Wi-Fi и VoIP: брак по расчету

18 февраль, 2005 - 00:00Александр Москалюк Как показано в тех же исследованиях, 32% опрошенных канадцев применяли для построения домашних сетей Wi-Fi, 43% -- традиционный Ethernet.

Результаты вряд ли можно назвать неожиданными, так как, скорей всего, каждый из нас, сталкиваясь с дилеммой, проложить ли кабель либо развернуть беспроводную сеть, с большим энтузиазмом возьмется за второе, за исключением случаев, когда беспроводная сеть окажется нежелательной. Миграция для пользователей ПК с проводных технологий на беспроводные происходит довольно безболезненно, если Wi-Fi поддерживается рабочими станциями и ноутбуками. Проблемы возникают с устройствами, которые изначально были спроектированы для интерфейсов Ethernet и перевод которых на беспроводные протоколы провести не так уж легко.

Речь идет в первую очередь об офисных VoIP-телефонах, рост объемов поставок которых, если верить In-Stat, превысил в прошлом году 43%. Та же исследовательская компания утверждает, что VoIP хотя и частично, но все же используют 12% фирм США. В список входят представители как малого бизнеса, для которого VoIP-соединения -- это способ уменьшить телефонный счет в конце месяца, так и крупные корпорации, интересующиеся, в основном, программными возможностями VoIP-технологий (такими как поиск по голосовой почте и т. д.).

В самом деле, как же быть с телефоном, адаптер которого предусматривает только проводной интерфейс Ethernet? Здесь уместным видится шаг Texas Instruments, в сентябре 2004 г. выпустившей чипсет TNETV1600, объединяющий в себе OMAP-микропроцессор, двухканальный аудиокодек и поддержку 802.11b. Востребованность такого продукта в сентябре прошлого года оставляла желать лучшего, однако к началу 2005 г. ситуация внезапно резко изменилась.

Сразу после Нового года компания Vonage, лидер американского рынка VoIP, объявила о выпуске телефона Wi-Fi F-1000, который производится совместно с UTStarcom. Мобильное устройство подключается к ближайшей Wi-Fi-сети и при получении доступа использует свои параметры на Vonage для телефонного звонка. При этом пользователь должен иметь действующую учетную запись. Компания планирует к концу 2005 г. увеличить свою клиентскую сеть до 1 млн человек. В пакете с другими услугами предлагаются и виртуальные номера в Мексике, Канаде и Соединенном Королевстве, благодаря чему, например, канадец, подключившийся к Wi-Fi-сети в Киеве, сможет использовать свой канадский номер для местного звонка в Канаду.

Безусловно, такой сценарий не самый удобный, так как этому клиенту прежде всего необходимо найти беспроводное подключение к Интернету, снабженное качественным внешним каналом для поддержки VoIP-пакетов, однако в странах, где широкополосных соединений более чем достаточно, подобный Wi-Fi-телефон сможет стать достойной альтернативой международным звонкам.

Рынок VoIP только появился, и симбиоз IP-телефонии с технологиями беспроводного доступа (сейчас Wi-Fi, а в будущем WiMAX) может дать толчок развитию принципиально нового бизнеса -- интернет-провайдеры с широкими внешними каналами враз превратятся в телефонные компании, обеспечивающие качественную международную связь. При наличии городских беспроводных сетей, построенных на деньги налогоплательщиков и предоставленных им бесплатно (сегодня в США подобные проекты существуют в Спокане и Филадельфии, а также рассматриваются в Сан-Франциско), снимаются ограничения на мобильность пользователей, в результате качественная телефонная связь станет возможной в любой точке города. Подобные сценарии, впрочем, пока являются сугубо теоретическими.