Весь бизнес в гости к SAS

19 июль, 2004 - 23:00Александр Черников
15--17 июня в Копенгагене состоялся SAS Forum International 2004, самое масштабное вне США ежегодное мероприятие в области Business Intelligence, проводимое уже 22-й год подряд. Рекордно большое число заявленных в этом году презентаций ясно обозначило тенденцию смещения приоритетов компаний от классической ERP-стратегии к BI-методам -- аналитике, прогнозированию и моделированию своей деятельности.

Более 2,5 тыс. руководителей выс-шего звена компаний 66 стран мира в течение трех дней учились друг у друга методам использования информации для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений.

Представителями десяти отраслей индустрии было проведено множество презентаций, в том числе такими крупными компаниями, как Amazon.com, Barclays UK Consumer Finance, Credit Lyonnais, Marks & Spencer, Morgan Stanley и др.

Исходя из современных требований к ведению бизнеса, участники форума сосредоточились на четырех основных вопросах: роль CEO в выработке победной стратегии предприятия, способы получения конкурентного преимущества, увеличение ценности существующих клиентов и IT как источник прибыли, производительности и эффективности.


SAS для руководителя

Весь бизнес в гости к SAS
Джим Гуднайт: "Компании наконец раскошелились и увеличили ITбюджеты в 2003 г. на 3--5%". Заметим, что это положительно отразилось на финансовом положении SAS, доходы которой выросли на 13,5% и составили 1,34 млрд. долл.
Форум открылся выступлением док-тора Джозефа Стайглица (Joseph E. Stiglitz), профессора экономики и финансов Колумбийского университета, нобелевского лауреата по экономике 2001 г. Предваряя тематику первого дня -- "SAS в совете директоров", -- он попытался показать, как методы BI помогают организациям уверенно двигаться в вечно неустойчивом мире бизнеса.

По его мнению, ближайшие и среднесрочные перспективы глобальной экономики далеко не блестящи, а Европа сейчас напоминает двигатель, работающий на холостых оборотах. Но и для США быстрое экономическое восстановление весьма сомнительно. Нехватка рабочих мест достигла 5 млн., что наблюдается впервые со времен Великой депрессии 30 х гг. прошлого столетия. Огромный федеральный финансовый дефицит неизбежно приведет к сокращению инвестиций в образование и технологии -- именно эти вложения вызвали IT бум 90 х гг. и обеспечили тогда Соединенным Штатам высокий уровень конкурентоспособности. В результате темпы роста американской экономики в 2005 г., скорее всего, замедлятся.

В таких условиях наибольшего успеха достигнут компании, которые смогут объединить видение глобальных проблем с пониманием местных тенденций, адекватно оценивать риски и противостоять им. Это связано с оперированием большим количеством информации и ее анализом, что является типичными задачами BI.

На вечерней сессии исполнительный директор и сооснователь SAS доктор Джим Гуднайт (Jim Goodnight) рассказал об основных достижениях и текущих приоритетах компании. Ряд приобретений 2003 г. -- фирм OpRisk Analytics, MarketMax и RiskAdvisory -- обеспечил SAS сильные позиции и мощные разработки на рынке BI сис-тем. Флагманским продуктом SAS сегодня является вышедшая 30 марта этого года обновленная интегрированная платформа SAS9, которая считается наиболее важным проектом компании за все время ее существования.

Джим Гуднайт также вручил награды партнерам SAS по результатам сотрудничества в 2003 г. Отметим две из них.

SAS Academic Intelligence Award досталась Варшавской школе экономики, которую глава SAS назвал "одной из лучших бизнес школ в Европе", а победителем в номинации SAS In--ternational Enterprise Intelligence Awards для предприятий SMB стала компания Hjemmet Mortensen, которая с помощью продуктов SAS сумела организовать персональные взаимоотношения (one to one) c 700 тыс. своих клиентов.

Завершая первый день форума, Арт Кук (Art Cooke), президент SAS International, привел "истории успеха" компаний разных стран мира, добившихся высоких показателей возврата инвестиций (ROI) в короткие сроки при внедрении продуктов SAS. Любопытно, что SAS предпочитает расшифровывать эту аббревиатуру как "Return On Intelligence" -- очень возможно, что применительно к IT такое толкование со временем станет общеупотребительным.


SAS в действии

Весь бизнес в гости к SAS
Джозеф Стайглиц: "В основе новой экономики должна находиться прежде всего информация. Ее нужно получать и использовать гораздо быстрее, чем прежде. В выигрыше будут те компании, которые смогут справиться с этим лучше других"
Второй день форума, проходивший под девизом "SAS in Action", открылся выступлением Луизы Бордони (Luisa Bordoni), вице президента аналитической фирмы IDC.

Она говорила о связи целей бизнеса и IT на ключевых вертикальных рынках Западной Европы -- в сфере банковских и финансовых услуг, правительственных системах, розничных продажах, производстве и коммуникациях. По мнению IDC, компании, работающие в этих отраслях, первыми вложат капитал в новые системы, поскольку BI и аналитика будут играть для них все более важную роль.

