Второй международный бизнес-форум и осенняя встреча IT-директоров

24 октябрь, 2004 - 23:00Александр Черников
Эти мероприятия уже имеют свою небольшую историю, что дает возможность проанализировать их динамику и тенденции.

Впервые форум, получивший название "ИТ для управления предприятием: новые решения", состоялся в начале ноября прошлого года. Он собрал 47 организаций (вместе с медиапартнерами), а в работе 76 семинаров могли принять участие 554 зарегистрированных посетителя. В этом году количество компаний увеличилось до шестидесяти, но их состав радикально обновился -- менее половины прошлогодних участников приняли решение вторично присутствовать на форуме. Прозвучало 106 докладов, было зарегистрировано более 1000 посетителей.

Первый съезд IT-директоров был проведен в Киеве 18--19 февраля и собрал свыше 160 специалистов 135 украинских предприятий. Осенняя встреча вызвала несколько меньший энтузиазм -- к 20 сентября как участники на сайте Сообщества зарегистрировались только 80 специалистов, а в официальном списке их оказалось 122 человека.

В этот раз мероприятия проводились вместе: после окончания дневной программы форума проходили более камерные заседания Сообщества IT-директоров Украины, куда сегодня входят представители около 150 предприятий и организаций Украины.


Форум: все сразу и для всех

Проходившие параллельно в четырех залах выступления участников форума оставили неоднозначные впечатления.

Само название мероприятия позволяет очень широко трактовать его информационное наполнение. Если задача форума -- дать некий срез по всему спектру новинок в области информационных технологий в Украине, то полезнее был бы серьезный обзорный аналитический доклад, подготовленный авторитетной консалтинговой компанией и представленный пленарно. В случае если фирмы-участники хотели рекламировать свои новые продукты и услуги, то эффективность такой рекламы оказалась невелика из-за очень неоднородного состава слушателей и их малой численности. А если основная цель была учебной, то некоторые выступления, посвященные тем или иным методам и технологиям, по большей части оставили впечатление пересказа прочитанного где-то материала "for dummies". Наконец, в рамках такого форума необходимо и профессиональное, научное представление в среде специалистов отечественных разработок в рамках НИОКР, проводимых сегодня во многих компаниях.

Тематическую размытость форума как-то сглаживали только специализированные конференции, соорганизаторами которых выступили отдельные участники.

Второй международный бизнес-форум и осенняя встреча IT-директоров
Круглый стол на конференции "CRM & Call-центры": в следующем году в этом секторе отечественного IT-рынка будут конкурировать около десятка различных систем

Достаточно интересно было в первый день на секции "Актуальные вопросы развития системы "Электронное правительство”", проведенной компанией "Софтлайн", отдельно следует отметить выступление Валерия Барлабанова, генерального директора ДП "Украинские специальные системы". Это предприятие сегодня выполняет большой объем работ в области проводной и мобильной защищенной связи, внедрения цифровой подписи и организации соответствующего документооборота.

Многого ждали от компании Citia BTC (еще недавно носившей название "ПиДжиЮПи Юкрейн"), которая едва ли не впервые в Украине должна была представить концепцию CPM (Corporate Performance Management) и продемонстрировать, как она осуществляется специальным ПО от Business Object. Но, видимо, должно пройти какое-то время от описания потенциальных возможностей самих методологий до практического их применения в Украине. Пока же все свелось к разъяснению их назначения.

Второй международный бизнес-форум и осенняя встреча IT-директоров
Михаил Лебединский (концерн "Термопал") считает, что корпоративное ПО собственной разработки всегда предпочтительнее других систем
Традиционно оживленно проходила конференция по CRM и Call-центрам, соорганизатором которой стала компания ProFIX. Здесь обсуждались реальные вопросы внедрений, а заключительный круглый стол собрал представителей многих известных разработчиков CRM-систем вплоть до Siebel и SAP.

Аналогичные тематические конференции провели также ABBYY ("Электронный документооборот"), Intel ("Серверы и системы хранения данных") и PrioCom ("Сетевые технологии"). Довольно обширную программу подготовила "1С" совместно с "Лабораторией Форт", представив несколько докладов по актуальным вопросам использования продуктов на основе платформы "1С:Предприятие 8.0".

Из остальных пунктов программы, как всегда, самыми полезными стали выступления, посвященные решению проблем, возникающих в ходе реализации реальных проектов, -- это и есть те практические знания, которые нельзя получить из сотен прочитанных книг. Именно обмен таким опытом придает ценность любым собраниям специалистов. К данной категории можно отнести презентации компании "Софтлайн", посвященные организации межведомственного оборота в государственных учреждениях, а также доклад фирмы InnoWare о разработке и внедрении коммерческих продуктов класса В2В и В2С с использованием ERP-системы.

