Вокруг цифрового дома

23 ноябрь, 2005 - 00:00Владимир Исаев

По мере того как концепция цифрового дома воплощается в реально работающие домашние системы, растет и ее влияние на продуктовые и непродуктовые «смежные» IT-рынки. Очевидно, что цифровой дом в будущем даст IT-индустрии весьма мощные импульсы для развития, и некоторые сегменты получают их уже сейчас.

Отметим, что сама идея «бесшовного» объединения домашних развлекательных средств впервые была озвучена еще в прошлом десятилетии. Ее продвижение, которым с 2003 г. активно занимается альянс DLNA (Digital Living Network Alliance) в целом и каждый из ее 140 членов в отдельности, сопряжено с изменением целого ряда весьма устойчивых стереотипов, до сих присущих пользователям бытовых устройств. Наиболее яркий из них – привычка рассматривать Internet/intranet только как среду, доступную с помощью ПК. Поэтому ISP, предлагающие широкополосный доступ в Интернет, производители медиацентров, компонентов и ОС для них, компании, оказывающие услуги видео по требованию (VoD, Video-on-Demand), тратят достаточно сил для того, чтобы доказать весьма консервативным потребителям преимущества использования Новой Концепции, в рамках которой в качестве интерфейсных устройств доступа во внутреннюю и внешнюю сети может выступать и другое оборудование.

Широкополосный доступ и VоD

Одним из основных условий успешной реализации концепции цифрового дома является популяризация «быстрого» Интернета среди домашних пользователей. В 2004 г. доля абонентов услуг широкополосного доступа в Сеть оценивалась в 28,6% от всех Интернет-пользователей (данные In-Stat), однако уже к 2009 г. этот показатель должен увеличиться до 50%. Такая тенденция играет на руку ISP – в прошлом году на услугах широкополосного доступа они заработали 13,7 млрд долл., что почти на 3 млрд больше, чем на dial-up-сервисах. К 2009 г. этот разрыв, по оценкам In-Stat, увеличится до 15 млрд.

Впрочем, пока даже искушенные в плане использования возможностей Интернета американцы не слишком активно применяют его для получения видео по требованию, а ведь популярность этого сервиса является важнейшим условием успешного продвижения концепции в целом. Причина банальна – «индивидуальный» контент пока слишком дорог. Для того чтобы заказать доставку фильма на свой телевизор, абоненту в США придется потратить от $5 до $20.

Удешевить такого рода услуги пытается Apple, предлагающая загружать видео через iTunes по $1,99 за ролик. Интересно, что весьма успешным для Apple оказался выпуск в формате iPod любимого сериала американских домохозяек Desperate Housewives. Однако вряд ли для многих из них iPod с 2,5-дюймовым экраном как средство просмотра видео в домашних условиях является пределом мечтаний.

Дороговизна видео по требованию объясняется стремлением владельцев авторских прав застраховаться от нелегального распространения контента, ведь если его можно получать прямо на компьютер, значит, можно записывать и распространять. Однако провайдеры кабельного ТВ, ISP и все, кто заинтересован в популяризации сервиса, в последние несколько лет активно работают над защитой контента. Одним из ключевых решений стала не так давно предложенная технология DTCP-IP, позволяющая существенно уменьшить вероятность нелегальных действий с передаваемым по Интернету содержимым.

Тем не менее, по результатам исследований Nielsen/Netratings, наиболее значительный рост числа посетителей среди пользователей широкополосного Интернета пока наблюдается не у ресурсов, делающих ставку на видеоконтент, а у интернет-магазинов, которые с помощью современных программных средств предлагают своим клиентам широкие возможности всестороннего изучения товара «не вставая со стула». В то же время к 2009 г. In-Stat прогнозирует доход от сервисов «видео по Интернету» на уровне 2,5 млрд долл., и значительную часть этой суммы, по мнению аналитиков, позволят заработать именно сервисы Video-On-Demand.

Под флагами Microsoft и Apple

В прошлом месяце Microsoft впервые отчиталась о результатах продаж Windows XP MCE. По заявлению компании, с тех пор как три года назад эта ОС была анонсирована, ей удалось реализовать более 4 млн копий, при этом половина из них продана в 2005 г. Эксперты связывают стремительный рост спроса с изменившейся в конце прошлого года политикой продвижения Windows XP MCE – ее стало возможным устанавливать на компьютеры без ТВ-тюнеров. Это повлекло снижение начальной стоимости медиацентров до $500.

