Vertu: мобильные телефоны. Очень дорого

25 октябрь, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Когда конкуренция усиливается, законы экономики требуют каких-то действий, например, снижения цен на продукцию. Сохранить лидирующие позиции в таких условиях трудно даже игрокам, которые получили значительную фору, являясь первопроходцами на рынке.

Очередное обострение конкурентной борьбы на рынке мобильных телефонов, сокращение прибыльности предприятий привело даже к консолидации некоторых крупных игроков, например Sony и Ericsson. Компания Nokia в этот момент, как и все, разрабатывала новые, более дешевые и более доступные модели телефонов, чтобы за счет объемов сохранить общие показатели прибыльности. Однако параллельно с этим было принято решение и о другом, противоположном шаге. Под руководством вице-президента Nokia по вопросам маркетинга Найджела Литчфилда (Nigel Litchfield) была сформирована группа по созданию нового направления -- сверхдорогих телефонов из разряда роскошных аксессуаров.

Vertu мобильные телефоны. Очень дорого В результате 21 января 2002 г. на рынке мобильной телефонии появилась новая компания Vertu, а ее президентом стал г-н Литчфилд. Когда другие фирмы наперебой соревнуются друг с другом за право называться производителями самых дешевых устройств, цены на модели Vertu начинаются с 4500 евро. "Только не пишите, что это дешевая модель, -- просят журналистов представители пресс-службы. -- Напишите стартовая".

Стартовать действительно есть ку-да. Платиновая модель из коллекции Signature обойдется покупателю в 31 900 ев-ро, модель подешевле -- золотая -- в 18 900 евро, причем она, по словам представителей компании, сегодня самая продаваемая. Как утверждает индонезийский дизайнер Гарри Дарсоно (Harry Darsono), продукты Vertu стали обязательным атрибутом высокой моды. В наше время, когда мобильные телефоны -- незаменимое средство связи, Vertu для многих является именно тем символом элегантности и богатства, что и швейцарские часы, костюмы и сумки от известных модельеров.

Впрочем, не в платине (или золоте) счастье. Покупатели Vertu явно рассчитывают на то, что за столь существенную сумму они получат и лучшее обслуживание. И если работу мобильного оператора компания проконтролировать не в состоянии, то обеспечить своих клиентов эксклюзивным сервисом она может. Специальная кнопка на аппарате соединит пользователя с оператором Vertu в любой точке мира (где есть сотовое подключение), вам предложат услуги глобального справочника, возможность подбора гостиницы и бронирования номера, билеты на концерты и спортивные мероприятия, информацию о местонахождении ресторанов, банков и других заведений. "Нужен англоязычный врач в Пекине? Нет проблем, мы его найдем",-- заверяет Пол Лим (Paul Lim), торговый представитель Vertu в Сингапуре.

Сингапур на сегодняшний день, кстати, является крупнейшим рынком для сбыта телефонов топ-класса. Всего на южноазиатский регион приходится треть продаж Vertu за год. Предпочитая не называть цифры, глава компании утверждает, что бизнесу Vertu помогает привычка деловых людей этой страны менять мобильные телефоны каждые полтора-два года плюс желание казаться успешным, столь присущее представителям современной азиатской культуры. Другие традиционные группы покупателей? Россияне и таиландцы, приезжающие в Сингапур по делам.

Британская компания нанимает собственную команду дизайнеров и работает практически в полной автономии от Nokia. Сегодня креативным директором в Vertu является Фрэнк Нуово (Frank Nuovo), до этого один из ведущих дизайнеров Nokia. "Нельзя просто взять обычный сотовый телефон, надеть на него платиновый корпус и взвинтить цену, -- объясняет президент Vertu Найджел Литчфилд. -- Покупатели, готовые заплатить такую сумму, привыкли видеть качество". Скажем, под каждой кнопкой аппарата Vertu скрывается рубиновый механизм (в чем-то схожий с тем, что используется в механических часах). В то время как обычные мобильные терминалы (поставляемые, естественно, без рубинов) после полумиллиона нажатий на кнопку начинают иногда давать сбой, аппарат от Vertu гарантированно будет работать даже после пяти миллионов нажатий одной и той же кнопки.

Кроме того, не секрет, что покупатели Vertu ценят дизайн устройства и вряд ли через год-два раскошелятся на новый мобильный телефон за несколько тысяч (или даже десятков тысяч) долларов. Поэтому "внутренности" каждого аппарата стандартизированы для того, чтобы в будущем их можно было сменить.

Литчфилд пока отказывается определить объем рынка. "Рынок есть, но проблема в том, что мы единственные, кто его формирует", -- объясняет он. По некоторым оценкам, объем данного сегмента уже в ближайшие пару лет может достигнуть показателей продаж дорогих механических часов (скажем, класса Patek Philippe).

Компания имеет сеть торговых точек по всему миру (кстати, бутик Vertu открыт и в Москве), где продавцы в классических костюмах рассказывают потенциальным покупателям о престижности, связанной с торговой маркой, и сообщают о функциональности, которую получает пользователь, приобретая такой аппарат. Регулярно в прессу просачивается информация о том, что та или иная известная личность стала клиентом Vertu. Безусловно, каждому новому покупателю приятно не только стать владельцем эксклюзивного продукта, но и попасть в компанию кинозвезд и бизнес-магнатов.

Даже строгие аналитики прочат Vertu неплохое будущее. По словам представителей Yankee Group, топ-модели телефонов являются одним из наиболее прибыльных секторов для производителей. Ранее все взоры были обращены к сервисам 3G, для которых покупателям пришлось бы раскошелиться на новые, более функциональные модели. Сегодня же, учитывая медленное внедрение сетей третьего поколения мобильными операторами, инкрустированные драгоценными металлами телефоны становятся хорошими генераторами доходов.

Кстати, еще в 2000 г. китайский оператор TCL Mobile вышел на рынок с аппаратами, инкрустированными бриллиантами. Самая дорогая модель китайского производителя стоила $2400. За три года объемы продаж таких телефонов (некоторые из них содержали фальшивые драгоценные камни и стоили гораздо меньше) составили десятки тысяч устройств.

Vertu же делает упор на сервис и качество, несколько смещая вопрос престижа. Это может оказаться удачной долгосрочной стратегией: ставя акцент на эксклюзивности, компания продает все больше телефонов, тем самым разрушая миф об экслюзивности. На момент написания данной статьи аппарат от Vertu был представлен на онлайн-аукционе eBay.com. Модель, продаваемая в салонах Vertu за $3850 (кожаная Ascent, GSM 900/1900) в начале аукциона была выставлена за $2950. Так что у компании постепенно формируется вторичный рынок.

Не исключено, что в сегменте сверхдорогих телефонов появятся и другие заметные игроки. По слухам, в этой категории свои модели готовит американская Motorola, причем под собственным брендом.