Великое многообразие: проекторы среднего класса

21 август, 2007 - 18:12Дмитрий Баламут

Бизнес-проекторы, как и любые другие устройства среднего класса, наиболее распространены и весьма разнообразны. Сюда входят модели, выполненные по конкурирующим технологиям DLP и LCD; есть как компактные переносные, так и довольно габаритные инсталляционные решения; многие оснащены расширенными возможностями подключения к источникам сигнала. Причем в последнее время к традиционным видеовходам VGA D-sub, DVI-I, S-Video добавились интерфейсы USB и Ethernet, а также беспроводной IEEE 802.11b/g (Wi-Fi).

Представленные в тестировании модели значительно различаются между собой спецификациями – по световому потоку, контрастности, мощности лампы. И, разумеется, ценовые рамки здесь также довольно широки. Все это, по идее, позволяет подобрать проектор в соответствии с конкретной задачей, однако на практике такое разнообразие подчас может лишь усугубить проблему выбора. Поэтому, испытав в работе 18 проекторов среднего класса, мы готовы поделиться с вами приобретенным опытом, чтобы попытаться решить ее совместными усилиями.

Еще при подготовке к тестированию, во время сбора оборудования, возник вопрос формализации правил отбора. Действительно, класс офисных проекторов очень обширный, в него могут входить как портативные модели, так и инсталляционные. Они существенно разнятся по массе, габаритам и функциональности.

Но столь же отличными могут быть и требования у разных компаний. Одним нужен недорогой аппарат, обеспечивающий базовые возможности для установки в переговорной комнате, другие готовы заплатить за расширенную функциональность и возможность гибкого конфигурирования, третьим необходим проектор для стационарной установки и эпизодической работы на выезде, четвертым просто важно наличие той или иной модели у дилера-партнера. Несмотря на разницу в технических характеристиках, устройства зачастую оказываются соизмеримыми по цене. Следовательно, потенциальный покупатель будет рассматривать все варианты, которые укладываются в бюджет. Исходя из этих соображений мы поставили перед участниками довольно широкие рамки: разрешение XGA (1024×768), интенсивность светового потока не менее 2000 ANSI лм, цена не выше $3000. Мы собрали 18 соответствующих этим критериям аппаратов от подавляющего большинства представленных на отечественном рынке брендов.

В технологическом плане противостояние на рынке мультимедийных проекторов между аппаратами, выполненными по технологиям DLP и LCD, продолжается уже довольно долго, однако ввиду явного отсутствия перевеса одной из сторон установился паритет. При этом во время периодического обновления модельных рядов происходит и дальнейшее совершенствование устройств. Увеличивается аппертурное соотношение LCD-матриц, снижается время отклика ячеек, чернение DMD-модуля улучшает контрастность проекционного изображения. Однако все эти нововведения приводят лишь к количественным, но не качественным изменениям. Таким «качественным скачком» могло стать широкое внедрение LED-подсветки, однако чисто технические причины пока не позволяют достичь приемлемой яркости, а существующие на сегодняшний день серийные образцы могут использоваться только как ультрамобильные решения.

Поскольку собственно проекционный модуль производители радикально изменить не могут, происходит процесс наращивания функциональности. Самый распространенный путь – использование нетрадиционных для подобных устройств интерфейсов. И если наличие цифрового входа DVI выглядит вполне логично и естественно, то трансляция презентаций по проводной или беспроводной сети все еще способна удивлять.

Итак, выяснив основные особенности и сферы использования рассматриваемого класса устройств, определим критерии оценок, по которым потенциальный покупатель сможет подобрать аппарат, максимально соответствующий его требованиям и пожеланиям.

Методика тестирования

Основные принципы и методы тестирования остаются неизменными в течение уже нескольких лет: результаты и выводы основываются на объективных измерениях и экспертных оценках.

Все испытания проводились в затемненной комнате, куда не проникал дневной и искусственный свет. Изображение проецировалось на профессиональный стационарный экран: обрамленное белое полотно Sopar Snow White Professional, источником сигнала служил компьютер с видеокартой ATI Radeon X800. Поскольку не все проекторы имели цифровой интерфейс DVI, аппараты без него подключались к ПК с использованием разъема D-sub.

Настройка изображения, измерения светового потока и равномерности освещенности по полю кадра выполнялись согласно стандарту Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Comission), описанному в документе IEC 61947 (проекторы с фиксированным разрешением). Для удобства сравнения результаты измерений даны в ANSI лм – именно такие единицы применяет большинство производителей, привыкли к ним и пользователи.

Замеры освещенности осуществлялись с помощью цифрового люксметра ТКА-04/3 в девяти точках равномерно по полю проекции, а также в четырех углах. В таблице результатов измерений приведены средний световой поток в нормальном (усиленном) и экономичном режимах работы лампы, а также разброс яркости экрана и затемнение углов (отношение средней освещенности по краям изображения к средней освещенности центральной части) в процентах.

Качество статической картинки оценивалось после просмотра тестовых фотографий и градиентных растяжек базовых (RGB) и композитных цветов. Мы обращали внимание на точность цветопередачи (отклонения очень хорошо заметны на телесных тонах), динамический диапазон, наличие или отсутствие клипинга, ступенчатость или плавность цветовых переходов, а также другие видимые искажения. Кроме того, учитывались глубина резкости объектива и точность фокусировки.

