Вперед и вверх

30 декабрь, 2010 - 13:02Артем Юрченко

Несмотря на спад продаж в некоторых продуктовых сегментах, мировой рынок компьютеров без труда продемонстрирует рост, описываемый двузначным числом. Таковы первые прогнозы развития рынка информационных технологий на 2011 г.

Вперед и вверх

Планшеты планомерно занимают долю рынка, контролируемую сейчас ноутбуками. C момента запуска в апреле и до конца III квартала потребители приобрели более 7,5 млн устройств iPad. В 2010 г. темпы поставок уже вряд ли снизятся, и общий объем отгруженных в каналы планшетов может превысить 15,2 млн штук. Что характерно, логотипом Apple будут отмечены не менее 95% из них. Впрочем, с 2011 г. картина рынка начнет кардинально меняться. И хотя массовое включение новых игроков планшетной ниши в борьбу за лояльность пользователей прогнозируется не ранее второго полугодия 2011 г., первые достойные ответы пионеру – налицо. За месяц после старта продаж Samsung Galaxy Tab разошелся тиражом свыше 600 тыс., развеяв сомнения скептиков относительно перспектив продукта, изначально обладающего более высокой стоимостью, нежели iPad. Ожидается, что в целом за 2011 г. доля Apple будет размыта и чуть превысит 80%, а на рынок будет поставлено свыше 51,3 млн различных планшетов. Команда «догоняющих» формируется достаточно сильная, и, помимо детища Samsung, на сегодняшний день включает Dell Streak, ASUS Eee Pad, RIM PlayBook, Lenovo LePad и другие не менее сильные продукты. Согласно предварительным оценкам, по итогам 2011 г. в сегменте non-iOS в сумме должно быть продано 20–30 млн планшетов. Принимая во внимание нарастающий потребительский интерес к подобным устройствам, эксперты DRAMeXchange уверены, что планка в 100 млн реализованных устройств будет взята уже в 2013 г.

Исходя из последних рыночных тенденций среди всех классов ПК наибольший спад ожидает нетбуки. Вследствие жесткой конкуренции со стороны планшетов в наступающем году их продажи сократятся по меньшей мере на 2%, до 32,6 млн штук. Падение выглядит еще значительнее, если учесть, что по итогам текущего года весь сегмент портативных ПК продемонстрирует позитивную динамику в пределах 17,2% к 2009г., направив в каналы 33,3 млн устройств. Из регионов самым мощным потенциалом для роста все еще обладают Латинская Америка, страны Центральной и Восточной Европы (CEE), а также Ближний Восток и Африка (MEA). Не без помощи правительственных инициатив по широкому внедрению недорогих портативных решений в образовательный процесс среднегодовой рост поставок нетбуков в обозначенных регионах в ближайшие пять лет составит 20% и выше. С другой стороны, рост рынка нетбуков в Северной Америке будет характеризоваться однозначным числом, а в Западной Европе за период с 2009 г. по 2014 г. снизится на 11%. Ведущими вендорами в настоящее время остаются Acer и ASUS. По итогам 2009 г. совместными усилиями обе компании контролировали 42,6% мирового рынка нетбуков, а в первой половине нынешнего незначительно улучшили прошлогодний результат. На протяжении последних 18 месяцев HP сохраняет третью позицию. А вот Dell, удерживающая по результатам 2009 г. четвертую строку рейтинга, в первом полугодии провела короткую рокировку с Samsung, уступив ей по объемам поставок.

«Традиционные» ноутбуки также отдадут часть своей доли планшетам. В будущем году продажи полноценных портативных решений могут сократиться на 7–10 млн устройств. В конечном итоге совокупный рост объединенного сегмента нетбуков и ноутбуков вряд ли превысит 15,4%, что эквивалентно 222,7 млн отгруженных устройств, тогда как за последние годы увеличение поставок в годовом сравнении составляло 20% и более. Для ноутбуков фактором, сглаживающим спад, способен стать намеченный на первую четверть будущего года старт продаж моделей, построенных на новой платформе Intel Huron River. Эксперты предполагают, что выход ноутбуков с улучшенным энергопотреблением и ускоренной интегрированной графикой активизирует процесс обновления потребителями собственных ПК, а также позволит существенно снизить стоимость старых моделей.

Вперед и вверх
Вперед и вверх
Вперед и вверх

Вместе с тем, если рассматривать объединенное портативное направление, включающее нетбуки, ноутбуки и планшеты, то в 2011 г. рост поставок в нем достигнет рекордных 31,6%. Это означает, что потребителям будет отгружено не менее 274 млн устройств.

Не останется в стороне от позитивных тенденций и настольный сегмент, который получит новый импульс развития от крупных развивающихся рынков, возглавляемых Китаем. На фоне явно завышенных ожиданий в части потребления компьютеров зрелыми рынками Западной Европы и Северной Америки по итогам текущего года на долю Поднебесной придется более 20% общемировых поставок ПК, а вклад этой страны в усиление десктопного направления будет ощутимым. Весомую лепту внесет и Латинская Америка, где для семейного использования все еще зачастую отдают предпочтение именно стационарным ПК, оставляя мобильные решения на втором плане. Нельзя сбрасывать со счетов и компьютеры класса «все в одном», высокий интерес к которым в последнее время объясняется не только затяжным падением средних отпускных цен, но и привлекательностью исполнения. Предполагается, что в текущем году поставки подобных решений достигнут 10,5 млн, увеличившись на 53,3% к прошлому. В следующем рост сохранится – прогнозируемый показатель продаж 2010 г. будет улучшен на 33,3%, до 14 млн ПК. Таким образом, в 2011 г. глобальный рынок десктоп-систем добьется очередного роста продаж. По мнению экспертов DRAMeXchange, позитивная динамика составит по меньшей мере 6,1%, в натуральном выражении воплотившись в 127 млн отгруженных ПК.

Как результат, в 2011 г. потребители освоят не менее 350,2 млн ПК, вследствие чего общие поставки нетбуков, ноутбуков и настольных систем без учета медиапланшетов возрастут на 11,8% к нынешнему году.

Развитие мирового рынка ПК в 2010–2011 гг.
Формфактор Поставки в 2010 г. (приблизительные сведения), млн шт. Изменение к предыдущему году, % Поставки в 2011 г. (прогноз), млн шт. Изменение к предыдущему году, %
Настольные ПК 120 0,1 127,5 6,1
Ноутбуки (включая нетбуки) 193 20,8 222,7 15,4
Нетбуки 33,3 17,2 32,6 -2
Планшеты 15,2 51,3 237,5
Ноутбуки (включая нетбуки) и планшеты 208,2 30,3 274,0 31,6
Всего ПК (исключая планшеты) 313,1 11,9 350,2 11,8
По данным DRAMeXchange.