Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
А. С. Пушкин. "Сказка о попе и о работнике его Балде"
Из предыдущих статей вы уже знаете, что серверы отечественного производства
в подавляющем большинстве случаев базируются на платформе Intel или Supermicro.
По оценкам поставщиков, доля Intel в этом сегменте украинского IT-рынка составляет
60--70%, Supermicro -- 30--35%. Дистрибьюторы Intel заявляют о продажах серверных
комплектов (материнская плата, процессор, шасси) в количестве до 100 шт. в месяц
и ежегодном 30%-ном росте объемов реализации этой категории продуктов. Причем
жесткая конкуренция продавцов привела к тому, что маржа реселлеров при продаже
серверных компонентов Intel cоставляет сегодня всего 1--2% (!). Нередки случаи,
когда корпус, купленный у дистрибьютора за $600, реализуется за $605, а заработок
сборщика сервера в итоге не превышает $30. Прежде всего это относится к системам
начального уровня, но таких в Украине большинство, а значит, "попасться
на дешевизну" может как минимум каждый второй покупатель сервера.
Noname: работает, пока не сломается
"Безымянность" сервера вовсе не означает, что устройство не
имеет торговой марки или некачественное. Так принято обозначать продукцию компаний,
известных только в своем относительно небольшом кругу заказчиков. Часто у таких
серверов есть свое имя, нередко и качество сборки на хорошем уровне, ведь все
зависит от конкретного специалиста, который комплектует, тестирует и устанавливает
устройство. К тому же сложность сборки комплектов Intel действительно такова,
что справиться с этим заданием может любой добросовестный инженер, следующий
подробным инструкциям производителя. Еще проще с Supermicro -- практически все
реализуемые в Украине платформы этой марки представляют собой barebone-системы,
в которые остается только добавить процессор, модули памяти, жесткие диски (т.
е. уже нет необходимости заботиться о правильной укладке шлейфов, воздушных
потоках внутри корпуса и пр.).
Подводные камни для заказчика здесь могут быть следующие.
Во-первых, по свидетельству дистрибьюторов, далеко не все сборщики (из-за обычной
нерадивости) знакомы с рекомендациями Intel и обращаются к инструкциям только
в случае возникновения проблем.
Во-вторых, многие экономят на компонентах, не идущих в базовом комплекте. Чаще
всего используют память, не предназначенную для работы в серверах, или дешевые
аксессуары (кабели, шлейфы, крепления и пр.).
В-третьих, из-за недостатка опыта и знаний (за обучение ведь нужно платить)
бывают проблемы с совместимостью комплектующих. Хорошо, если это проявляется
на этапе сборки, а если в процессе эксплуатации? В небольших компаниях, как
правило, отсутствует нормальная тестовая база (хотя бы лицензионное ПО) и не
всегда соблюдается методика тестирования серверов. Кроме того, при составлении
конфигурации сервера часто не учитывается необходимость масштабирования системы
(защита инвестиций заказчика).
В-четвертых, жесткая привязанность к стандартным серверным комплектам приводит
к тому, что сборщик порой умышленно сводит задачи клиента к тем, которые он
в состоянии решить с помощью базовой платформы, т. е. без ее доработки. Для
того чтобы предложить заказчику оптимальное решение, недостаточно хорошего знания
двух-трех серверных платформ: у Intel и Supermicro в сумме их более 20, не говоря
о том, что есть еще материнские платы Tyan, Iwill, ASUS и др., корпуса Enlight,
Chenbro.
Отдельный разговор -- о гарантийных обязательствах.
С одной стороны, благодаря программе Advanced Warranty Replacement любой партнер
Intel со статусом IPI имеет возможность в течение трех лет бесплатно получать
любую деталь серверного комплекта взамен вышедшей из строя. Intel обеспечивает
доставку запчастей за свой счет (через экспресс-почту) прямо в руки IPI без
каких-либо формальностей и дополнительных платежей. Но срок доставки компонентов
составляет, как правило, одну-две недели. Быстрее ликвидировать неисправность
noname-сборщик не может в принципе, поскольку для этого ему пришлось бы либо
держать запчасти на складе (а это стоит денег), либо оперативно их покупать
у местных поставщиков (однако не исключено, что к тому моменту в Украине необходимых
комплектующих уже не будет).
Тем не менее сказанное вовсе не исключает, что, например, отдельно взятый noname-сервер
ни разу не подведет системного администратора, безотказно проработав три года,
и благополучно уйдет на пенсию. Но где гарантия, что это случится именно с вами?
Для большинства решений этого типа справедлив расчет цены по формуле "себестоимость
плюс 2--3%". Поэтому, покупая noname-сервер, нужно отдавать себе отчет
в том, что вы оплачиваете только "железо" (включая гарантию на компоненты)
и услуги сборщика по его первичной сборке и настройке. Все остальное зависит
только от ваших личных отношений с продавцом (в данном случае это, пожалуй,
самый важный момент) и его порядочности. Однако наивно полагать, что
за $30 вы даже по знакомству получите сервис, которым сопровождаются более дорогие
системы другого уровня.