Качество динамического изображения определялось с помощью синтетических тестов и проигрывания видеоролика. Для LCD-проекторов существенным было отсутствие шлейфов за подвижными объектами, четкость фронтов и спадов, а также плавность движения. Для DLP-аппаратов этот тест был особенно сложным, поскольку проблема «расслаивания» картинки в динамичных сценах заложена в саму технологию DLP с одним DMD-чипом, и степень компенсации этого негативного эффекта посредством управляющей электроники очень невелика. Тем не менее разница между моделями была заметна, что отражено в их описаниях.

Функциональность аппарата подразумевает полноту и разнообразие настроек и опций в меню. Обязательными пунктами являются: возможность зеркалирования изображения, тональная коррекция (а также компенсация оттенков фоновой поверхности) и доступные наборы предустановленных параметров. Желательная опция, повышающая оценку, – защита паролем. Очень важно наличие полного набора интерфейсных разъемов (аналоговых и цифровых) для подключения источников сигнала и кабелей в комплекте поставки. Проекторы с расширенной функциональностью: возможностью трансляции презентации по сети или USB отмечены дополнительно.

Главным аспектом эргономичности является удобство использования аппарата в целом. В оценке этой характеристики учитывались конструкция корпуса, расположение органов управления и разъемов, качество исполнения и возможности пульта ДУ. Немаловажный фактор – шумность устройства: тихий в работе проектор имеет преимущество при прочих равных параметрах. Такие функции, как автофокус и автокоррекция трапециевидных искажений, также улучшает итоговый балл.

BenQ

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса BenQ CP-220

В настоящем тестировании компания BenQ представлена двумя разноплановыми устройствами: компактным CP-220 и полноразмерным MP721. Модель CP-220 – это «брат-близнец» уже известного читателям «Компьютерного Обозрения» аппарата CP-120, принимавшего участие в прошлогоднем масштабном тесте. В отличие от него CP-220 оснащен более мощной лампой, что позволило достичь большего светового потока, однако платой за это стало увеличение массы с 1,3 до 1,7 кг, отсутствует также Wi-Fi-модуль. В остальном же различия минимальны. Качество отображения на высоком уровне, ничуть не хуже, чем у старших моделей, но, как и у всех DLP-устройств нижнего ценового диапазона, картинка отличается несинхронностью цветовых каналов, из-за чего возникают неприятные ощущения при перемещении взгляда по экрану. Также при просмотре анимированных сцен на краях подвижных объектов четко видны цветовые аномалии. Характер цветопередачи и гаммы изображения существенно зависят от выбранных предустановок. Две наиболее удачные: Presentation и Photo, в первом картинка очень контрастна и насыщена, но теряются цветовые переходы и детали, во втором же цветность выравнивается, тональность становится более теплой и «живой», но за счет увеличения гаммы интегральная яркость снижается.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса BenQ MP721

В управлении проектор весьма прост: при проводном подключении он автоматически определяет источник сигнала и довольно точно «ловит» синхронизацию, так что ручной подстройки частоты и фазы не понадобилось. Пульт ДУ столь же миниатюрен, как и сам аппарат, он выполнен в тонком пластиковом корпусе размером с кредитную карту. Кнопки на нем не очень большие, что вызывает некоторые неудобства. В целом BenQ CP-220 можно с успехом использовать не только стационарно в офисе, но и для выездных презентаций.

Проектор MP721 заметно отличается по качеству отображения, хотя и основан на той же технологии. Из пяти доступных предустановок лишь Cinema сохраняет плавность градиента во всем диапазоне шкалы серого без клипинга и «проглатывания» теней. При этом телесный тон передается корректно. При других настройках качество картинки ухудшается, так что использовать их без необходимости мы не рекомендуем. Что касается динамического изображения, то здесь ситуация абсолютно аналогична, наблюдаемые артефакты являются чисто технологическими и не могут быть устранены посредством экранного меню.

Коммутационные возможности более богаты, нежели у предыдущей модели, – кроме каскадного подключения, предусмотрен цифровой вход DVI-I, что является существенным преимуществом, учитывая повсеместное распространение этого интерфейса. Как показывает опыт, подключение проектора по «цифре» практически всегда дает лучший результат, чем по «аналогу». Устройство также опционально комплектуется Wi-Fi-модулем, благодаря которому для демонстрации презентаций нет необходимости подключать проектор к компьютеру – достаточно лишь установить специальную утилиту и транслировать содержимое рабочего стола Windows на экран.

Пульт ДУ такой же, как и у предыдущего аппарата, они полностью взаимозаменяемы, поэтому в случае его утери проблем с подбором нужной модели не возникнет. Эргономичность органов управления и удобство экранного меню нареканий не вызывают. Клавиши навигации и вызова часто используемых функций находятся прямо на корпусе аппарата, они полностью дублируют кнопки на пульте ДУ. Шум при работе невелик – в офисе его практически не отличить от фона. Однако в жарком помещении стоит задействовать режим повышенных оборотов охлаждающего вентилятора во избежание повреждения лампового модуля – в этом случае гул крыльчатки существенно возрастает. Учитывая весьма привлекательную цену проектора, его можно рекомендовать как универсальное офисное решение с возможностью эпизодической работы на выезде.

