. Пушкин. "Сказка о попе и о работнике его Балде"

Из предыдущих статей вы уже знаете, что серверы отечественного производства в подавляющем большинстве случаев базируются на платформе Intel или Supermicro.

По оценкам поставщиков, доля Intel в этом сегменте украинского IT-рынка составляет 60--70%, Supermicro -- 30--35%. Дистрибьюторы Intel заявляют о продажах серверных комплектов (материнская плата, процессор, шасси) в количестве до 100 шт. в месяц и ежегодном 30%-ном росте объемов реализации этой категории продуктов. Причем жесткая конкуренция продавцов привела к тому, что маржа реселлеров при продаже серверных компонентов Intel cоставляет сегодня всего 1--2% (!). Нередки случаи, когда корпус, купленный у дистрибьютора за $600, реализуется за $605, а заработок сборщика сервера в итоге не превышает $30. Прежде всего это относится к системам начального уровня, но таких в Украине большинство, а значит, "попасться на дешевизну" может как минимум каждый второй покупатель сервера.


Noname: работает, пока не сломается

"Безымянность" сервера вовсе не означает, что устройство не имеет торговой марки или некачественное. Так принято обозначать продукцию компаний, известных только в своем относительно небольшом кругу заказчиков. Часто у таких серверов есть свое имя, нередко и качество сборки на хорошем уровне, ведь все зависит от конкретного специалиста, который комплектует, тестирует и устанавливает устройство. К тому же сложность сборки комплектов Intel действительно такова, что справиться с этим заданием может любой добросовестный инженер, следующий подробным инструкциям производителя. Еще проще с Supermicro -- практически все реализуемые в Украине платформы этой марки представляют собой barebone-системы, в которые остается только добавить процессор, модули памяти, жесткие диски (т. е. уже нет необходимости заботиться о правильной укладке шлейфов, воздушных потоках внутри корпуса и пр.).

Подводные камни для заказчика здесь могут быть следующие.

Во-первых, по свидетельству дистрибьюторов, далеко не все сборщики (из-за обычной нерадивости) знакомы с рекомендациями Intel и обращаются к инструкциям только в случае возникновения проблем.

Во-вторых, многие экономят на компонентах, не идущих в базовом комплекте. Чаще всего используют память, не предназначенную для работы в серверах, или дешевые аксессуары (кабели, шлейфы, крепления и пр.).

В-третьих, из-за недостатка опыта и знаний (за обучение ведь нужно платить) бывают проблемы с совместимостью комплектующих. Хорошо, если это проявляется на этапе сборки, а если в процессе эксплуатации? В небольших компаниях, как правило, отсутствует нормальная тестовая база (хотя бы лицензионное ПО) и не всегда соблюдается методика тестирования серверов. Кроме того, при составлении конфигурации сервера часто не учитывается необходимость масштабирования системы (защита инвестиций заказчика).

В-четвертых, жесткая привязанность к стандартным серверным комплектам приводит к тому, что сборщик порой умышленно сводит задачи клиента к тем, которые он в состоянии решить с помощью базовой платформы, т. е. без ее доработки. Для того чтобы предложить заказчику оптимальное решение, недостаточно хорошего знания двух-трех серверных платформ: у Intel и Supermicro в сумме их более 20, не говоря о том, что есть еще материнские платы Tyan, Iwill, ASUS и др., корпуса Enlight, Chenbro.

Отдельный разговор -- о гарантийных обязательствах.

С одной стороны, благодаря программе Advanced Warranty Replacement любой партнер Intel со статусом IPI имеет возможность в течение трех лет бесплатно получать любую деталь серверного комплекта взамен вышедшей из строя. Intel обеспечивает доставку запчастей за свой счет (через экспресс-почту) прямо в руки IPI без каких-либо формальностей и дополнительных платежей. Но срок доставки компонентов составляет, как правило, одну-две недели. Быстрее ликвидировать неисправность noname-сборщик не может в принципе, поскольку для этого ему пришлось бы либо держать запчасти на складе (а это стоит денег), либо оперативно их покупать у местных поставщиков (однако не исключено, что к тому моменту в Украине необходимых комплектующих уже не будет).

Тем не менее сказанное вовсе не исключает, что, например, отдельно взятый noname-сервер ни разу не подведет системного администратора, безотказно проработав три года, и благополучно уйдет на пенсию. Но где гарантия, что это случится именно с вами?

Для большинства решений этого типа справедлив расчет цены по формуле "себестоимость плюс 2--3%". Поэтому, покупая noname-сервер, нужно отдавать себе отчет в том, что вы оплачиваете только "железо" (включая гарантию на компоненты) и услуги сборщика по его первичной сборке и настройке. Все остальное зависит только от ваших личных отношений с продавцом (в данном случае это, пожалуй, самый важный момент) и его порядочности. Однако наивно полагать, что за $30 вы даже по знакомству получите сервис, которым сопровождаются более дорогие системы другого уровня.


