Вторая производная

14 июль, 2005 - 23:00Александр Черников

В информационных технологиях, как и в некоторых других всеохватывающих и всюду проникающих отраслях, сущая беда с терминологией. Употребляемые к месту и не к месту модные словечки порой подразумевают самые неожиданные трактовки. Этой участи не избежали изрядно затасканные «консалтинг» и «поддержка пользователей». Свой взгляд на их смысл, а также на методы осуществления представила фирма «1С» на юбилейном, десятом, летнем семинаре партнеров-франчайзи.

Вторая производная
В этом году летний семинар «1С» принимала миниатюрная Мальта. На узких улочках древней Мдины едва ли смогли бы разместиться сразу все 500 его участников

Уже стало традицией, что каждый последующий год становится для «1С» успешнее предыдущего. В 2004 г. рост продаж в денежном выражении составил 46%. Бессменный лидер фирмы Борис Нуралиев, открывая семинар, отметил, что подъем происходит по всем направлениям – как в продажах экономического и домашнего ПО, так и в дистрибьюции продуктов российских и зарубежных вендоров. Продажи программ делового назначения «1С» увеличились на треть, и это фирма связывает в первую очередь с тем, что в прошлом году технологическая платформа системы программ «1С:Предприятие 8.0» вышла на проектную мощность.

Платформа и конфигурации

По сравнению с презентованной на прошлом летнем семинаре версией 8.0.7 поставляемая сегодня v. 8.0.10 стала более функциональной и избавилась от ряда ошибок. В данный релиз вошел окончательно отработанный механизм визуального представления бизнес-процессов, улучшена эргономика системы и проведена оптимизация ее работы в различных режимах. Появилось несколько новых типов диаграмм (в том числе Гантта), а к русскому, украинскому и английскому интерфейсам добавились латышский, литовский и румынский. Ожидается, что в следующем релизе 8.0.12 число языков, на которых «разговаривает» платформа «1С:Предприятие 8.0», достигнет десяти. Выпущен также финальный вариант программного продукта «1С:Предприятие 8.0. Web-расширение», позволяющий удаленным пользователям работать с системой через обычный браузер.

Система программ «1С:Предприятие 8.0» в настоящий момент включает четыре типовые конфигурации: «Бухгалтерия предприятия», «Управление торговлей», «Зарплата и Управление персоналом» (которые могут быть интегрированы в единый комплекс) и более мощную «Управление производственным предприятием». Все они интенсивно развиваются и вышли в текущем году (или выйдут к осени) в обновленных редакциях. В начале марта 2005 г. был также анонсирован продукт «Управление производственным предприятием 8.0 для Украины», учитывающий национальные особенности учета.

В некоторых случаях «1С» предпочитает вести совместные разработки со своими партнерами. В 2004 г. наиболее заметными из них стали продукты «1С-Логистика:Управление складом», «1С:Предприятие 8.0. Управление страховой компанией», управленческий учет и расчет себестоимости, сбалансированная система показателей (с «ВИП Анатех») и вызвавший большой интерес модуль «Психодиагностика» для конфигурации «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.0» с «ВДГБ». Научными консультантами последнего проекта выступили преподаватели кафедр психологии личности и общей психологии МГУ. К этому перечню следует добавить многочисленные конфигурации на платформе 7.7, которые создают партнеры-франчайзи, и работу «1С», направленную на охват бюджетных организаций.

Вот так, довольно сухо, были изложены достижения фирмы в области создания делового ПО. Это неудивительно: сегодня нет особой необходимости расписывать «уникальные возможности» системы программ «1С». Текущая задача ставится иначе: продукты должны быть внедрены и приносить реальную пользу заказчикам. Именно на это сейчас направлены основные усилия «1С».

Кадры

Вторая производная
Борис Нуралиев: «Результаты, достигнутые фирмой за прошлый год, очень хорошие. Но повода для эйфории по-прежнему нет»

Нехватку специалистов Борис Нуралиев назвал в своем отчетном докладе главной помехой быстрому дальнейшему развитию. Соответственно первоочередной задачей становится начальное обучение и постоянное повышение квалификации специалистов. Для этого разработана специальная система курсов и экзаменов, которая в настоящий момент быстро развивается и совершенствуется. Так, в области управленческого консультирования «1С» проводит обязательное базовое обучение будущих специалистов и затем предлагает им ряд курсов. Начальное обучение при этом охватывает основы диагностики и анализа организационной структуры предприятия, моделирования бизнес-процессов, выстраивания взаимоотношений с клиентами и т. д., а затем слушатели овладевают методами стратегического управления, маркетинга, финансового планирования, управления себестоимостью и др. В отличие от вузов и подавляющего большинства бизнес-школ эти курсы ведут профессиональные консультанты-практики, а для директоров партнерских компаний предусмотрена специальная программа обучения, целью которой является в том числе повышение эффективности работы собственной компании.