Epson

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Epson EMP-1700

Эту компанию, ставшую основоположницей технологии 3LCD, в данном тесте представляют два устройства линейки EMP-17xx: базовая модель EMP-1700 и аппарат с расширенной функциональностью EMP-1715. Они основаны на едином шасси и проекционном механизме, так что показанные результаты во многом подобны.

Для своей малой массы и компактных габаритов проектор EMP-1700 обладает весьма достойными характеристиками. Высокоэффективная лампа UHE с двойным параболическим рефлектором (фирменная технология E-TORL) позволяет достичь светового потока свыше 2000 ANSI лм на выходе оптического тракта при потребляемой мощности 170 Вт. По цветопередаче на статическом и динамическом изображениях проекторы Epson находятся среди лидеров теста. Во всех режимах сохраняется плавность монохроматического градиента, а вот баланс белого и гамма изменяются, так что стоит не лениться переключать режимы отображения в зависимости от демонстрируемого контента и условий внешнего освещения. Это не займет много времени, зато существенно улучшит впечатление от просмотра.

К эргономичности устройства есть некоторые претензии: кнопки управления на корпусе довольно маленькие и не имеют подсветки, поэтому использовать их в комнате с затемнением весьма проблематично. Пульт ДУ также не самый лучший: кнопки нагромождены и плохо сгруппированы. Навигация посредством мини-джойстика и возможность управления курсором мыши при подключении по USB – пожалуй, и все преимущества данного пульта. В противовес этому экранное меню очень удобное и функциональное: система быстрых предустановок, включая настраиваемые, а также расширенная тональная коррекция позволяют очень гибко регулировать параметры в зависимости от конкретной обстановки.

Из дополнительных функциональных возможностей стоит отметить автоматическую коррекцию трапециевидных искажений в широких пределах (±30°) при наклоне проектора относительно горизонта, а также наличие экранного курсора (вместо лазерной указки в пульте ДУ) и цифровое зумирование участка изображения.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Epson EMP-1715

Модель EMP-1715 отличается увеличенной яркостью (хотя, как показали тесты, разница незначительна) и существенно расширенными коммутационными средствами. Кроме традиционного аналогового входа, есть возможность подключиться по USB, беспроводному интерфейсу IEEE 802.11 b/g, а также подсоединить флэш-накопитель к встроенному USB-хосту. Детальное рассмотрение каждого варианта можно найти в статье <Подключение проектора по USB: новая степень свободы>, а сейчас напомним основные моменты. При USB-подключении наблюдаются заметное запаздывание и прерывистый характер динамического изображения, а также сниженная до 16 бит разрядность представления цвета, так что комфортно просмотреть полноэкранный видеоролик не удастся. Плавно отображается анимация размером в четверть экрана. Со статическим изображением ситуация лучше: артефакты масштабирования и цветовые аномалии отсутствуют.

Основные функции, которые становятся доступными при использовании беспроводной сети, перечислить достаточно просто. Во-первых, это трансляция содержимого рабочего стола Windows на проекционный экран, и во-вторых – быстрая смена докладчиков при совместном использовании одного проектора. Поставляемое в комплекте с аппаратом ПО умеет распознать установленную в компьютере/ноутбуке беспроводную сетевую карту и конфигурировать ее для взаимодействия с проектором. При этом отрабатываются ситуации наличия в зоне досягаемости нескольких (возможно, одинаковых) проекторов. Основным режимом работы является Ad-hoc – прямая связь ноутбука и проектора, однако Infrastructure также может понадобится для вещания презентации сразу на несколько проекторов или для быстрого подключения аппарата к уже настроенной корпоративной Wi-Fi-сети.

Следует помнить, что в режиме прямой связи Ad-hoc максимально доступная скорость обмена данными составляет лишь 11 Mbps, чего совсем недостаточно для трансляции полноцветного видеопотока с высоким разрешением. Неизбежно возникнут временное запаздывание и выпадение кадров, еще в большей степени, нежели при USB-соеденении. Поэтому данный режим стоит использовать лишь для демонстрации статических слайдов и несложной анимации, для которых вышеописанные негативные эффекты не проявляются. Среди прочих настроек целесообразным станет отключение какого-либо шифрования – это освободит драгоценную полосу пропускания, ускорит смену кадров и сделает ее более плавной.

Особого упоминания заслуживает технология Multi-Screen, позволяющая проецировать изображение одновременно на четырех проекторах с одного компьютера. Это создает возможности для комплексных презентаций: на один экран транслируются основные слайды, на остальные – дополнительные материалы (таблицы, графики, текстовые пояснения), и все это по USB или беспроводной сети с одного ПК. В случае, когда необходим большой экран, можно объединить изображение с четырех проекторов и демонстрировать на них единую картинку, как если бы это было одно устройство.

LG

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса LG DX-125

Компания LG Electronics всегда отдавала предпочтение технологии DLP, и все проекторы ее производства базируются именно на ней. Модели серии D относятся к категории портативных и имеют все присущие этому классу атрибуты, однако могут использоваться и стационарно. Данная линейка представлена двумя устройствами: DX-125 и DX-130.

