Vue 6 Infinite: электронный мольберт для профессионалов

28 июнь, 2007 - 17:32Артем Юрченко

Сравнительно недавний выход в свет шестой версии редактора для моделирования и анимации естественных сред – Vue – ознаменовал собой закрепление компании e-on software в узком кругу поставщиков графического ПО высшего дивизиона. Не лишним подтверждением тому стало довольно успешное применение продукта в производственных конвейерах таких культовых кинолент, как «Пираты Карибского моря» и «Кинг-Конг». Чем же прельстил именитые VFX-мастерские французский 3D-продукт? Для ответа на этот вопрос разработчик предоставил в распоряжение редакции «коробочную» версию Vue 6 Infinite.

Vue 6 Infinite электронный мольберт для профессионалов

Сразу же следует отметить, что для наиболее полного удовлетворения требований многочисленных приверженцев цифрового творчества – от домашних пользователей до работников известных студий по спецэффектам – функциональное богатство шестого релиза было разделено между несколькими различными вариантами. Приставка Infinite указывает на издание, предельно насыщенное в инструментальном плане. О других комплектациях будет сказано позднее.

Помимо дисков с исполняемыми файлами и библиотеками графических заготовок, к Vue 6 Infinite прилагается массивное руководство пользователя, на шестистах страницах которого в понятной форме изложены секреты овладевания конструктором цифровых пейзажей. Здесь же можно обнаружить и репродукции с яркими примерами работ адептов Vue.

Упуская инструментарий, образующий фундамент редактора (itc.ua/9073, itc.ua/19336), подробно остановимся на свежих и весьма полезных нововведениях. Итак, все произрастающие на территории обновленного генератора виртуальной флоры SolidGrowth 4 растения отныне поддаются полноценному анимированию. Причем вполне натурально передаются не только вызванные порывами ветра движения, но и такие специфические моменты, как рост и увядание кустарника или дерева. Если пользователь не нашел нужного образца ни в обширной библиотеке SolidGrowth, ни в специализированном магазине доступна возможность самостоятельного «селекционирования» нового вида в лаборатории Plant Editor. Причем легче всего это сделать, используя уже имеющиеся варианты.

Vue 6 Infinite электронный мольберт для профессионалов
Редактор атмосферы усилился моделью Spectral, отвечающей за физически правильное поведение воздушных масс. Под контролем соответствующей панели находятся все ключевые параметры, в том числе плотность и влажность воздуха, сила ветра и расположение солнца

Ожидается, что с не меньшим интересом дизайнеры встретят второе поколение постановщика массовочных сцен – EcoSystem. Трехмерные редакторы, взявшие на вооружение виртуальные кисти, уже не вызывают былого удивления, однако в данном случае весьма интересным представляется то, что рабочим материалом для рисования служит не привычная для растровых пакетов типа Painter краска, а полновесные текстурированные модели растений, каменных глыб или же произвольных объектов. В качест-ве примера последней категории можно привести оживленную транспортную магистраль, силами EcoSystem наполняемую многорядными автомобильными потоками. Путем регулировки радиуса кисти определяется доступная для освоения площадь. Рисовать же можно непосредственно на поверхности предметов сцены, задавая число требуемых в единицу времени объектов и их габаритные размеры. При необходимости воспроизведения большого количества разнородных моделей можно задействовать их послойное распределение. Безусловно, алгоритмы EcoSystem II самостоятельно позаботятся об отсутствии в итоговой композиции двух одинаковых деревьев или скал, в произвольном порядке расположив их сетки на обозначенной территории. Остается лишь добавить, что более полная свобода действий при работе с EcoSystem II открывается при использовании чувствительного к нажатию планшета.

Оставив нетронутыми функции построения полигональной местности, редактор ландшафтов расширил свои способности в части видоизменения в реальном времени фрактальных рельефов. Теперь для этого применяются не только кисти, но и новые эффекты эрозии почвы.

Vue 6 Infinite электронный мольберт для профессионалов
Приблизить внешний вид цифровых ландшафтов к их натуральным прототипам было решено путем добавления новых способов разрушения горных пород и грунта