IDC предсказывала рост затрат на IT на 3% в 2004 г. (по сравнению с уменьшением на 1% годом ранее). Но в общей структуре IT затрат инвестиции в некоторые направления, в том числе и BI, увеличатся примерно на 5%, а по отдельным отраслям промышленности этот рост будет еще больше.

Презентации компаний, представляющих различные вертикальные бизнесы, проведенные в этот день, дали представление о широте спектра использования методов BI. Среди них -- потоковый анализ трафика и оптимизация тарифной политики в телекоммуникациях, определение случаев мошенничества в массовых страховых операциях, оценка рисков при выдаче банковских кредитов, борьба с отмыванием денег, полученных незаконным путем, управление клиническими исследованиями в фармацевтике, статистические исследования в масштабе министерств и целых стран, организация производства и розничных продаж на основе интеграции продуктов SAP и SAS и многое другое.

Третий, заключительный день форума целиком был посвящен технологиям SAS. Представители компании отметили, что на рынке BI сегодня довольно тесно, хотя пять лет назад о продуктах этого класса мало кто говорил серьезно. SAS видит здесь "решения" двух типов -- с маленькой и большой буквы. "Настоящим" BI, по мнению SAS, можно назвать только полное, интегрированное решение, позволяющее компаниям с высокой долей вероятности заглядывать в будущее. Именно такие системы разрабатываются на основе платформы девятой версии, фактически задающей новый стандарт BI приложений (см. врезку).

SAS Intelligence Platform и SAS9 solutions pack

Долгожданную SAS9 Intelligence Platform компания называет инструментом, реализующим новый способ ведения коммерции, основанный на постоянном исследовании меняющегося мира бизнеса, прогнозировании и выработке верных управленческих решений. Основные компоненты платформы -- ETL сервер со средствами интегрированного управления метаданными и очистки данных; интеллектуальная система хранения данных, полученных из внутренних или внешних систем; средства преобразования форматов данных; а также большой набор аналитики, алгоритмов, математических преобразований, моделирования и статистики. Открытость платформы позволяет интегрировать ее с большим количеством источников данных и метаданных, создавая единый информационный поток. Она также поддер­живает стандартные в индустрии протоколы, языки программирования, модели и интерфейсы связи, что обеспечивает расширяемость платформы, которая является основой отраслевых и проблемных решений SAS.

Если раньше продукты SAS использовались в основном бизнес менеджерами и старшими руководителями, то, по оценке компании, SAS9 создаст новые возможности примерно для 80% персонала. Эти инструменты будут применять все -- от линейных менеджеров до членов совета директоров. Иначе говоря, SAS9 делает каждого сотрудника knowledge worker, обеспечивая его мощным и простым в работе интерфейсом. Уже в этом году SAS планирует поставить семь программных решений на SAS9 Intelligence Platform, которые появятся на протяжении II--III кварталов.

Среди них -- ПО для автоматизации маркетинга, взаимодействия с поставщиками, финансового менеджмента, анализа рисков, реализации методов Strategic Performance Management и Activ­i­ty Based Management (ABM) и для управления IT инфраструктурой предприятий, включая сервисные организации и партнеров.


Перспективы SAS

Как и любая компания, претендующая на то, чтобы называться лидером в своем сегменте, SAS одновременно и следует за насущными потребностями рынка, и в значительной степени формирует их. Так, в 2000 г. много говорилось о e intelligence в электронной коммерции и о порталах как средстве доступа сотрудников к корпоративной информации. Годом спустя активное развитие получили средства BPM -- Business Performance Management. 2002 г. принес новое определение, появившееся в результате работы SAS над платформой девятой версии, -- Intelligence Value Chain, цепочка последовательного накопления бизнес интеллекта на всех стадиях анализа данных.

На форуме прошлого года все чаще звучал термин real time, а общая идеология клиентов с оглядкой на последние два тяжелых года выражалась фразой "потратить меньше, а получить больше".

Что дальше? После выпуска новой платформы SAS стала фактически единственным поставщиком, предлагающим в своих интегрированных решениях такой широкий спектр ПО -- хранилища данных, ETL ин-струменты, аналитику и традиционные средства BI для работы с большими массивами информации.

Находясь сегодня на гребне волны интереса к BI (во многом ею же и вызванной), SAS продолжает совершенствовать свои продукты -- в 2003 г. в R&D было инвестировано 26% ее годового дохода. Положение компании прочно и, по всей видимости, будет таким на протяжении ближайших лет.

Остается только пожалеть, что пока продукты SAS не получили заметного распространения в Украине. На наш взгляд, использование новой платформы и продуктов SAS, которые имеют положительные отзывы клиентов во всем мире, было бы весьма полезным и для отечественных крупных организаций -- прежде всего правительственных, финансовых и телекоммуникационных.