Визуальные технологии. Маневры-2005

25 январь, 2006 - 00:00Артем Юрченко

Год 2005-й войдет в историю становления индустрии визуальных технологий благодаря сразу нескольким знаковым событиям. Как ни странно, но связаны они не с появлением очередного оригинального программного или аппаратного решения, а с масштабной перегруппировкой сил на основополагающих направлениях развития отрасли.

Словно гром среди ясного весеннего неба прозвучало апрельское известие компании Adobe относительно намерений приобрести своего извечного соперника в лице Macromedia. Покупка стоимостью в 3,4 млрд долл. не только завершила длительную войну патентов, но и явила миру крупнейшего производителя ПО для DTP и Web, владеющего двумя ключевыми медиатехнологиями – Flash и PDF. Процесс поглощения завершился в начале декабря. Тогда же свет увидели первые объединенные пакеты. Вариация Adobe Design Bundle пополнилась за счет Flash 8 Professional. В состав Web Bundle были включены восьмые версии Dreamweaver, Flash Professional, Fireworks, а также Contribute 3 и FlashPaper 2. Как видно, дублирующие функциональные возможности друг друга приложения (GoLive и Dreamweaver, Photoshop+ ImageReady и FireWorks) пока что не попали под нож, однако дальнейшее светлое будущее некоторых из них вызывает сомнение. Вторая версия главной ударной силы Adobe – Creative Suite – была брошена на поле битвы незадолго до описанных выше событий. Продемонстрировав высокий уровень интеграции между отдельными компонентами, пакет отчасти компенсировал отсутствие каких-либо революционных нововведений. Традиционно сильнейшее звено CS2 – растрово-векторный редактор – вскоре обзавелся новыми виртуальными соперниками, которым поспешили навесить ярлык «Photoshop Killer». При более близком знакомстве с ситуацией выяснилось, что слухи во многом преувеличены. Первый из потенциальных конкурентов – принадлежащий перу Microsoft редактор Acrylic – на поверку оказался еще достаточно сырой CTP-версией пакета Expression 3. Приложение, в свое время выкупленное у гонконгской компании Creature House, среди собственных неоспоримых достоинств на сегодняшний день имеет лишь оригинальную технологию векторного рисования кистями Skeletal Strokes. Даже с учетом первоклассного «тюнинга» от Microsoft (поддержка XAML, Metro и т. д.) редактор вряд ли сможет претендовать на лавры Photoshop. Аналогичных слов заслуживает и Apple Aperture, который скорее дополняет, чем замещает инструментарий Photoshop в части оперативного и комфортного редактирования фотографий на Мас-платформе.

С ролью столь же сильных нарушителей спокойствия идеально справились лидеры сегмента 3D Software. В начале октября новостные ленты большинства IТ-изданий запестрели сообщениями о неминуемом поглощении корпорацией Autodesk компании Alias. Сделка стоимостью в 182 млн долл. наличными предусматривала бесповоротную миграцию всего технологического парка канадского разработчика в распоряжение подразделения Autodesk Media & Entertainment. Волна домыслов, прогнозов и бессильных упреков в адрес каждой из сторон тотчас же накрыла форумы многочисленного CG-сообщества. Как показало время, картина вырисовывается куда менее мрачная. Коллектив Alias, насчитывающий шесть сотен специалистов, под сокращение не попадет, и уже полным ходом ведет работу над бета-версией Maya 8. Параллельно члены ранее конкурирующих лагерей креативного ПО небезуспешно пытаются наладить более тесное взаимодействие. В частности, форсируются работы по универсализации формата Motionbuilder FBX и налаживанию мостов между Discreet Vault и Maya. Ввиду того что приложения для компоузинга (Fusion, Composer) были откровенно слабым звеном в программной линейке Alias, ожидается скорая адаптация свежих релизов Maya к мощным postproduction-системам Autodesk уровня hi-end – Inferno/Flame, Fire/Smoke. Не исключено, что в будущем мы станем свидетелями рождения абсолютно нового 3D-решения, которое вберет в себя передовые наработки из богатейшего технологического арсенала Autodesk. История знает тому множество примеров. Ведь той же Alias после слияния с компаниями Wavefront и TDI удалось явить миру во многом уникальную анимационную систему Maya.

Инициатором последнего, однако не менее громкого объединения выступила корпорация Avid, удерживающая ведущие позиции в области аппаратно-программных комплексов профессиональной обработки видеоматериала. Акционеры популярной на потребительском рынке систем для нелинейного видеомонтажа компании Pinnacle Systems без особого сожаления расстались с достаточно прибыльным предприятием, удовлетворившись суммой в 71 млн долл. и несколькими миллионами ценных бумаг напористого покупателя. Не откладывая столь выгодное приобретение в долгий ящик, новоиспеченные владельцы NLE-инструментария сформировали полноценную линейку Avid Liquid, которая идеально вписалась в уже существующий инструментальный ансамбль. Направлена она прежде всего на энтузиастов цифрового видео с достаточно высоким уровнем запросов, а также вещательные студии, осуществляющие глобальный переход с аналоговых систем в полностью цифровую среду. Помимо работы с видеопотоками (включая и HDV), компоненты пакета безупречно справляются с объемным звуком, профессиональной титровкой, realtime-наложением визуальных эффектов.

Таким образом, 2005 г. можно смело назвать периодом значительного укрепления позиций компаний, небезосновательно претендующих на лидерство и удерживающих руку на пульсе трех основных направлений развития отрасли – 2D-, 3D-графики и обработки видео.

В заключение невозможно не упомянуть еще одно важное для мира компьютерной графики событие. Ровно 30 лет назад молодой голливудский режиссер Джордж Лукас организовал фирму под громким названием Industrial Light and Magic. Ключевой задачей группы собравшихся под руководством Джона Дикстры (John Dykstra) профессионалов была разработка оригинальных технических VFX-решений для фантастической киноленты «Звездные войны». Как показало время, именно ILM суждено было стать главным действующим лицом цифровой революции в кинематографе. Сегодня в актив компании входят десятки технологий, ставших отраслевым стандартом, свыше 220 изобилующих сложнейшими спецэффектами фильмов и 14 престижных премий «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. В канун юбилея сотрудники ILM получили весьма щедрый подарок. Отныне их главная творческая мастерская находится в Центре цифровых искусств Леттермана, что в престижном районе Сан-Франциско Presidio Park. Техническое перевооружение состоящей из четырех отдельных строений студии потребовало, ни много ни мало, 350 млн долл. Как результат – 600 миль проложенного оптоволоконного кабеля, объединяющего 3 тыс. построенных на базе процессоров AMD систем и хранилища данных общей вместимостью более сотни терабайт. Что и говорить, фундамент для дальнейшего обустройства мира визуальных технологий заложен весьма неплохой.