Внешние графические акселераторы -- наконец-то!

9 декабрь, 2008 - 02:10Тарас Олейник

Не помню, говорил ли я о том, что уже лет пять являюсь горячим приверженцем идеи внешнего исполнения графических акселераторов. И вот, наконец, мои молитвы были услышаны. :)

Несмотря на все подвижки в задействовании вычислительной мощности современных GPU "в мирных целях", все равно, как ни крути, их основное применение -- это игры. А значит, в то время, когда я не собираюсь играть, мне совершенно необязательно подключать мощную видеокарту к ПК, и особенно -- к ноутбуку.

Вообще, производители ноутбуков уже проводят эксперименты с GPU -- например, комбинируя в одном лэптопе интегрированный и дискретный ускорители и предоставляя пользователю возможность переключаться между ними.

Внешние графические акселераторы -- наконец-то!

В будущем же перед нами все же маячит, пусть и туманная, но по-прежнему актуальная перспектива заполучить GPU непосредственно в кристалл центрального процессора, вместо одного из ядер общего назначения. Но все это, как мне кажется, -- лишь вехи на пути нахождения радикального решения проблемы. Такого, которое устроило бы всех.

Каким я вижу идеальный вариант: безусловно, и настольным ПК, и ноутбукам требуется для работы интегрированное графическое ядро, дающее базовую производительность в 3D. Будет ли оно расположено в северном мосту, в CPU, или же распаяно на плате отдельным чипом -- решительно не имеет значения, до тех пор пока оно остается экономичным и поддерживает все актуальные режимы энергосбережения (да, я продолжаю недоумевать -- зачем, спрашивается, для этого надо обязательно совать GPU на один кристалл с CPU?)

Однако оно будет бездействовать в играх, потому что когда настает время как следует задать жару виртуальным врагам, с полочки достается отдельная коробка -- размером чуть больше оптического привода -- и подключается к ПК по интерфейсу External PCI Express. Внутри поначалу может устанавливаться обычная видеокарта из тех, что сейчас ставятся внутрь ПК, но в идеале и плату, и систему охлаждения надо оптимизировать для такого исполнения.

Техническая задача, которую еще предстоит красиво решить -- роутинг видеосигнала. Пользователь не должен выполнять перекоммутацию дисплея каждый раз, когда ему захотелось поиграть. Если монитор подключен к интергрированному графическому адаптеру ПК, а мы подключаем внешний ускоритель, значит, надо каким-то образом выдать с него видеосигнал на тот же выход. Но судя по тому, что в ноутбуках для переключения интегированного и дискретного видеоакселераторов это реализовать уже удалось, с внешними GPU за этим дело также не станет.

А вот основная проблема -- намного существеннее. Каким-то образом нужно сделать так, чтобы интерфейс PCI Express в его внешнем исполнении стал де-факто стандартом, на платформенном уровне, и "торчал наружу" из каждого проданного ноутбука и десктопа. Причем не в виде ExpressCard, как сейчас, ограниченном скоростью х1, а хотя бы х8 (для PCI-E 2.0). Вот тогда действительно появится рынок для внешних акселераторов, таких как ASUS XG Station -- только несравненно производительнее.

И наконец "на закуску", раз уж у вас хватило терпения дочитать до этих строк -- сюрприз. По крайней мере, это стало сюрпризом для меня, но я вообще довольно рассеян и слегка забывчив, поэтому не судите строго :)

Внешние графические акселераторы -- наконец-то!

При рассмотрении возможностей мобильной платформы AMD Puma я совершенно упустил из виду, что в ней эта проблема уже (частично) решена. Технология ATI XGP (eXternal Graphics Platform), анонсированная летом этого года, как раз и представляет собой готовую методологию по выпуску внешних графических акселераторов для ноутбуков:

 Внешние графические акселераторы -- наконец-то!

В подтверждение моих слов -- презентация GraphicBooster от Fujitsu Siemens Computers. Это и есть внешний графический акселератор, который я только что описал выше.

Внешние графические акселераторы -- наконец-то!

Внешние графические акселераторы -- наконец-то!

Внутри этого небольшого и элегантно оформленного модуля -- Mobility Radeon HD 3870, наружу выведены интерфейсы DVI и HDMI, а также пара портов USB для клавиатуры и мыши. Подключение к системной шине -- через "external graphic box port", представляющий собой PCI Express 2.0 8x. Питание от внешнего БП на 90 Вт.

Только один нюанс омрачает мой триумф -- пока что GraphicBooster подключается лишь к одной модели лэптопа, AMILO Notebook Sa 3650. Но лиха беда начало, не так ли? По крайней мере, AMD всячески на это рассчитывает, а я -- просто очень надеюсь.

Любопытно, а что думает по этому поводу Intel? :)

P.S.: По непроверенным данным, AMD имеет карт-бланш на эксклюзивное использование внешнего разъема PCIe. Если это действительно так, то минимум полгода ею уже упущены. Что толку в обладании эксклюзивными правами на технологию, если она не является индустриальным стандартом, а доля компании в мобильной сфере, как бы сказать -- не обидеть, совсем не та, с которой к ней начинают усиленно прислушиваться все остальные?

P.P.S.: Стоит ли говорить, с каким нетерпением я жду появления у нас в Тестовой лаборатории данной модели FSC Amilo и самого GraphicBooster? :) И с каким удовольствием я тотчас же напишу по этому поводу подробнейшую статью?.. :)

P.P.P.S.: Для интересующихся, ссылки на PDFы в явном виде:

ATI XGP Technology Brief

AMILO GraphicBooster DataSheet