Локальные брэнды: большие и маленькие
Профессиональный подход к производству серверных систем базируется прежде
всего на высокой квалификации сборщика и наличии склада запасных частей.
И первое, и второе требует немалых инвестиций, но без выполнения этих условий
невозможно обеспечить заказчику тот уровень поддержки, которым отличаются брэнды.
На рынке есть достаточно компаний, придерживающихся этих правил и заботящихся
о своей репутации (многих из них мы пригласили принять участие в блиц-опросе
сегодняшнего номера). Основное различие между ними -- масштабы деятельности.
Думаю, не стоит объяснять, что создать настоящий серверный брэнд (local-name),
обеспеченный поддержкой в любом регионе страны, под силу только крупным компаниям
(например, "Квазар-Микро" или "Прайм Компьютер", входящей
в корпорацию "ИНКОМ"). Самой сильной стороной серверов этих производителей
является гарантия оперативного устранения неисправностей на всей территории
Украины. Кроме того, среди местных сборщиков они вне конкуренции в больших
проектах, когда требуется в сжатые сроки (и без предоплаты!) поставить заказчику
несколько однотипных систем.
Сфера деятельности других фирм значительно yже, к тому же многие из них специализируются
на решениях строго определенного уровня или типа, порой, кстати, не уступающих
в техническом плане брэндам. На Западе такие компании относят к классу own-name.
Их преимущества -- в гибкости. Они, как правило, не имеют жесткого модельного
ряда и могут "возиться" с каждым заказчиком, согласовывая нужную ему
конфигурацию сколь угодно долго (большие компании идут на это только в случае
очень крупного заказа).
Гарантийные обязательства для серверов local-name могут включать: круглосуточное
сервисное сопровождение, реакцию на неисправность в течение 2--6 часов и восстановление
работоспособности сервера в течение 6--10 часов (в зависимости от выбранной
программы и удаленности от сервис-центров). Следует осторожно относиться к заявлениям
типа "прибытие на площадку заказчика через два часа после возникновения
неисправности в любом регионе Украины", поскольку для выполнения
подобных обещаний в арсенале компании должен быть как минимум вертолет (и желательно
не один). Даже в Киеве в час пик ни одна из фирм не может гарантировать
прибытие к серверу заказчика в такие сроки. Не говоря уже о регионах, и
особенно в тех случаях, когда запчасти приходится доставлять из столицы.
А-брэнды: хотите сэкономить?
Нет оснований сомневаться в превосходстве качества и надежности серверов
А-брэнд (HP-Compaq, IBM, Fujitsu Siemens и др.) -- слишком много поставлено
на карту, чтобы экономить на R&D и компонентах.
С другой стороны, добиться сравнимой с ними надежности и безотказности, в принципе,
можно и в Украине. Поэтому когда речь идет о сильных сторонах brandname-серверов,
в первую очередь отмечаются те, которые чаще других позволяют им выигрывать
в тендерах у единственных конкурентов на локальном рынке -- у местных брэндов.
А это три вещи: идентичность моделей одного наименования в партиях любого
объема, развитые средства администрирования и 100%-ная совместимость с любым
системным ПО. Словом, все то, что особенно ценится крупными заказчиками.
Нередко в пользу brandname-серверов говорит и тот факт, что нужное их количество
находится у местного дистрибьютора, а клиент не может ждать.
Проблема, с которой сталкиваются все поставщики brandname-систем, -- нежелание
заказчиков оплачивать консалтинг, которым сопровождается продажа сервера. Ежедневно
менеджерам приходится составлять по 15--20 спецификаций на серверное оборудование
(данные компании "МУК"), а покупается из них только два-три устройства
(60--100 в месяц). Нередки случаи, когда реселлер при помощи специалистов дистрибьютора
разрабатывает для заказчика проект сети со спецификацией всех серверов, а тот
затем по данной спецификации проводит тендер и покупает там, где дешевле, т.
е. консалтинг по проекту остается неоплаченным. Или еще того лучше: на
последнем этапе в процедуру покупки brandname-систем (и серверов, и рабочих
станций) вмешивается вендор и переводит заказ на другого дистрибьютора.
Собственно, сам заказчик от таких "махинаций" как будто бы выигрывает
-- оборудование ему достается дешевле. Вот только далеко не всегда смена поставщиков
(еще и в последний момент) приводит в итоге к лучшему результату, учитывая сроки,
профессионализм да и простое человеческое отношение партнеров...
Намек
Не имеет смысла говорить о покупке сервера безотносительно тех задач,
которые он будет решать. С каким сетевым окружением ему предстоит работать,
c какой операционной системой и какими приложениями? Кто будет отвечать за его
эксплуатацию? Требуется одно устройство, два или двадцать? Что важнее: производительность,
расширяемость, оперативный сервис в масштабах страны (области, города) или скорость
поставки?
А вот ответ на вопрос...
...где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?
...надеемся, вы теперь искать не станете. А то ведь как в сказке получится.