Юридические аспекты «облака»

10 февраль, 2014 - 17:11Игорь Дериев

«Майкрософт Украина» провела семинар, посвященный юридическим аспектам использования ее облачных сервисов. Основной аудиторией были отечественные юристы, однако дискутировать на подобные темы невозможно, не затрагивая технологических аспектов. Облачные вычисления достаточно популярны в Украине. Согласно опросу, проведенному в прошлом году аналитической компанией Ipsos, отечественный малый и средний бизнес оказались наиболее активными пользователями «облаков» в Европе. Так, 85% украинских респондентов сообщили о внедрении по крайней мере одного соответствующего сервиса (электронная почта, хранение данных и пр.).

Здесь мы находимся абсолютно в общемировом тренде, поскольку преимущества облачных подходов, прежде всего замена капитальных расходов операционными и дополнительная технологическая гибкость, одинаково востребованы как развитыми, так и развивающимися экономиками. Более того, в Украине «облака» могут помочь в решении весьма специфических задач, о чем свидетельствует недавняя инициатива «Майкрософт Украина».

Юридические аспекты «облака»

Михаил Шмелев, директор по технологической политике «Майкрософт Украина»: «Фактически все современные технологические тенденции, фиксируемые Gartner и другими аналитическими компаниями, так или иначе связаны с облачными вычислениями. Таким образом «облака» — не какое-то отдаленное будущее, а данность»

По мнению Санджея Патела (Sanjay Patel), директора Microsoft по продажам облачных технологий в EMEA, сегодня сервисы его компании, прежде всего Office 365, привлекательны для организаций из самых разных индустрий и сфер, от машиностроения до розничного бизнеса. Причем, заказчиков начинают интересовать не только Exchange Online и SharePoint Online, но и, скажем, корпоративная социальная сеть Yammer, с помощью которой в традиционную иерархию управления добавляются «одноранговые» связи, что способствует более оперативному обмену идеями и мнениями и делает сотрудничество более эффективным.

Интересно также, что в последнее время в «облака» двинулись финансовые и юридические компании, которые переносят туда отнюдь не только вспомогательные операции. Причем, тому имеются и совершенно близкие нам примеры. Так, фирма Sayenko Kharenko, стала первой в юридической сфере Украины и одной из немногих в мире, кто приступил к переносу своей деятельности в Office 365.

Партнер фирмы Назар Чернявский обратил внимание, что в общем юридический бизнес не требует больших капитальных вложений — за исключением ИТ, т.к. его основу составляет именно работа с информацией. Поэтому нередки ситуации, когда, скажем, фирма арендует помещения, но закупает достаточно дорогое ПО. При этом возникает весь спектр традиционных проблем: угрозы конфиденциальности данных и другие риски, сложность оперативного развития собственных сервисов, рост потребности в ИТ-персонале и пр. Таким образом, перевод наиболее критичного для бизнеса Sayenko Kharenko почтового сервиса в Exchange Online был абсолютно оправданным. А в ближайших планах — документооборот в SharePoint Online.

Юридические аспекты «облака»

Назар Чернявский: «Нам было сравнительно просто мигрировать в Office 365, поскольку еще несколько лет назад мы внедрили у себя терминальную систему. Фактически, это был очередной логичный шаг на пути к отказу от собственной инфраструктуры»

Препятствием для переноса бизнеса в облако, однако, могут оказаться вовсе не технологические, а юридические аспекты. Поэтому в Sayenko Kharenko тщательно изучали всю документацию Microsoft, в том числе и соглашения о конфиденциальности. Вывод был однозначен: риски в «облаке» минимальны и, во всяком случае, гораздо ниже даже по сравнению с локальными операторскими ЦОД. Данные в Office 365 автоматически шифруются и резервируются, обеспечивается их физическая защита, предлагаются инструменты контроля и пр.

Более подробно именно на правовых аспектах остановилась Ирина Бакина, старший юрист фирмы Sayenko Kharenko. По ее информации, правовое регулирование функционирования и использования облачных сервисов в Украине отсутствует. Во многих случаях это развязывает руки отечественным компаниям, но только если они не занимаются регламентируемыми видами деятельности — тогда необходимо соблюдать нормы действующего законодательства, касающегося дополнительных мер и средств защиты и контроля информации, а также персональных данных. К сожалению, при этом возникает множество нюансов, так что решение пока необходимо искать в каждом конкретном случае.

Итог семинару подвела Ольга Прокопович, юридический советник «Майкрософт Украина», представившая официальную позицию компании по работе с данными. Во всех соответствующих документах зафиксировано, что последние принадлежат исключительно заказчику и ни в каком виде не используются Microsoft. Более того, организация облачных ЦОД исключает саму возможность непосредственного доступа к данным даже обсуживающим персоналом. С другой стороны, Trust Center для Office 365 позволяет клиенту выяснить точное размещение своих данных, что регламентируется и украинским законодательством.

Юридические аспекты «облака»

Ольга Прокопович: «Есть примеры переноса в ‘облако’ конфиденциальной информации, и мы помогаем заказчикам в юридическом обеспечении этого процесса. Но, к сожалению, некоторые вопросы можно решить только напрямую с регулятором»

Наконец, еще один актуальный вопрос касается возможности предоставления данных по запросу государственных органов. Здесь позиция Microsoft состоит в том, чтобы строго следовать законодательству, но при этом стараться максимально оградить заказчика, оповещая его и пр. На текущий момент из Украины поступило пять подобных запросов, которые касались 32 учетных записей. Ни в одном случае не разглашался собственно контент, чаще всего предоставлялось время и IP-адрес с которого осуществлялся доступ к сервису.