Для подготовки специалистов по бухгалтерскому консалтингу «1С» и ВЗФЭИ (Всероссийский заочный финансово-экономический институт) осуществляют совместный проект, в рамках которого сотрудники фирм-франчайзи могут, в частности, пройти обучение по курсу «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» объемом 500 часов и получить диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

Вторая производная
Сергей Нуралиев посвятил свой доклад исправлениям и дополнениям платформы релиза 8.0.10: «Сегодня сам продукт достаточно стабилен, а прикладные конфигурации содержат практически всю необходимую заказчикам функциональность»

Кроме того, «1С» предложена система, регламентирующая порядок работы консультантов по бухгалтерскому учету и включающая набор процедур, карт процессов и инструментов (бланков и шаблонов) для обследования заказчика, изучения его бизнеса, систем учета и др. Этот материал оформлен в виде отдельной книги «Элементы технологии оказания консультационных услуг», которая в настоящее время готовится к изданию и будет распространяться среди фирм – участниц проекта «1С:Консалтинг». На повышение уровня франчайзи направлены также многочисленные тематические семинары. «1С» настоятельно рекомендует партнерам проводить сертификацию на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. К моменту проведения данного семинара эту процедуру прошли 38 компаний и более 500 работают над внедрением ТСКФ (Типовой системы качества франчайзи).

Однако существует еще одна, самая многочисленная, категория специалистов – IT-персонал клиентов, который занимается текущей поддержкой внедренных решений на базе продуктов «1С». Новая платформа требует повышения и их квалификации, что также является задачей фирмы-разработчика.

Клиенты

Много раз отмечалось, что успех реализуемых проектов напрямую зависит от уровня знаний и умений команды пользователей заказчика, что особенно важно в условиях, когда сами проекты становятся все более крупными и требуют согласованной работы все большего количества людей. Например, за первые девять месяцев поставок коммерческой версии «1С:Управление производственным предприятием 8.0» ее выбрали для внедрения более 600 предприятий, которые планируют автоматизировать в сумме около 22 тыс. рабочих мест. В основном (более чем две трети клиентов) эту конфигурацию приобретают промышленные предприятия самых разных отраслей, а типичным пользователем является организация, насчитывающая около тысячи сотрудников, где есть необходимость в 40–50 автоматизированных рабочих местах. Систему внедряют и более крупные компании, а также территориально распределенные сетевые и холдинговые структуры.

Соответственно появляется потребность в массовом обучении пользователей, и удовлетворить ее призваны региональные центры сертифицированного обучения (ЦСО), в которых читаются одни и те же авторизованные учебные курсы, одобренные методистами фирмы. К настоящему времени обучение по системе программ «1С:Предприятие 8.0» проводится в 120 центрах в 50 городах СНГ, где представлены девять курсов различной степени сложности и планируется запуск еще нескольких.

Кроме обучения конечных пользователей, важной задачей становится качественный рост фирм – партнеров, уже внедряющих продукты линейки 8.0 и тех, кто собирается это сделать. Для них предназначены учебные центры «1С». Таким центром в Украине стало совместное предприятие «1С-Теллур», которое занимается разработкой новых и локализацией существующих курсов. Правда, пока довольно трудно определить, насколько они должны быть объемными и в какой мере различаться для партнеров и пользователей. Так, исполнительный директор «1С-Теллур» Дмитрий Салтовец, комментируя по нашей просьбе результаты только что завершившегося первого в Украине семинара по программному продукту «1С:Предприятие 8.0. 1С-Логистика: Управление складом 2.0», отметил, что интерес к нему проявили и партнеры, и потенциальные заказчики. И те и другие дали положительную оценку этому трехдневному курсу, хотя хотели бы видеть его более продолжительным и насыщенным практическими занятиями.