Аппараты выполнены в компактном и легком корпусе из магниевого сплава и комплектуются сумками для транспортировки. Обе модели имеют одинаковые шасси и конструкцию оптического тракта, отличия состоят в интенсивности светового потока.

Картинка выглядит очень насыщенной и контрастной, но при этом детализация в самых ярких участках изображения теряется (клипинг), а теневые области заметно осветляются. Такая оптимизация будет кстати при демонстрации бизнес-презентации с обилием графиков, схем и диаграмм, но несколько подпортит восприятие фотографий с плавными цветовыми и яркостными переходами.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса LG DX-130

Эргономичность проекторов заслуживает похвалы. Манипуляторы регулировки зума и фокуса расположены сверху, так что при их использовании риск случайного прикосновения к передней линзе объектива существенно снижается. Панель управления содержит только минимально необходимый набор кнопок для навигации по экранному меню. Клавиши имеют довольно большой размер и расположены на достаточном расстоянии, чтобы случайно не нажать две сразу при управлении «вслепую», кроме того, они подсвечиваются изнутри.

Пульт ДУ, помимо стандартного набора кнопок, содержит лазерную указку и клавиши альтернативного управления курсором мыши (но для их использования проектор придется дополнительно подключить к компьютеру по USB).

Стоит отметить коммутационный блок проекторов: оба оснащены цифровым интерфейсом DVI-I. Учитывая все большее распространение цифрового видеовыхода у ноутбуков, это обеспечит лучшие совместимость и качество изображения. Также имеются композитный и S-Video-входы. Пожалуй, единственное, чего тут не хватает, – это разъема для каскадного подключения. В работе проекторы оказались довольно тихими, их шум не выделялся на фоновом уровне, нагрев также незначителен.

Mitsubishi

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Mitsubishi XD460

Проекторы этого производителя отличаются прекрасной цветопередачей и гибкостью конфигурирования. Компания не сменила курс и на этот раз порадовала интересной моделью XD460. В аппарате применена усовершенствованная одночиповая схема формирования картинки. Применение нового 5-секторного (RGBWY) светофильтра в оптическом тракте данного проектора благотворно сказывается на качестве отображения статической и динамической графики. Благодаря удвоенной частоте вращения светофильтра (относительно частоты развертки кадров) асинхронность каналов проявляется значительно меньше, и цветовые аномалии на границах подвижных объектов становятся практически незаметными.

Отдельного упоминания заслуживает система расширенной настройки цветности изображения. Кроме стандартного набора предустановок по тематике, предусмотрена коррекция с учетом цвета поверхности, на которую осуществляется проекция. Это может быть специализированный экран или просто стена, школьная доска или другая подходящая для подобных целей плоскость. Также имеются тонкая регулировка цвета по базовым каналам и настройка гаммы.

Экранное меню будет несколько непривычным для неопытного пользователя: его иерархическая структура и визуальное оформление выполнены с помощью пиктограмм, значение которых может показаться не совсем очевидным. Кроме традиционной цифровой корректировки трапециевидных искажений в вертикальной плоскости, есть программная имитация сдвига линз и компенсация горизонтальных искажений. Управлять проектором лучше посредством пульта ДУ: он хорошо лежит в руке, пользоваться мини-джойстиком и логично сгруппированными кнопками очень удобно. Клавиши на корпусе аппарата стоит рассматривать лишь как запасной вариант. Коммутационный модуль тоже на высоте: присутствуют все необходимые входы: аналоговые (композитные и компонентные) и цифровой DVI-D с поддержкой DHCP, также возможно каскадирование.

Учитывая наличие очень гибкой регулировки цветности, Mitsubishi XD460 можно порекомендовать тем, для кого важна возможность работы без специального экрана.

NEC

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса NEC LT380

Данный японский производитель представлен в тесте сразу двумя моделями – NP50 и LT380. Это совершенно разноплановые аппараты, начиная от размеров корпуса и заканчивая функциональностью. Компания NEC – в числе немногих, кто предлагает решения, основанные на разных технологиях формирования изображения – 3LCD и DLP, большинство же производителей отдают предпочтение лишь одной.

Модель NP50 – компактный и легкий аппарат, однако обеспечивает отличный для своего размера и массы световой поток. Это достигнуто благодаря усовершенствованной системе охлаждения: кроме обычных вентиляторов сквозной продувки корпуса, присутствует дополнительный нагнетатель типа blower, который направляет мощный поток воздуха прямо на ламповый модуль.

Существенных замечаний по качеству картинки нет, заметные цветовые и яркостные искажения отсутствуют. Градиентные растяжки отображаются плавно только в режиме sRGB, в остальных же наблюдаются ступенчатость и «проглатывание» теней. Динамические сцены выглядят неплохо, нет размытия границ подвижных объектов: быстродействия DMD-чипа вполне достаточно для любого типа презентаций. Однако тесты выявили некоторое отставание синего цветового канала, обусловленное вращением многосекторного светофильтра в системе формирования изображения. Для бизнес-графики это несущественно, а вот при просмотре видео могут возникнуть артефакты.

