Wi-Fi и VoIP: брак по расчету
18 февраль, 2005 - 00:00Александр Москалюк
Как показано в тех же исследованиях, 32% опрошенных канадцев применяли для построения
домашних сетей Wi-Fi, 43% -- традиционный Ethernet.
Результаты вряд ли можно назвать неожиданными, так как, скорей всего, каждый из
нас, сталкиваясь с дилеммой, проложить ли кабель либо развернуть беспроводную
сеть, с большим энтузиазмом возьмется за второе, за исключением случаев, когда
беспроводная сеть окажется нежелательной. Миграция для пользователей ПК с проводных
технологий на беспроводные происходит довольно безболезненно, если Wi-Fi поддерживается
рабочими станциями и ноутбуками. Проблемы возникают с устройствами, которые изначально
были спроектированы для интерфейсов Ethernet и перевод которых на беспроводные
протоколы провести не так уж легко.
Речь идет в первую очередь об офисных VoIP-телефонах, рост объемов поставок которых,
если верить In-Stat, превысил в прошлом году 43%. Та же исследовательская компания
утверждает, что VoIP хотя и частично, но все же используют 12% фирм США. В список
входят представители как малого бизнеса, для которого VoIP-соединения -- это способ
уменьшить телефонный счет в конце месяца, так и крупные корпорации, интересующиеся,
в основном, программными возможностями VoIP-технологий (такими как поиск по голосовой
почте и т. д.).
В самом деле, как же быть с телефоном, адаптер которого предусматривает только
проводной интерфейс Ethernet? Здесь уместным видится шаг Texas Instruments, в
сентябре 2004 г. выпустившей чипсет TNETV1600, объединяющий в себе OMAP-микропроцессор,
двухканальный аудиокодек и поддержку 802.11b. Востребованность такого продукта
в сентябре прошлого года оставляла желать лучшего, однако к началу 2005 г. ситуация
внезапно резко изменилась.
Сразу после Нового года компания Vonage, лидер американского рынка VoIP, объявила
о выпуске телефона Wi-Fi F-1000, который производится совместно с UTStarcom. Мобильное
устройство подключается к ближайшей Wi-Fi-сети и при получении доступа использует
свои параметры на Vonage для телефонного звонка. При этом пользователь должен
иметь действующую учетную запись. Компания планирует к концу 2005 г. увеличить
свою клиентскую сеть до 1 млн человек. В пакете с другими услугами предлагаются
и виртуальные номера в Мексике, Канаде и Соединенном Королевстве, благодаря чему,
например, канадец, подключившийся к Wi-Fi-сети в Киеве, сможет использовать свой
канадский номер для местного звонка в Канаду.
Безусловно, такой сценарий не самый удобный, так как этому клиенту прежде всего
необходимо найти беспроводное подключение к Интернету, снабженное качественным
внешним каналом для поддержки VoIP-пакетов, однако в странах, где широкополосных
соединений более чем достаточно, подобный Wi-Fi-телефон сможет стать достойной
альтернативой международным звонкам.
Рынок VoIP только появился, и симбиоз IP-телефонии с технологиями беспроводного
доступа (сейчас Wi-Fi, а в будущем WiMAX) может дать толчок развитию принципиально
нового бизнеса -- интернет-провайдеры с широкими внешними каналами враз превратятся
в телефонные компании, обеспечивающие качественную международную связь. При наличии
городских беспроводных сетей, построенных на деньги налогоплательщиков и предоставленных
им бесплатно (сегодня в США подобные проекты существуют в Спокане и Филадельфии,
а также рассматриваются в Сан-Франциско), снимаются ограничения на мобильность
пользователей, в результате качественная телефонная связь станет возможной в любой
точке города. Подобные сценарии, впрочем, пока являются сугубо теоретическими.