Всепроникающий DRM

29 март, 2005 - 23:00Александр Москалюк Нужно отметить, что прозвучавшая цифра получена Macrovision в результате суммирования поставок компакт-дисков, DVD и видеокассет, в которых применяется ее технология.


Второе явление Palladium

Когда в 2002 г. Microsoft анонсировала разработку платформы "безопасной компьютерной деятельности" под кодовым названием Palladium, возгласы негодования со стороны общественности не заставили себя долго ждать. Компания с репутацией монополиста на рынке пользовательских операционных систем сразу же после выхода платформы, предусматривающей целый ряд запретов, стала объектом нападок и обвинений в злоупотреблении своим положением. Впрочем, с аналогичным всплеском аргументов "против" пришлось столкнуться и Intel, которая в свое время включила идентификационный код в каждый чип Pentium III.

Наличие уникального кода позволяет производителям аудио, видео и электронных книг привязывать свой контент к конкретному компьютеру. Поставщикам электронного контента или программного обеспечения подобный подход сулит снижение нелицензионного использования их продуктов, потребители же в выдаче уникальных идентификаторов видят нарушение прав личной собственности и целый ряд возможных злоупотреблений подобной технологией.

Поэтому то, что первые продукты на основе Palladium вышли без участия Microsoft, несколько удивляет, но в целом вполне объяснимо. Компании HP, Dell и IBM (а теперь уже IBM-Lenovo) начали выпуск настольных и мобильных компьютеров с поддержкой платформы Trusted Computing. Каждая система на аппаратном уровне содержит уникальный код, который в связке с технологиями шифрования данных позволяет онлайн-продавцам электронного контента и производителям ПО привязывать определенную программу, аудиофайл либо книгу к конкретному ПК.

По данным IDC, еще в 2004 г. с конвейера сошло 8 млн компьютеров, поддерживающих Trusted Computing. В нынешнем году эта цифра вырастет до 20 млн, и рынок продуктов с системами идентификации наконец-то станет массовым.


DRM на флэш-карте

Компания SanDisk 14 марта выпустила пресс-релиз о несколько неожиданном альянсе с концерном News. Производитель флэш-карточек, к удивлению многих, подружился с "владельцем заводов, газет, пароходов". Медиаимперия Руперта Мердока (Rupert Murdoch) известна в США прежде всего благодаря сети каналов Fox, в Европе --Sky, а в Азии -- Star Television.

News, надо полагать, заинтересована в доставке своего контента на мобильные устройства, особенно учитывая растущую пропускную возможность каналов. SanDisk -- безусловный лидер на рынке портативных носителей информации. Компания, получив лицензию на систему предотвращения копирования mVideoGuard от NDS, займется производством флэш-карт, содержание которых нельзя будет переписать, скопировать в удобоваримом виде на другой носитель либо разослать друзьям по электронной почте.

По данным IDC, в 2004 г. 87 млн мобильных телефонов, проданных по всему миру, уже содержали слот для флэш-карт. В этом году количество телефонов с подобной функциональностью вырастет почти вдвое -- до 156 млн. Появление "защищенных" карт на потребительском рынке прогнозируется к IV кварталу 2005 г. Соглашение SanDisk с News не является эксклюзивным, компания собирается продвигать свою технологию и на другие рынки. На выставке CTIA Wireless 2005 представители News высказали предположение, что в подобном решении будут заинтересованы торговцы цифровой музыкой, которые смогут продать потребителю новый альбом на защищенной флэш-карте, производители игр для мобильных телефонов и КПК, телевизионные студии, предлагающие на своих сайтах пропущенные зрителем серии.

Вряд ли подобные технологии будут встречены потребителем на ура, однако развитие событий показало, что альтернативы нет. Генеральный директор компании Napster в недавнем интервью сайту Engadget открыто признал, что сегодня никакие другие технологии, кроме защищенных файлов Microsoft Windows Media, ими не будут рассматриваться, так как комбинация WMA+DRM фактически является уже стандартом де-факто. Потребители, впрочем, всегда оставляли за собой право голосовать собственным кошельком, что, кстати, в свое время привело к уходу со сцены технологии Divx:-), которая предусматривала продажу "самоуничтожающихся" DVD.