Предусмотрено два режима работы вентиляторов. На пониженных оборотах система воздушного охлаждения практически не слышна, но при этом проектор ощутимо нагревается. Экранное меню довольно аскетично, зато весьма корректно переведено на русский и содержит все необходимые настройки, основной упор сделан на быстрое переключение предустановленных параметров. Пульт ДУ обеспечивает легкую навигацию по меню и быстрый доступ к основными регулировкам нажатием всего одной кнопки. Единственное, чего не хватает, – это лазерной указки или программного экранного курсора. Удобству эксплуатации способствуют автофокусный объектив и автокоррекция трапециевидных искажений.

Другая модель – LT380 – это представитель класса инсталляционных проекторов, для которых размеры и масса не играют столь большой роли. Здесь важны интенсивность светового потока и развитые коммутационные возможности.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса NEC NP50

Проектор основан на технологии формирования изображения 3LCD и имеет три 0,8-дюймовые ЖК-матрицы с массивами микролинз (MLA), поддерживающие схему мультистрочной адресации, что обеспечивает быструю смену кадров и сохранение четкой картинки в динамичных сценах. Стоит также отметить высокое аппертурное соотношение ячеек матрицы, что весьма благотворно сказывается на итоговом качестве: межпиксельная сетка на проекции практически не видна.

Предусмотрены расширенные возможности адаптации к месту проведения презентации: автоматическая коррекция вертикальных трапециевидных искажений (по датчику горизонтирования), ручная подстройка по двум направлениям и компенсация цвета стены. Если положение экрана слишком высокое или низкое, то проектор необходимо наклонить относительно горизонта, этот угол отслеживают встроенные датчики-акселерометры, и автоматика выравнивает изображение. Для горизонтальных искажений доступна лишь ручная коррекция. Диапазон компенсации наклона довольно большой и составляет ±40° по вертикали и ±35° по горизонтали, таким показателям могут позавидовать многие проекторы.

Даже без учета сетевых интерфейсов этот аппарат имеет полный набор коммутационных разъемов. Для непосредственного подключения к компьютеру служат два аналоговых коннектора D-sub и один цифровой DVI-D. Использование цифрового канала передачи изображения – залог совместимости и высокого качества: нет необходимости точно подстраивать частоту кадровой развертки и фазу сигнала, весь динамический диапазон передается без искажений, благодаря чему отсутствует клипинг в ярких участках картинки и четко прорисовываются теневые области (если, конечно, искажения, вносимые ЖК-матрицей, не превышают интерфейсных). Для каскадирования предусмотрены аналоговые видео- и звуковой выходы. Подключить аппарат к проводной сети (100 Mbps Ethernet) можно даже в штатной комплектации, а для взаимодействия с беспроводной инфраструктурой необходимо дополнительно приобрести PCMCIA-карту NWL-100E.

Поставляемое в комплекте с проектором ПО позволяет реализовать общение участников презентации в режиме чата (через обычную или беспроводную сеть) – можно обмениваться информацией с коллегами-слушателями и задавать вопросы выступающему «в письменной форме». Кроме того, имеется возможность отображения слайдов презентации непосредственно на экранах ноутбуков слушателей, а также ее сохранения на локальном жестком диске, если это разрешит докладчик (выдав соответствующий пароль-код).

Optoma

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Optoma EP719R

Проектор EP719R – типичный бизнес-ориентированный аппарат среднего уровня: строгий дизайн, неплохая эргономичность и отсутствие каких-либо украшательств. Он прост в эксплуатации и неприхотлив. Этап подготовки к работе не займет много времени: устройство автоматически настроится на подключенный в данный момент источник сигнала.

Показатели качества изображения у данного проектора выше среднего. Заводские установки цветности явно неоптимальны, на градиентных растяжках отчетливо заметна ступенчатость, но меню позволяет это исправить: есть возможность задействовать тональную коррекцию по шести направлениям (три базовых цвета и три композитных).

Одним из основных достоинств проектора оказалось высокое качество отображения динамичных сцен. Дело в том, что в аппарате применена схема цветообразования с увеличенной частотой вращения светофильтра. Она двукратно превосходит частоту кадровой развертки и составляет 120 об/мин при частоте вертикальной синхронизации 60 Hz.

Органы управления на корпусе и пульте ДУ довольно удобные. Кнопки разделены на функциональные группы, что позволяет управлять проектором даже на ощупь в темном помещении. Кольца фокусировки и трансфокации отделены от передней линзы объектива козырьком, поэтому вероятность загрязнения оптики из-за случайного прикосновения существенно снижена. Жаль, что экранное меню не столь удобное – в нем присутствуют все важнейшие регулировки, такие как зеркалирование и тональная коррекция, однако структурная организация многообразия опций требует доработки.

Набор коммутационных разъемов типичен для устройств этой ценовой категории: два аналоговых входа D-sub, еще один разъем для каскадирования, а также композитный, компонентный (через переходник на D-sub) и S-Video-входы. На сегодняшний день был бы очень желателен также цифровой интерфейс DVI, но его, к сожалению нет.

Panasonic

Компания Panasonic представлена в тесте двумя проекторами: компактным PT-LB50NTE и более мощным PT-LB60NTE. Аппараты подобны по функциональности, но отличаются по яркости и качеству картинки. Младшая модель PT-LB50NTE больше оптимизирована для мобильного использования, в то время как старшая лучше подойдет для стационарной установки с возможностью эпизодического «выхода в свет».