Подобные интенсивные семинары не единственно возможная форма получения квалификации «1С:Профессионал». В апреле исполнился год программе интернет-обучения (dist.edu.1c.ru). Фирма считает, что этот недорогой курс (его рекомендованная стоимость $45) является эффективным способом получения первичных навыков работы с программами серии «1С:Предприятие 8.0» и удачно дополняет соответствующую образовательную литературу. За первый год на курсах прошли обучение свыше 700 слушателей, 90% которых были по их окончании сертифицированы как «1С:Профессионал».

Такое активное развитие обучающей сети наряду со специальными вузовскими программами, олимпиадами и системой квалификационных экзаменов приносит свои плоды: если за все предыдущие годы количество пользователей «1С:Предприятия 7.7», имеющих сертификат «1С:Профессионал», составило 25 тыс., то «1С:Предприятия 8.0» – уже 8 тыс. человек. Фактически это значит, что в странах СНГ сформировалось сообщество пользователей продуктов «1С», члены которого будут активно передавать свой опыт новым сотрудникам на рабочих местах. Единственное, что им необходимо, – регулярная актуализация своих знаний.

Поддержка

Вторая производная
Марина Слесаренко: «Из огромного объема управленческих знаний мы постарались выбрать наиболее важные для практического применения в наших условиях»

Одним из ключевых элементов индустриальной поддержки пользователей «1С» считает известный проект ежемесячного информационно-технологического сопровождения «1С:ИТС», в рамках которого сегодня доступны четыре диска: «Работаем с программами», «Консультации для бухгалтера», «1С:Консалтинг. Учет в программах» и «1С:Консалтинг. Учет в бюджетных учреждениях». Для партнеров-франчайзи предназначены еще два дополнительных диска, выходящих как приложение к ИТС – полный комплект получают более 2,5 тыс. компаний.

Но для реализации современных проектов этого уже недостаточно. И потому одним из самых заметных событий данного семинара стало обсуждение новой системы методологической поддержки и консалтинга «Свод знаний 1С:ПрофКейс», которое прошло под руководством Марины Слесаренко, отвечающей за данное направление. Цель этого проекта заключается в создании и развитии базы знаний, охватывающей все стороны франчайзингового и консалтингового бизнеса: вопросы стратегического развития и управления компанией, технологии работ, построения системы управления качеством и включающей методики, инструменты и рабочие инструкции. Значительную часть «Свода» составляет описание технологии внедрения программных продуктов системы программ «1С:Предприятие», вплоть до создания типовых автоматизированных рабочих мест. На семинаре были также представлены имеющиеся на сегодня методические материалы по бухгалтерскому учету, производству, планированию, снабжению и сбыту.

Немного о пиратах

Специальная секция, посвященная борьбе с нелегальным копированием продуктов «1С» и их внедрениями, впервые в истории летних семинаров была организована в прошлом году и показала принципиальную возможность противодействия пиратству. Сегодня уже можно говорить о том, что выработан определенный процессуальный механизм, с помощью которого только в первом квартале 2005 г. в России было возбуждено 130 уголовных дел по фактам нарушения авторских прав на программное обеспечение. Участники семинара отметили, что из всех видов пиратства наибольший вред бизнесу партнеров приносит деятельность «черных внедренцев». Борьба с ними трудоемка и требует значительных средств, но постоянные усилия приносят свои плоды.

Нужно, однако, заметить, что «1С» ставит своей целью не столько наказание правонарушителей, сколько профилактическую работу и поощрение использования лицензионной продукции и официального консалтинга. Например, заполнив и отослав в «1С» анкету из джевела лицензионной игры, можно получить призы – от фирменных футболок до современного компьютера, которые разыгрываются каждый день (priz.1c.ru). В области внедрения делового ПО и консалтинга для решения проблемы пиратства, кроме преследования в судебном порядке, будет предложен ряд других мер. Среди них – разъяснение потенциальным заказчикам преимуществ легальных каналов поставки и сопровождения, привлечение «умельцев» к работе в сети франчайзи и др.

Конец «коробочного» имиджа

Для многих владельцев бизнеса до сих пор остается малопонятной значимость, которую придают поддержке клиенты ведущих мировых разработчиков корпоративных информационных систем. В истории индустрии достаточно примеров, когда ладно скроенный и крепко сшитый программный продукт постигла неудача на рынке только из-за отсутствия качественного сопровождения. Особенностью отечественных внедрений, кроме того, до сих пор является необходимость постоянной методической помощи в условиях нестабильного законодательства.

