Всходы роста

1 июль, 2011 - 17:47Артем Юрченко

Бизнес по продаже приложений для мобильных устройств без сбоев набирает обороты, динамично трансформируясь в индустрию с многомиллиардными годовыми объемами доходов.

Отталкиваясь от анализа развития рассматриваемого рынка на протяжении последних кварталов, а также принимая во внимание, что по итогам 2011 г. в мире будет реализовано не менее 419 млн смартфонов и 43,3 млн медиа-планшетов, эксперты Canalys спрогнозировали объем доходов индустрии приложений, превышающий 7,3 млрд долл. Причем, в число основных составляющих указанной суммы вошла не только прямая выручка, получаемая от продажи программных разработок, но и деньги от покупок, совершенных пользователями непосредственно из предустановленных приложений, а также различного рода платные подписки. Не сбавляя темпов, уже в будущем году объем выручки App-магазинов способен увеличиться на рекордные 92%, до 14,1 млрд долл., а в 2015 г. перейти рубеж в 36,7 млрд долл. Таким образом, среднегодовой рост за прогнозный период составит свыше 50%.

В авангарде по-прежнему находится фактический первооткрыватель рынка Apple, однако конкурирующие магазины, в особенности Android Market, уже на расстоянии вытянутой руки. Здесь будет уместным вспомнить весенний прогноз Gartner, согласно которому доминирование компании под началом Джобса в сегменте медиа-планшетов сохранится на протяжении ближайших нескольких лет. В частности, доля рынка iPad сократится с 69% в 2011 г., до 47% в 2015 г., тогда как позиции устройств под управлением Android усилятся с 20% в нынешнем году, до 39% через пять лет. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день планшеты с яблоком на тыльной стороне – безоговорочные лидеры по количеству представленных в App Store программ, предназначенных специально для планшетов. В последнее число июня, через 452 дня после старта продаж iPad, их численность преодолела отметку в 100 тыс. единиц.

В этой связи обращает на себя внимание факт начала фазы активного выхода мобильных приложений за пределы своей изначальной вотчины, преимущественно объединяющей разработки для коротания досуга. Эксперты ABI Research пришли к выводу, что уже по итогам 2016 г. в мире будет насчитываться свыше 830 млн активных пользователей специализированных программ категорий B2E (business-to-employee) и B2C (business-to-customer) для портативных устройств. Среднегодовой рост базы активных пользователей разработок, находящих себе применение, в том числе и в корпоративных сетях, а также открывающие доступ к внутрикорпоративными данным, на протяжении прогнозируемого периода составит 90%. В обоих случаях использование подобных приложений позволит предприятиям улучшить эффективность работы собственных сотрудников, а также вывести процесс взаимодействия с клиентами на кардинально новый уровень. Большая часть пользователей будут относиться к категории B2C, регулярно применяющей ПО, связанное с мобильным банкингом, заказами услуг авиационных компаний и т.д.

В подтверждение описанных тенденций уместно вспомнить анализ развития рынка приложений для мобильных платформ, сделанный силами IDC, согласно которому общее количество загрузок приложений возрастет с 10,7 млрд в 2010 г., до 182,7 млрд в 2015 г.

С целью увеличить доходность решений на фоне конкурентов, разработчики будут пытаться осваивать новые бизнес-модели, среди которых на первый план выходит модель «in-app», предполагающая последующее приобретение пользователем более функциональной версии уже установленного продукта, либо получение дополнительных возможностей. Наилучшим образом этот подход уже зарекомендовал себя в нише игрового ПО, при покупке дополнительных уровней.

Как результат, текущая бизнес-модель бизнеса мобильного ПО все чаще опирается на фундамент из трех элементов: продажа ПО через один из существующих онлайновых магазинов, последующая продажа дополнительного контента непосредственно через предустановленное пользователем приложение и неназойливая демонстрация рекламы в процессе использования продукта.

О высоком потенциале относительно нового рынка говорит и тот факт, что помимо разработчиков и владельцев онлайновых магазинов приложений свою весьма доходную нишу способны обрести и операторы сотовой связи. Пользуясь тем, что огромное разнообразие предлагаемых игр и программ способно ввергнуть в замешательство даже искушенных пользователей, мобильные операторы имеют прекрасную возможность приступить к развитию собственных магазинов приложений, в особенности, делая акцент на разработках, зависящих от регионального и временного факторов. Немаловажным преимуществом здесь также возможность оплачивать сервисы и программы непосредственно с мобильного счета абонента.