Локальные брэнды: большие и маленькие

Профессиональный подход к производству серверных систем базируется прежде всего на высокой квалификации сборщика и наличии склада запасных частей. И первое, и второе требует немалых инвестиций, но без выполнения этих условий невозможно обеспечить заказчику тот уровень поддержки, которым отличаются брэнды. На рынке есть достаточно компаний, придерживающихся этих правил и заботящихся о своей репутации (многих из них мы пригласили принять участие в блиц-опросе сегодняшнего номера). Основное различие между ними -- масштабы деятельности.

Думаю, не стоит объяснять, что создать настоящий серверный брэнд (local-name), обеспеченный поддержкой в любом регионе страны, под силу только крупным компаниям (например, "Квазар-Микро" или "Прайм Компьютер", входящей в корпорацию "ИНКОМ"). Самой сильной стороной серверов этих производителей является гарантия оперативного устранения неисправностей на всей территории Украины. Кроме того, среди местных сборщиков они вне конкуренции в больших проектах, когда требуется в сжатые сроки (и без предоплаты!) поставить заказчику несколько однотипных систем.

Сфера деятельности других фирм значительно yже, к тому же многие из них специализируются на решениях строго определенного уровня или типа, порой, кстати, не уступающих в техническом плане брэндам. На Западе такие компании относят к классу own-name. Их преимущества -- в гибкости. Они, как правило, не имеют жесткого модельного ряда и могут "возиться" с каждым заказчиком, согласовывая нужную ему конфигурацию сколь угодно долго (большие компании идут на это только в случае очень крупного заказа).

Гарантийные обязательства для серверов local-name могут включать: круглосуточное сервисное сопровождение, реакцию на неисправность в течение 2--6 часов и восстановление работоспособности сервера в течение 6--10 часов (в зависимости от выбранной программы и удаленности от сервис-центров). Следует осторожно относиться к заявлениям типа "прибытие на площадку заказчика через два часа после возникновения неисправности в любом регионе Украины", поскольку для выполнения подобных обещаний в арсенале компании должен быть как минимум вертолет (и желательно не один). Даже в Киеве в час пик ни одна из фирм не может гарантировать прибытие к серверу заказчика в такие сроки. Не говоря уже о регионах, и особенно в тех случаях, когда запчасти приходится доставлять из столицы.


А-брэнды: хотите сэкономить?

Нет оснований сомневаться в превосходстве качества и надежности серверов А-брэнд (HP-Compaq, IBM, Fujitsu Siemens и др.) -- слишком много поставлено на карту, чтобы экономить на R&D и компонентах.

С другой стороны, добиться сравнимой с ними надежности и безотказности, в принципе, можно и в Украине. Поэтому когда речь идет о сильных сторонах brandname-серверов, в первую очередь отмечаются те, которые чаще других позволяют им выигрывать в тендерах у единственных конкурентов на локальном рынке -- у местных брэндов. А это три вещи: идентичность моделей одного наименования в партиях любого объема, развитые средства администрирования и 100%-ная совместимость с любым системным ПО. Словом, все то, что особенно ценится крупными заказчиками. Нередко в пользу brandname-серверов говорит и тот факт, что нужное их количество находится у местного дистрибьютора, а клиент не может ждать.

Проблема, с которой сталкиваются все поставщики brandname-систем, -- нежелание заказчиков оплачивать консалтинг, которым сопровождается продажа сервера. Ежедневно менеджерам приходится составлять по 15--20 спецификаций на серверное оборудование (данные компании "МУК"), а покупается из них только два-три устройства (60--100 в месяц). Нередки случаи, когда реселлер при помощи специалистов дистрибьютора разрабатывает для заказчика проект сети со спецификацией всех серверов, а тот затем по данной спецификации проводит тендер и покупает там, где дешевле, т. е. консалтинг по проекту остается неоплаченным. Или еще того лучше: на последнем этапе в процедуру покупки brandname-систем (и серверов, и рабочих станций) вмешивается вендор и переводит заказ на другого дистрибьютора.

Собственно, сам заказчик от таких "махинаций" как будто бы выигрывает -- оборудование ему достается дешевле. Вот только далеко не всегда смена поставщиков (еще и в последний момент) приводит в итоге к лучшему результату, учитывая сроки, профессионализм да и простое человеческое отношение партнеров...


Намек

Не имеет смысла говорить о покупке сервера безотносительно тех задач, которые он будет решать. С каким сетевым окружением ему предстоит работать, c какой операционной системой и какими приложениями? Кто будет отвечать за его эксплуатацию? Требуется одно устройство, два или двадцать? Что важнее: производительность, расширяемость, оперативный сервис в масштабах страны (области, города) или скорость поставки?

А вот ответ на вопрос...
...где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?

...надеемся, вы теперь искать не станете. А то ведь как в сказке получится.