Наиболее интересным представлением программного продукта стала "живая" демонстрация автоматизированной системы поиска и аналитической обработки информации "Галактика-ZOOM". Этот продукт появился еще в 1999 г. и давно известен в Украине, но, очевидно, отечественные заказчики, которым необходима обработка больших массивов неструктурированных текстовых документов, еще не в полной мере оценили его возможности.

В целом форум подтвердил, что наряду с аппаратным и программным обеспечением все более самостоятельным и значимым становится направление, связанное со стратегией использования и экономикой информационных технологий. Видимо, и обсуждать на подобных форумах его необходимо отдельно.


Из жизни элитного клуба

Стратегическая цель Сообщества IT-директоров Украины, как указано на его сайте www.cio.org.ua, -- формирование в Украине нового класса IТ-специалистов -- Chief Information Officer (CIO). Там же декларируется, что Сообщество будет способствовать обмену знаниями и практическим опытом.

К его задачам относятся прежде всего научно-методические разработки: создание единой терминологии, необходимых стандартов, методологии внедрения информационных систем и совершенствование нормативно-правового поля. Вторая группа задач -- организация профессионального образования и распространение соответствующих знаний как в обществе, так и в среде руководителей и акционеров предприятий.

Полгода назад в репортаже с первого, организационного и в какой-то степени пробного съезда мы отмечали, что 10 минутные доклады, по признанию и организаторов, и делегатов, выступали лишь в качестве затравки для последующего обсуждения, и многого от них никто не ожидал. В кулуарах же наиболее активно обсуждались варианты обоснования необходимости информационных систем перед первыми лицами предприятий. Значительная часть делегатов тогда высказалась за проведение заседаний в будущем в форме круглых столов, т. е. за совещательную, а не лекционную структуру. Кроме того, стало очевидным, что такой съезд должен содержать несколько секций в зависимости от направлений деятельности и отраслей, в которых работают предприятия.

Что изменилось за прошедшее время? Прежде всего бросилось в глаза, что в этот раз организаторы встречи всячески старались не переутомлять членов сообщества презентациями и формальными выступлениями, отдавая предпочтение последующей "произвольной программе". В этом своеобразном клубе уже выделились лучшие -- успешные руководители проектов по внедрению корпоративных информационных систем и IT-служб компаний. При всей несхожести выполняемых задач и личностных качеств их объединяет одна черта -- самостоятельность, способность быть лидером, умение управлять коллективом и вести на равных диалог с руководителями и собственниками компаний. Но вот как раз этому научиться очень сложно, если вообще возможно.

Из небольшого числа выступавших на встрече следует выделить члена совета директоров Международной ассоциации управления проектами Сергея Бушуева, который призвал слушателей прежде всего профессионально учиться -- в данном случае искусству управления проектами.


Смысловые галлюцинации

Назвав эту статью начальными словами известной фразы, помогающей школьникам запомнить основные цвета солнечного спектра, мы хотели, во-первых, подчеркнуть разноплановость вопросов, связанных с IT, которые, конечно же, необходимо решать. Во-вторых, исходя уже из буквального смысла фразы, каждый охотник желает знать, где сидит тот фазан, который нужен лично ему.

Прекрасно, что руководители корпоративных IT-служб теперь имеют возможность собираться в достаточно узком кругу для обсуждения каких-то интересующих их вопросов. Но вот подменить собой учебные заведения, разработчиков стандартов, методик и нормативных документов они, по нашему мнению, смогут едва ли.

Никто не будет спорить с тем, что управление предприятием -- это наука, и отдельным ее направлением являются вопросы, связанные с информационными технологиями. И потому вряд ли можно согласиться с одним из утверждений участников круглого стола, завершавшего встречу, о том, что информационных технологий, по сути, не существует, а есть исключительно бизнес-технологии.

Скорее наоборот, в сами способы ведения бизнеса все больше и больше вплетаются IT, и эффективность работы компаний зависит от практического умения CIO правильно их "вплести".

Если помощь в этом могут оказать бизнес-форум и сообщество IT-директоров, чего мы искренне желаем, то остается только порадоваться. Если же данные мероприятия просто пополнят список довольно серых, за редким исключением, конференций, а также многочисленных платных семинаров, тренингов и курсов, завершающихся традиционным фуршетом, то реальной пользы от них ожидать не приходится.

Как будет в жизни, покажет реакция IT-директоров -- тех из них, время которых слишком дорого, чтобы тратить его на бесполезные посиделки.