Приятно отметить, что изрядно насыщенные негативом новостные потоки в последнее время постепенно разбавляются информацией сугубо позитивного характера. Опуская довольно смелые утверждения о скором завершении рецессии в мировой экономике, обратимся к одному из свежих примеров в ИТ-индустрии – производители ЖК-панелей зафиксировали восстановление кондиций, свойственных бизнесу в докризисный период.
По результатам работы во II квартале поставщики ЖК-панелей отметили существенный рост продаж. Согласно оценкам экспертов iSuppli, в сопоставлении с начальной четвертью года общие поставки крупногабаритных панелей (от 10" и более) увеличились на 43%, до 129,7 млн штук. В годовом сравнении также имеет место устойчивый рост – в пределах 12%. Солидарны с коллегами представители DisplaySearch, по данным которых продажи составили 127,4 млн заготовок.
Помимо улучшения мировой экономики, к факторам нормализации рыночной атмосферы следует причислить высокий интерес к LCD-устройствам китайских потребителей. Бум спроса в Поднебесной связан с масштабной правительственной программой по субсидированию покупки техники жителями сельских районов. В течение ближайших трех лет государство планирует потратить на эти нужды не менее 586 млрд долл. Исходя из статистики Министерства коммерции КНР, лишь в августе текущего года по данной программе только ПК было реализовано свыше 414 тыс. единиц. Довольно кратковременная, но мощная вспышка спроса пришлась на конец сентября, канун главного праздника страны – Дня образования КНР. Таким образом, лидеры индустрии в лице Samsung Electronics, LG Display, а также AUO и CMO оперативно перемещают фокус интересов на азиатский регион. В Северной Америке и EMEA спрос сравнительно слабее, однако здесь также характерно рыночное оживление, которое можно связать с началом заполнения розничных каналов в преддверии периода многообещающих предрождественских продаж.
К не менее значимым признакам восстановления глобального рынка следует отнести массовый выпуск новых моделей привлекательного формфактора 16:9, переход на который во многих случаях становится определяющим для визита в магазин, тогда как еще в начале текущего года являлся основной причиной отложенного спроса.
Наконец, последним двигателем рынка стали панели, оснащенные LED-подсветкой. Исходя из подсчетов DisplaySearch, во второй четверти их поставки возросли до 23 млн, что указывает на рост в пределах 116% по сравнению с предыдущим кварталом. Вопреки тому что LED-продукты в большинстве своем все еще принадлежат к премиум-сегменту, агрессивная политика их продвижения дает весомые плоды. Относительно высокая стоимость не становится для потребителей преградой, нивелируясь выгодами от более качественного отображения картинки, низкого энергопотребления и меньшей толщины конечных изделий. В общей массе отгруженных LED-заготовок на долю ноутбуков и нетбуков пришлось 14,3 млн и 7,9 млн панелей соответственно. Остальные были использованы при производстве телевизоров (0,6 млн) и мониторов (0,1 млн). Таким образом, в экспертной среде подчеркивают, что проникновение LED-подсветки в дисплеи нетбуков уже достигло 100%. Растет популярность новой технологии и в ноутбуках – 43% из общей массы выпущенных во II квартале устройств уже были оснащены LED-панелями.
Неожиданно высокий спрос вызвал заметный дефицит панелей, что повлекло за собой увеличение в период с марта по июнь средней отпускной стоимости наиболее популярных крупногабаритных изделий на 20–25%. К примеру, это коснулось широкоформатных матриц с диагоналями 17,3" и 15,6". Как следствие, высококонкурентная среда, поставившая в результате ценовых войн многих производителей на грань рентабельности, уже к концу II квартала позволила не только восполнить активы, но и в ряде случаев выйти на прибыльность. Допустим, сегодня соотношение между стоимостью материалов и конечной ASP наиболее востребованных матриц для ноутбуков 15,6"W достигает лишь 53%, что сопоставимо с уровнем августа прошлого года. У популярных телевизионных панелей 32"W аналогичный показатель только с января по июль упал с 85 до 30%, существенно улучшив прибыльность производителей. Справедливости ради отметим, что выгоды смогли получить преимущественно компании первого эшелона. Игроки меньшего масштаба все же испытывали серьезную недозагрузку собственных мощностей, в том числе из-за нехватки стеклянных подложек для ЖК-панелей больших размеров. К слову, коснувшийся всех без исключения участников рынка дефицит стеклянных субстратов усугубился после землетрясения в Шизуоке (Япония). В результате природного катаклизма была приостановлена работа ряда профильных заводов, что отразилось на цене панелей. Если верить подсчетам iSuppli, то стоимость панели для ТВ с наиболее популярной диагональю 32" увеличилась с $153 в первом квартале до $211 в третьем. За аналогичный промежуток времени средняя цена панели для 19-дюймового монитора возросла с $58 до $80. Заготовки с диагональю 15,4" для ноутбуков подорожали почти на 20%, до $55.
Тем не менее аналитики уверены, что кратковременная фаза восстановления рынка может достигнуть пика уже в декабре, когда в действие вступят традиционные сезонные факторы, связанные с завершением предрождественского периода и затовариванием складов готовой продукцией. В этой ситуации ключевую роль вновь сыграет отпускная стоимость панелей. Если благодаря более раннему старту строительства фабрик Samsung Electronics, LG Display и другие корейские производители уже приступили к возврату инвестиций с мощностей G7 и G7,5, то тайваньский лагерь, включающий AU Optronics, CMO, HannStar Display и CPT, все еще находится на стадии возврата инвестиций с фабрик G5. Как результат, амортизационные отчисления, порой достигающие 20% стоимости панели, ставят корейских производителей в заведомо более выгодное положение.
Изделие | Тип подсветки | I квартал | II квартал | III квартал* | IV квартал* | 2009 г. в целом* |
Нетбуки | LED | 4,2 | 7,9 | 10,1 | 9,4 | 31,7 |
Мониторы | CCFL | 36,8 | 51,2 | 53,7 | 51,0 | 192,6 |
LED | 0,1 | 0,1 | 0,6 | 1,5 | 2,3 | |
Ноутбуки | CCFL | 17,0 | 18,9 | 17,5 | 11,7 | 65,0 |
LED | 6,0 | 14,3 | 25,5 | 30,2 | 76,0 | |
ТВ | CCFL | 24,2 | 34,4 | 40,6 | 41,2 | 140,4 |
LED | 0,4 | 0,6 | 1,3 | 2,2 | 4,5 | |
Всего | CCFL | 78,0 | 104,4 | 111,7 | 103,8 | 398,0 |
LED | 10,6 | 23,0 | 37,6 | 43,3 | 114,5 | |
Проникновение LED-технологии в сегмент, % | 12 | 18 | 25 | 29 | 22 | |
*Прогнозные значения. По данным DisplaySearch. |