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Panasonic PT-LB50NTE

Корпуса устройств изготовлены из серебристого пластика. ИК-приемник сигналов пульта ДУ расположен на передней панели, что несколько ограничивает свободу в выборе размещения проектора. Сам пульт очень удобен и функционален. Он обеспечивает легкую навигацию по меню и быстрое переключение источника сигнала нажатием всего одной кнопки. Экранный курсор и цифровое зумирование облегчат работу докладчика, когда необходимо более детально рассмотреть определенный фрагмент слайда. Меню можно назвать стандартным для этого класса проекторов: система предустановок и базовые регулировки параметров изображения. Самая интересная и редко встречающаяся функция – одновременный предварительный просмотр всех подключенных в данный момент источников. Экран разделяется на несколько участков с миниатюрами изображений, получаемых по каждому входу.

К качеству изображения особых претензий нет. Плавность монохроматического градиента сохраняется во всех режимах, однако в самых светлых участках наблюдается мягкий клипинг. Телесный тон передается удовлетворительно, без завалов по балансу белого, но со слегка «приподнятыми» тенями. Единственное, к чему можно придраться, это довольно заметная межпиксельная сетка. По скоростным характеристикам проектор несколько отстает от продуктов на более новых матрицах: небольшого, но заметного шлейфа за подвижными объектами не избежать.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Panasonic PT-LB60NTE

Проектор PT-LB60NTE оснащен LCD-матрицами большего размера, что, во-первых, позволяет работать с более мощной лампой, а во-вторых – визуально нивелирует эффект межпиксельной сетки за счет увеличения аппертурного соотношения. В остальном характер изображения подобен по цветности и гамме. Показатели быстродействия матрицы также заметно улучшились. Кроме того, стоит отметить, что у данного проектора органы управления на корпусе выполнены в виде чувствительного к нажатию мини-джойстика на тыльной панели, что намного удобнее, нежели стандартные кнопки, расположенные крест-накрест.

Общей особенностью для обеих моделей является встроенный беспроводной модуль. Для связи с проектором по интерфейсу Wi-Fi на компьютер или ноутбук необходимо инсталлировать специализированное ПО, которое автоматически настроит параметры подключения, а также установит вторичный виртуальный дисплей, содержимое которого и будет транслироваться на экран. Также обе модели имеют датчик внешнего освещения. В зависимости от яркости окружающего света в помещении, где работает проектор, встроенная электроника автоматически осуществляет гамма-коррекцию и регулирует насыщенность цветов, что визуально делает картинку более светлой или темной.

Sanyo

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Sanyo PLC-XU74

Проекторы компании Sanyo отличаются оптимизацией по качеству изображения. Именно этот параметр конструкторы ставят во главу угла – и, как показывает опыт эксплуатации, им это хорошо удается. Оба представленных в данном тесте аппарата основаны на технологии 3LCD, но оснащены разными оптическими системами. Младшая модель PLC-XU74 имеет объектив стандартного размера, не выступающий за габариты корпуса. Подстройка фокуса и зума производится вручную с помощью колец на верхней части корпуса. Качество проекционной картинки заслуживает всяческих похвал: ровный и плавный градиент по базовым и композитным цветам, отличная цветопередача, хорошая прорисовка деталей как в самых светлых областях, так и в глубоких тенях. Скоростные характеристики также на высоте. Подвижные объекты прорисовываются четко без шлейфов и «замыливания» фронтов.

Коммутационный блок содержит стандартный набор аналоговых интерфейсов, включая разъем для каскадного подключения. Цифровой вход, к сожалению, отсутствует. К недостаткам данной модели можно отнести шумную систему охлаждения.

Более совершенное и дорогое устройство PLC-XU84 отличается расширенными коммутационными возможностями, большей яркостью лампы и проекционным объективом.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса
Sanyo PLC-XU84

Фокусировочное кольцо и рычажок регулировки зума находятся прямо на ободе выступающей передней линзы, так что пользоваться ими неудобно. Качество картинки можно ставить в пример другим проекторам. Отличная цветопередача и плавность яркостных переходов, а также высокая равномерность по полю кадра создают очень приятное впечатление от просмотра. С быстродействием тоже все хорошо: скорости реакции матрицы достаточно для комфортного просмотра видеороликов и анимированных презентаций. Когда проектор работает в режиме высокой яркости, шум системы охлаждения отчетливо выделяется, однако в экономичном режиме почти не слышен.

Стандартный набор интерфейсов расширен наличием цифрового входа, а также адаптерами проводной и беспроводной сети. Последний выполнен в виде отдельного USB-модуля, входящего в базовый комплект поставки. Настройка Ethernet- и Wi-Fi-подключения мало чем отличается от других, так что детально останавливаться на этом не будем.

Еще одним преимуществом проекторов Sanyo является очень насыщенное и функциональное меню. На первый взгляд оно может показаться сложным, изобилующим всякими пиктограммами и неудобным, но за очень короткое время к этому можно привыкнуть и оценить все разнообразие функций и настроек. Здесь присутствует расширенная система предустановок, с помощью которых можно подобрать наиболее оптимальные параметры для типичных режимов работы и быстро переключаться между ними.