Вторая производная
Традиционное фотографирование: прощай, Мальта!

Чем острее конкуренция между компаниями всех отраслей на постсоветском пространстве и чем крупнее они становятся, тем яснее понимают, что правильно используемые IT – один из факторов конкурентного преимущества. Информационные технологии способны увеличить темп ведения бизнеса. Но IT – это тоже бизнес. Сегодня «1С» работает быстрее своих прямых и потенциальных конкурентов, опережая их во многих сегментах и отвоевывая все большую долю рынка. Но мировой опыт показывает, что не меньшее (если не решающее) значение в бизнесе имеет вторая производная – ускорение. Маховик «1С» продолжает раскручиваться и, на наш взгляд, сейчас даже достаточно крупные отечественные компании, проводя тендер на внедрение корпоративной системы, уже не могут не обращать внимания на «1С:Предприятие 8.0», и организованная фирмой система поддержки и консалтинга является при этом существенным положительным фактором.

«1С:Консалтинг» – итоги двух лет

Впервые вопросы организации управленческого консалтинга в сети франчайзи «1С» обсуждались на летнем семинаре 2003 г. Что изменилось с того времени?

Мы прошли довольно долгий путь и, как нам кажется, добились в данной области определенных успехов. Поначалу приходилось слышать от партнеров, что это, мол, не для нас, поскольку на такую работу не хватит ни времени, ни сил. Кроме того, IT-специалисты чаще интраверты, а здесь было необходимо активно работать с самыми разными людьми да еще изучать малознакомую предметную область. Однако, выяснив главные общие требования различных предприятий, мы поняли, что наши партнеры, в общем-то, не нуждаются в какой-то экзотике. Главный принцип, которого мы придерживаемся, – быстро обучить специалистов эффективным и востребованным рынком методикам.

Уже сейчас наблюдается тенденция к повышению стоимости решений, которые внедряют наши партнеры. Это значит, что они берутся за все более крупные проекты. Персонал франчайзи успешно осваивает управленческий консалтинг. Можно сказать, что за два прошедших года они научились самому главному – стратегически мыслить.

Фактически «1С» сегодня инвестирует в собственные исследования в области управленческого консалтинга. А что говорят ученые – экономисты и управленцы? Используются ли какие-то их разработки?

Мы поддерживаем контакты со многими специалистами. Но здесь главное – не уйти слишком глубоко в науку. Наши разработки имеют совершенно определенное прикладное значение. На рынке сегодня можно выделить два типа консалтинга – бизнес-ориентированный, которым в основном занимаются присутствующие в СНГ крупные международные компании, и направленный на продукты, обычно практически полностью посвященный методам внедрения, поддержки и использования, например, той или иной корпоративной информационной системы. Мы видим некий третий путь – срединный, когда наш клиент получает необходимую ему сумму знаний в области управления бизнесом и одновременно с этим – инструмент для его ведения наилучшим образом.

А что происходит сейчас в самих компаниях-партнерах? Не получится ли так, что, предлагая управленческий консалтинг заказчикам, в своей собственной работе они будут придерживаться традиционных методов?

И они, и мы заинтересованы в максимальной эффективности собственного бизнеса. Например, представленный на семинаре «Свод знаний 1С:ПрофКейс» содержит все необходимые сведения, используя которые, они могут и должны выстраивать свою работу наиболее эффективным образом. На первых порах мы выступаем консалтерами и передаем им опыт взаимодействия с заказчиками.

Но сами франчайзи довольно разные. Если небольшая фирма может не слишком заботиться, скажем, об оптимизации своей структуры и освоении каких-то новых для нее методов работы, то для более крупных упорядочивание уже становится необходимостью. «Идеальной» компании быть не может, но ряд полезных усовершенствований доступен каждой из них – и мы даем им основную модель и направление развития.

Существует ли опасность, что консультанты, обучившись в системе «1С», однажды уйдут на «вольные хлеба»?

Такая опасность существует всегда, и не только в «1С». Людям нельзя запретить работать там, где они хотят. А чтобы не уходили, следует их правильно мотивировать.