Вот, кстати, оно и назрело

22 октябрь, 2010 - 22:08Андрей Зубинский

В отношении любой компании я человек совершенно нейтральный. Был бы акционером - было бы иначе (в смысле - был бы ещё скептичнее и критичнее). А так я стараюсь просто быть скептично и критично настроенным. Мне можно. И даже нужно. Некоторые, конечно, путают скептис и критику с "негативом" (терпеть не могу этого слова). Но это такое... от должностного рвения чаще.

Так вот. Чтобы не было недоумений, объясню свой скепсис и критичную настроенность к Apple. А то всё нежности кругом, да сюсюканья, надо же кому-то быть очень злым и очень плохим.

Начнём с того, что есть две Apple. Та, которая была. И та, которая есть сейчас. О той, которая была, я как раз сейчас читаю грустную книгу Стивена Возняка с по-цветаевски грустным названием "iWos" (очень похоже на "я был", как у Цветаевой - идёшь, на меня похожий, глаза опуская вниз, я тоже была, прохожий, прохожий, остановись...).

Та Apple, которая была, - культовая для меня компания. Потому что в ней сделали две прекрасные вещи - Macintosh и NeXT (ну не совсем в Apple, но фактически...). Этого достаточно, чтобы войти в историю артефактов. Как вошли в неё Бог весть когда созданные пирамиды, зиккураты и рапануйские носатые истуканы.

Я хорошо помню своё первое впечатление от занесённой дикими ветрами в нашу тьмутаракань NeXTStation Turbo. Это было как слетать в космос и даже больше (кстати, кто имел дело с этой машиной, на 33-мегагерцевом процессоре Motorola 68040, с фактически монохромным экраном, никогда не будет иначе как скептически относиться к дистрибутивам Linux типа Ubuntu, кривая улыбка - максимум на что будет способен ушибленный NeXT, поверьте, а можете и проверить, эти машинки где-то ещё есть и работают даже, если кто-то хочет от такой избавиться - я куплю для коллекции).

Но компании - они сами артефакты. И как любые артефакты - изнашиваются, стареют, выходят из моды, наконец. И та Apple, которая была, по многим причинам стала бывшей.

А та Apple, которая есть сейчас, началась с немыслимого и удивительного - с Джона Скалли. Который, вообще-то, был президентом Pepsi и каким-то совершенно невнятным для меня образом образом стал CEO Apple. 10 лет управления хайтек-компанией человеком, ни малейшего отношения к хайтеку не имеющим, оставили в истории, по моему мнению, отвратительнейший след. В этом не виноват сам Скалли, в этом виноваты подобострастные и слепые в своём подобострастии недоумки, заполнившие страницы прессы муторной и постыдной писаниной, смысл которой сводился к тому, что отозвалось одной из причин недавних кризисов.

Что, никто не читал этой пурги - "хороший менеджер может управлять чем угодно, не важно, что он понятия не имеет о том, чем управляет"? И никто не видел в этом контексте постоянные явные ссылки на яркий пример Apple и Скалли? Что, эта идея не была жупелом? И что, не эти же бесконечно талантливые, позитивные, способные "менеджерить что угодно" менеджеры стали одними из непосредственных участников и организаторов сначала мыльного пузыря интернет-бизнесов, потом - мыльного пузыря "покупайте то, что вам реально не нужно, за деньги, которых у вас реально нет"?

Это, пожалуй, одна из самых неприятных историй в ИТ, вышедшая далеко за пределы индустрии и старательно не вспоминаемая. Потому что те, кто должен её вспоминать - это те же, кто её создавал и "раскручивал".

Для меня лично история истерии вокруг Скалли - нечто из ненаписанного Салтыковым-Щедриным (жаль, старик не дожил, он бы дал ммм прочихаться).

Единственное, что у любого нормального человека должно вызвать какие-то эмоции, закончилось. Остальное - чистый скепсис.

После Скалли (который сам по себе стал инновацией в ИТ), увы, Apple не сделала ничего нового. Она стала подлинной "инновационной компанией".  Инновации - это не совсем то, что новое. И вовсе не новые рынки. Инновации - это новый способ извлечения денег из старого рынка. Достраиваем на рынке "Юность" два ларька, делаем им "дизайн" - вот и инновация получилась. Инновационные компании не делают "завтра". И даже не делают "сегодня" - мы же не дети, и прекрасно должны понимать - всё, что только что вынесено нами из магазина, уже обесценено на 20% и устарело.

Вот скажите сами себе - вы слышали о работе R&D Apple? Я лично - не слышал. Говорят, что таковое имеется, но я не слышал и результатов не видел. Тем, что делается в R&D Microsoft, IBM и у прочих я даже пользуюсь (именно нетоварным, а исследовательским, потому что мне интересно, а за IBM DataExplorer готов расцеловать IBMовских программистов, такая это прекрасная штука, вот).

Да, наследие той Apple - безукоризненно гениально. Потому что за 21 год (да, MacOS X - это система 21-летней давности!) всё, что понадобилось с ним сделать, - заменить в ОС NeXTSTEP одну подсистему. Которая отвечает за рисование видимых пользователю "морд". Это всё. Точка. Жирная точка. Если знаете ещё что-то - ткните меня пальцем в. Буду признателен.

Мне совершенно безразличны всякие спорные (а, может, и в какой-то мере бесспорные) вопросы.

Мне важнее другое - быть с теми, кто хоть на пол шага впереди, пусть они рискуют, пусть не нравятся кому-то или даже очень многим. Это моя работа, в том числе. Инноваторы же, увы, зарабатывают, находясь на пол шага сзади (это беспроигрышная на некотором временном участке стратегия). Да, зарабатывают на удобствах, на милых интерфейсах и прочем симпотичном (это не очепятка!). Что, к слову, ужасно сказывается на технической журналистике.

Надо пояснять?

Поясню:

Когда реально не о чем писать, технические журналисты (это ужасно, что на клавиатуре буквы "д" и "ж" рядом, потому что всё время промахиваюсь и получается "дурналисты") начинают скатываться в "субъективизм". Вы его знаете. Это когда журналистом вынужденно используется примерно такая лексика -  "нежные обводы сладко укладываются в руку", - а читателем вынужденно же (потому что другого читать нечего) не используется самый заурядный очевидный вопрос - "а мне какое дело, как тебе в руку что укладывается?".

В условиях засилья потребительских цацек, свистулек и прочего упоительно дорогого барахла с рюшечками, субъективная псевдотехническая журналистика превращается в обезумевшее стадо, готовое за гроши выесть всю самую невкусную траву до горизонта. И за горизонтом. Вы, надеюсь, понимаете, о чём я. А ведь ещё появляются рирайтеры, и имя им - Легион...

Короче, я крайне скептически отношусь к нынешней Apple, и с огромным уважением - к той Apple, которой мы лишились. Надеюсь, получилось объяснить - почему.

За сим откланиваюсь, всем хороших выходных. У кого они есть, конечно :)