К настоящим жемчужинам релиза стоит отнести усиленный блок функций, ответственный за погружение сцены в атмосферную среду. Под началом Atmosphere Editor находятся четыре рабочие модели. Работа первой из них – Standard – базируется на неограниченном количестве полностью редактируемых слоев, изменения в общий вид которых вносятся исключительно через цветовой градиент. Главные преимущества подобного подхода – легкость в использовании и быстрый рендеринг. Модель Volumetric считается достойным компромиссом между менее реалистичной стандартной и относительно медленной в вычислениях спектральной моделями. В этом случае вариации внешнего облика скоплений водяных капель и ледяных кристаллов определяются настройками конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, а также местонахождением солнца. Volumetric особенно удобен для зрелищной анимации небесных разводов. Так, для получения неповторимой игры цветовых переливов достаточно задать небесному светилу какую-либо траекторию перемещения. Модель Spectral с высокой степенью точности имитирует поведение получаемой процедурным методом атмосферной оболочки в соответствии с заданными погодными условиями. В этом случае ее механизмы обеспечивают полную согласованность действий источников прямого и окружающего света, тщательно настроенных ключевых компонентов атмосферы – воздуха, частиц пыли и воды, а также полигональных элементов сцены. Редактированию поддаются плотность масс, высота, перспектива и другие важные параметры. Кроме того, в арсенале Spectral присутствует тип MetaClouds, который включает в себя отдельные объекты, поддерживающие изменение собственных форм, перемещение, масштабирование и т. д. При его задействовании особенно эффект-но выглядят сложные в имитации и требующие значительных площадей для воссоздания кучево-дождевые и перисто-слоистые облака. Естественно, процедурная сущность MetaClouds гарантирует отсутствие повторяющихся форм. При этом ручной корректировке и анимированию поддается не только облако в целом, но и его отдельные сегменты. Последняя модель – Environment Mapping – служит для «вживления» в готовую сцену просчитанных за пределами Vue трехмерных заготовок, к примеру, архитектурных сооружений. Качественное выполнение этой задачи обеспечивается при помощи собственной интерпретации техники Image Based Lighting, а также поддержкой карт HDRI.

Редактор материалов непринужденно справляется с отображением оболочек, включающих в свой состав по нескольку десятков различных ингредиентов. Последние, в свою очередь, могут размещаться на отдельных слоях с поддержкой альфа-канала. Для изготовления сложных шейдеров можно задействовать технологию SmartGraph. Одноименная рабочая панель открывает доступ к сотням уникальных характеристик материала, в визуально понятной форме демонстрируя связь между ними, а также влияние каждого отдельного компонента на итоговую текстуру.

Vue 6 Infinite электронный мольберт для профессионалов
Специализация Vue не ограничивается ландшафтными сценами. Качественная имитация объемного света и поддержка глубины резкости позволяет получать эффектные репродукции замкнутых объемов

Опытные пользователи Vue отлично знают, насколько остро стоит проблема скорости финального просчета в выбранном ими редакторе. И действительно, до недавнего времени рендеринг был отнюдь не самым сильным местом e-on software. Похоже, что с выходом шестого релиза ситуация начала изменяться в лучшую сторону. Производитель отрапортовал об ускорении на 130% процесса просчета сцен, особенно нагруженных геометрией и комплексными материалами. Правда, по-прежнему трудности вызывают комплексные шейдеры и водная поверхность. В дополнение к этому Infinite научился корректно работать с подповерхностным рассеиванием, точно учитывая степень поглощения света различными материалами. Движок Radiosity был оптимизирован под использование собственных алгоритмов на открытой местности. Специально для визуализации густо засаженных растительностью сцен разработчики устранили дефект мерцания отдельных частей картинки. До недавних пор его негативное проявление выражалось в виде режущей глаз неестественной ряби от находящихся на заметном удалении от камеры элементов и устранялось лишь установкой максимального сглаживания.

Не менее долгожданной опцией можно считать возможность импорта полностью анимированных персонажей из редактора Poser. В частности, сняты все ограничения на динамику их волос и одежды. Также нашли поддержку данные о треккинге моделей, получаемые извне – от MatchMover, Boujou и им подобных приложений.

С появлением автоматического фильтра импорта прекратила существование проблема некорректного использования проектов, созданных в предыдущих версиях французского ландшафтера. Впрочем, из-за кардинальных изменений в механизме рендеринга результаты просчета могут существенно отличаться от плодов деятельности визуализатора времен четвертой и пятой версий. Кроме того, исключается возможность редактирования ранее «выращенной» растительности и ее взаимодействия с воздушными потоками Vue.

В заключение следует отметить, что на страницах сайта www.vue6.com размещена тестовая версия редактора, на протяжении ознакомительного периода без особых ограничений демонстрирующая все описанные выше достижения. Infinite для Windows 2000/XP/Vista и Mac OS X (Universal Binary) обойдется в $695. Если же возникает острая необходимость в интеграции электронного пейзажиста с уже существующим рабочим конвейером на основе 3ds Max, Maya, Lightwave или Cinema 4D, то имеет смысл обратить внимание на специально подготовленную для этой цели версию – Vue 6 xStream. Для начинающих знакомство с миром 3D пользователей, а также не испытывающих особой потребности в профессиональных анимационных инструментах иллюстраторов покажутся интересными варианты Easel, Esprit и Pro Studio. Их стоимость колеблется от 89 до 399 долл.