Пульты ДУ существенно различаются: если у младшей модели он обеспечивает только управление самим проектором, то у старшей еще и альтернативную манипуляцию курсором мыши, а также содержит лазерную указку.

Следует отметить, что сервисные процедуры замены воздушного фильтра и лампового модуля очень просты. Их могут сделать сами пользователи без обращения в службу поддержки.

Toshiba

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Toshiba TDP-T350
   

Модель TLP-XD2000 выполнена в серебристом корпусе, вентиляция которого осуществляется через отверстия на обеих боковых и лицевой панелях. Кнопки управления и светодиодные индикаторы расположены сверху ближе к тыльной стороне.

Тестирование показало, что Toshiba TLP-XD2000 обладает отменным быстродействием. Он отлично справился как с показом видеоролика, так и с синтетическими тестами. Результаты последних вообще превзошли все наши ожидания. Подвижные объекты отображались четко, без размытия и смазывания краев, причем и в прямом (светлое на темном), и в инверсном (темное на светлом) режимах. Кроме того, проектор продемонстрировал отличное качество статической картинки. Фотографии выглядят естественно, без клипинга и других искажений, однако цветовая температура оказалась несколько завышенной: на изображении преобладают голубые тона.

Коммутационный блок содержит полный набор коннекторов: вход и выход D-sub, а также композитный и S-Video-входы. Для удаленного управления проектором предусмотрен интерфейс RS-232C под разъем DIN. Конструктивная особенность устройства – осецентрированная передняя линза. При размещении проектора на уровне нижней кромки экрана неизбежно возникают трапециевидные искажения, которые приходится корректировать цифровым способом (это приводит к появлению артефактов на изображении).

Предусмотрено два режима работы вентиляторов. На пониженных оборотах система воздушного охлаждения функционирует очень тихо, и при этом проектор нагревается несущественно. Примечательно, что переключение интенсивности свечения лампы и частоты вращения вентиляторов разделено и является абсолютно независимым. Продолжительность выключения составляет всего 10 с с интенсивным охлаждением.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса Toshiba TLP-XD2000

Toshiba TDP-T350 – это классический представитель инсталляционных проекторов. Основной акцент в конструкции сделан на высокую интенсивность светового потока, возможность работы с большим количеством источников сигнала и гибкость управления. Качество получаемого изображения существенно зависит от выбранного режима: True Color, Standard или Bright. Первый обеспечивает отличную цветопередачу, но интегральная яркость на белом поле снижается более чем на 1000 ANSI лм от номинальной. Режим Bright дает высокую контрастность и делает тона перенасыщенными с потерей детальности цветовых переходов, но световой поток превышает заявленный на 600 ANSI лм (!) – отличный результат. Полезность и практическая применимость варианта Standard весьма сомнительна, поскольку в этом случает страдают и яркость, и цветопередача. Искажения на динамическом изображении менее заметны, чем у других DLP-проекторов, благодаря удвоенной частоте вращения секторного светофильтра по отношению к кадровой развертке.

Коммутационные возможности очень широки: имеются цифровой и аналоговый компьютерные входы, разъем для каскадного подключения, а также композитный, компонентный (с выделенными каналами синхронизации, BNC) и S-Video-входы. Удаленное управление проектором можно осуществлять через последовательный интерфейс RS-232C или сеть Ethernet, для этого предусмотрены разъем RJ-45 и специальное ПО в комплекте поставки. Можно также воспользоваться пультом ДУ, благо он достаточно удобен, хотя до эталона эргономичности все же не дотягивает. Основные клавиши и мини-джойстик расположены как раз под большим пальцем, но остальные кнопки слишком малы и находятся близко одна от другой.

Несмотря на высокую мощность лампы, шум системы охлаждения оказался невысок. Примечательно, что аппарат оснащен транспортировочной ручкой и комплектуется сумкой, хотя рассчитан на стационарное использование.

ViewSonic

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса ViewSonic PJ588D

При первом же взгляде на проекторы ViewSonic, представленные в данном тесте, сразу обращают на себя внимание неординарный дизайн и темная цветовая гамма корпуса, нехарактерные для традиционных бизнес-ориентированных устройств. Эти аппараты могут рассматриваться не только как рабочие инструменты, но и как элемент интерьера переговорной комнаты или конференц-зала.

Модель PJ588D подойдет нетребовательным к качеству изображения пользователям. Этот проектор не порадовал плавностью яркостных переходов и точностью цветопередачи. На монохромном градиенте видны четкая ступенчатость и жесткий клипинг на уровне 95%. Гамма очень завышена, что приводит к потере детальности в светлых участках. Это явная оптимизация под просмотр бизнес-графики (таблиц, схем, диаграмм), но для отображения фото такая настройка неприемлема.

К эргономичности управления также есть некоторые претензии: кольца фокусировки и трансфокации расположены очень близко друг к другу, при этом имеют тугой ход. Зато пульт ДУ и кнопочная панель на корпусе устройства, равно как и экранное меню, оказались весьма удобными. На пульте реализована несколько необычная функция: при подключении проектора по USB дублируется не манипуляция мышью, а имитируются нажатия на клавиатурные кнопки управления курсором, а также листания страниц.

