WozNet: кто ищет -- тот всегда найдет

28 июль, 2003 - 23:00Александр МоскалюкИспользуя недорогие датчики (стоимостью до $25), клиенты системы смогут отслеживать местонахождение ценных вещей, домашних питомцев и собственных чад. Сам Возняк утверждает, что идея WozNet зародилась, когда домой не вернулся его любимый пес.

Радиус действия одного датчика ограничен 2--3 км. Покупателю также понадобится домашняя станция, стоимость которой создатель Wheels of Zeus определил в $200--250. Для связи с базой датчики используют радиодиапазон в 900 MHz, открытый для домашних портативных радиотелефонов и других бытовых устройств.

Компания не стремится создать сверх­скоростную сеть -- в целях уменьшения энергопотребления и снижения конечной цены продукта максимальная скорость обмена данными между базой и датчиками составляет 20 Kbps. И домашняя станция, и удаленные датчики оснащены недорогим GPS-чипом. О производстве приборов на его основе Wheels of Zeus уже договорилась с пока еще не названной "крупной компанией".

И если процедуры взаимодействия GPS-чипов со спутниковой системой от Пентагона нами уже были описаны ("Компьютерное Обозрение", # 42, 2002), то о процессе общения между датчиками и домашней станцией в проекте WozNet пока ничего неизвестно, и это, скорее всего, является одной из основных коммерческих тайн. Падающие в цене точки беспроводного доступа стандарта Wi-Fi зону радиусом в 2--3 км не покроют даже при установке на открытой местности. Маршрутизаторы 802.11b-сигнала, над которыми длительный период в режиме секретности работала компания Vivato, могут усилить доступ к точке Wi-Fi до рекламируемого Возняком радиуса, однако и затраты в данном случае будут исчисляться пятизначными суммами.

Впрочем, вполне возможно, что Woz­Net использует в качестве базовой сети существующие каналы беспроводной связи от мобильных операторов либо же собирается паразитировать на пока еще готовящейся к запуску национальной сети Wi-Fi-точек от Cometa Networks. В последнем случае единственными рынками для распространения систем WozNet станут США (при условии удачного запуска сети от Cometa) и остров Ниуэ (где беспроводной доступ всей стране оплачен за счет продаж доменных имен в зоне .nu).

Возняк утверждает, что для расширения покрытия датчики будут наделены возможностью связаться с "чужими" точками доступа и, таким образом, продолжать извещать о своем местонахождении домашнюю станцию. При наличии приемлемой зоны покрытия клиенты WozNet смогут получить сведения о потерявшемся щенке или заблудившемся ребенке. После того как датчик передаст координаты домашней системе, у пользователя будет точная карта, сгенерированная на домашнем компьютере.

Официальный сайт Wheels of Zeus трудно обвинить в переизбытке информации о новом продукте. Возняк "разогревает" публику перед его запуском. На полках магазинов домашнюю станцию и датчики можно будет увидеть, по уверениям компании, в первом квартале следующего года. На сегодняшний день технология находится на стадии тестирования, хотя уже существует договор о производстве, подписанный между Wheels of Zeus и не названной "крупной компанией" (в качестве которой многие склонны видеть Apple Computer).

В управленческую команду Возняка, который в Wheels of Zeus выполняет роль генерального директора и председателя ее правления, на сегодняшний день входит немало выпускников Apple Computer. Рич Рифреди (Rich Rifredi) был сотрудником Apple, после чего принялся за разработку мобильных платформ в компании Pixo. Джина Кларк (Gina Clark), также работавшая в Apple на посту вице-президента PalmSource, теперь займется маркетингом в Wheels of Zeus. В настоящее время компания состоит всего из 17 человек, что делает Возняка человеком слова -- на момент запуска он пообещал инвесторам, что деньги будут тратиться только по мере необходимости. Пока же объемы финансирования составили 6 млн. долл., что, по стандартам Силиконовой Долины, трудно даже назвать полноценным капиталовложением.

Впрочем, осторожность инвесторов можно объяснить "способностью" Возняка выходить на рынок с великолепным техническим дизайном и параллельными неудачами в бизнесе. Если в случае персональных компьютеров Apple основным маркетологом нового продукта был харизматичный и энергичный Стив Джобс (Steve Jobs), то в 1985 г., после ухода из Apple, Возняк решил попытать счастья на рынке технологий самостоятельно. Универсальный пульт управления Cloud 9 содержал два микропроцессора и мог общаться с любым электронным устройством, поддерживающим стандартные протоколы, однако бестселлером продукт так никогда и не стал, после чего компанию пришлось закрыть.

Ожидаемый через полгода бенефис Возняка и WozNet, вероятно, даст начало новой технологии, которая изменит стиль жизни многих из нас и значительно упростит быт. Но можно предположить, что WoZ повторит судьбу Cloud 9 и станет очередным стартапом, чья звезда так и не взойдет. Даже при самых неудачных обстоятельствах Возняк всегда имеет возможность вернуться к профессии, которая ему нравится больше всего, -- учителя пятого класса в одной из школ Силиконовой Долины.