Сегодня мультимедийные компьютеры с предустановленной ОС от Microsoft предлагают все производители – как мирового масштаба, так и локального. Любопытно, что несмотря на то что у истоков цифрового дома стояла Intel, некоторых из них, в частности HP и Gateway, смогла привлечь на свою сторону AMD, предложившая им выгодные условия использования платформы Athlon 64 для создания медиацентров.

У Intel, впрочем, остается место для маневра благодаря партнерству с Apple. «Яблочная» компания заявила о своем интересе к рынку медиацентров в этом году, предложив специальное ПО Front Row для удаленного управления мультимедийным контентом ПК iMac G5. И по внешнему виду, и по функциональности оно весьма напоминает Windows XP MCE.

При всех достоинствах (небольшой пульт, поддержка подкастинга и др.) комплект «iMac G5+Front Row» обладает существенным недостатком – отсутствием поддержки ТВ-тюнера. Правда, этот минус, серьезно ограничивающий перспективы компании, она, по предварительной информации, вскоре намерена исправить. Одним из наиболее вероятных путей называют приобретение ею Elgato – немецкого производителя ТВ-тюнеров и специального ПО EyeTV. Продукция Elgato ориентирована прежде всего на пользователей ПК от Apple, способна принимать цифровой и аналоговый видеосигналы и поддерживает распространенные в Европе и Америке ТВ-стандарты.

Примечательно, что еще два года назад глава Apple Стив Джобс (Steve Jobs) весьма скептически относился к перспективам медиацентров. Тогда в интервью CNET он подчеркивал, что «Apple не собирается двигаться в этом направлении» и что «спрос на медиацентры не будет массовым». Основной причиной руководитель Apple считал радикальные отличия моделей использования ТВ и компьютера. «Люди покупают себе телевизор для того, чтобы отключиться от бытовых проблем, а не создавать их», – заявлял он.

Впрочем, слова Джобса остаются актуальными и по сей день. В нынешнем виде медиацентры по соотношению цена/функциональность действительно вряд ли могут на равных тягаться с телевизорами, DVD-проигрывателями с функцией записи и прочим бытовым оборудованием. Однако нет сомнений в том, что будущее за конвергентными устройствами. Вопрос только в том, когда оно наступит для широкого слоя потребителей и насколько сильно будет отличаться от того, что предлагается сегодня.

Цифровой дом по-украински: семена высажены

Серийные медиацентры, работающие под управлением Windows XP MCE 2005, в Украине стали появляться в октябре нынешнего года, когда Microsoft анонсировала русскоязычную версию этой ОС. Некоторые локальные сборщики, в частности everest и «Квазар-Микро», уже представили подобные модели медиацентров. По словам Юрия Жуковского, менеджера по техническому маркетингу everest, его компания вскоре планирует оснащать Windows XP MCE 2005 все свои ПК, ориентированные на домашних пользователей, отойдя от практики предустановки Windows XP Home Edition. Стоимость компьютеров при этом если и повысится, то в пределах 3–5%.

Не слишком востребованными в нашей стране пока остаются услуги широкополосного Интернета. Вадим Гарбуз, руководитель интернет-проекта «ВОЛЯ», считает, что в Киеве ими пользуется около 30% от всех абонентов Сети, имеющих к ней постоянный доступ. В регионах же эта доля ничтожно мала. Однако уже в ближайшее время ситуация, видимо, начнет улучшаться, принимая во внимание и маркетинговые усилия «ВОЛЯ» (например, появление в магазинах «коробочных» версий услуг «Воля Бродбенд»), и начало активного продвижения «ОГО!» – ADSL-сервисов Укртелекома – в том числе и в регионы.

Неясной пока остается ситуация с услугами видео по запросу. Как отмечают отечественные ISP и ТВ-провайдеры, для создания полноценной VоD-студии требуются значительные инвестиции в оборудование, а значит, стоимость таких услуг будет слишком высокой для того, чтобы они стали массовыми. Дело осложняется и относительно доступной контрафактной видеопродукцией.

Некоторые украинские Интернет-провайдеры и домашние сети предоставляют своим абонентам возможность доступа к видеохранилищам с avi-файлами, которые просят «удалить после ознакомления». Однако подобного рода услуги предполагают загрузку файлов на ПК, а не просмотр их в режиме потокового видео – основы сервисов VоD.

Несмотря ни на что, достаточно активно развиваются услуги по интеграции домашнего оборудования и организации единого вещательного пространства в рамках квартир или частных домов. По данным Юрия Гуманенко, PR-менеджера «МКС», в магазины его компании начинают обращаться частные покупатели, желающие подключить ТВ к компьютеру, проложить кабели, организовать беспроводную связь и т. п. И хотя полноценными проектами большинство таких прецедентов вряд ли можно назвать, интерес к подобного рода услугам начинает расти.