Набор интерфейсных разъемов особо ничем не выделяется, разве что присутствуют сразу два аналоговых входа D-sub и один выход. Для удаленного контроля предусмотрен порт RS-232C, но под разъем DB9, а не DIN, как обычно бывает.

Великое многообразие проекторы среднего класса
Великое многообразие проекторы среднего класса
ViewSonic PJ862

Другой аппарат PJ862 основан на технологии 3LCD и поэтому демонстрирует совершенно иной характер картинки. Он хорошо справился с тестовыми изображениями, показав высокую четкость и контрастность. Качество цветопередачи даже превзошло ожидания: градиентные растяжки отображались плавно без ступенчатости, а сплошные заливки без заметной на глаз неоднородности. Однако естественность телесных тонов все же хуже, чем у подобных устройств, выполненных по технологии LCD. Широкоугольный светосильный объектив обеспечивает высокую равномерность освещенности по полю проекции.

Коммутационный блок довольно хорошо оснащен: присутствуют цифровой интерфейсный разъем DVI-D, два аналоговых входа D-sub с возможностью каскадирования, также компонентный и композитный видеовходы под коннектор RCA.

Эргономичность управления никаких нареканий не вызывает. Кнопки навигации по меню достаточно большого размера и расположены на верхней части корпуса. Пульт ДУ – один из лучших среди аппаратов этого ценового диапазона. Он отлично лежит в руке, мини-джойстик управления курсором мыши и логично сгруппированные кнопки очень удобны в использовании. Экранное меню работает в одном из двух режимов: базовом и расширенном, в первом доступны лишь основные настройки, а чтобы воспользоваться тонкими регулировками, придется разобраться в сложной иерархической структуре.

В работе аппарат оказался довольно тихим, а в экономном режиме практически бесшумным. В целом ViewSonic PJ862 станет хорошим выбором, когда нужен проектор с постоянным «местом жительства» в переговорной комнате или конференц-зале.

Итоги и выводы

Подводя итоги тестирования, можно разделить всех участников на три условные группы.

В первую вошли компактные аппараты массой около двух килограмм: BenQ CP-220, обе модели от Epson и LG, NEC NP50, а также Optoma EP719R, и Panasonic PT-LB50NTE. Эти устройства одинаково хорошо подходят для стационарной офисной работы и проведения выездных презентаций. В данном классе особого упоминания заслуживают NEC NP50 за высокую как для своих размеров яркость, Epson EMP-1715 – за отличную функциональность и возможность работы через интерфейсы USB и Wi-Fi, а также BenQ CP-220 – за наиболее привлекательное соотношение качество/цена – по совокупности характеристик именно он удостоен почетного знака «Выбор редакции: лучшая покупка».

Вторая группа состоит из среднеразмерных проекторов массой до 3,5 кг; среди них – BenQ MP721, Mitsubishi XD460, Panasonic PT-LB60NTE, оба Sanyo, Toshiba TLP-XD2000, а также ViewSonic PJ588D. Больше всего нам понравились устройства производства Sanyo, особенно модель PLC-XU84, которая продемонстрировала отличное качество изображения, высокую яркость и отличную равномерность освещенности экрана и оснащена проводным и беспроводным сетевыми интерфейсами. Она получает награду «Выбор редакции: лучшее качество».

Весьма интересный аппарат представила компания Mitsubishi – XD460U, он имеет гибкие регулировки цветности и позволяет работать даже без специального экрана. Нельзя пройти мимо очень удачной модели Toshiba TLP-XD2000, хотя по результатам измерений интенсивность светового потока немного недотягивает до заявленной, но хорошая функциональность и очень привлекательная цена делают это устройство вероятным кандидатом на покупку.

И наконец, третья группа объединила инсталляционные проекторы: NEC LT380, Toshiba TDP-T350, ViewSonic PJ862. Каждый из них заслуживает пристального внимания при подборе оборудования для конференц-зала. Но победитель оказался только один – Toshiba TDP-T350 как наиболее мощный и оснащенный из всех, он получает знак «Выбор редакции: лучшее качество». Если данный аппарат не подходит по каким-либо параметрам, то, вероятно, имеет смысл приобрести NEC LT380, который обеспечивает меньшую яркость и контрастность, но зато позволяет транслировать презентации по сети.

В заключение стоит сказать, что большая часть проекторов хорошо справилась с тестовыми задачами, среди устройств нет откровенно неудачных, которые имели бы существенные недостатки в конструкции или функциональности. Однако каждой модели присущи свои уникальные особенности, способные склонить выбор пользователя именно в свою сторону.

Проекторы предоставлены
BenQ Ingress (044) 287-5155
Epson Представительство Epson в Украине www.epson.ua
DiVision (DataLux) (044) 490-9270
LG DiVision (DataLux) (044) 490-9270
Mitsubishi «Литер» (044) 502-1019
NEC Ingress (044) 287-5155
Optoma CTC-Capital (044) 521-6770
Panasonic «Литер» (044) 502-1019
«АВ-ПРО» (044) 538-0183
Sanyo CTC-Capital (044) 521-6770
Toshiba DiVision (DataLux) (044) 490-9270
ViewSonic RRC (044) 581-1118