В зеркале событий

21 февраль, 2008 - 18:37Артем Юрченко

За прошедшие 12 месяцев профильные IT-издания не испытывали недостатка в новостях. Не все из них означали радикальные изменения в тех или иных нишах, но большинство событий, связанных с компьютерными компаниями, все же внесло весомый вклад в мировую IT-индустрию.

Оставаясь основным индикатором развития IT-отрасли, сегмент ПК снова продемонстрировал рост и поставок, и доходов. Несмотря на весьма пессимистичные прогнозы аналитиков о снижении динамики компьютерного бизнеса, в III квартале стало очевидно, что прирост продаж ПК в целом за год преодолеет психологически значимый для рынка порог в 10%, что будет свидетельствовать о его здоровом развитии.

Согласно предварительным данным IDC, за 2007 г. на мировой рынок было поставлено 269 млн систем (десктопов, ноутбуков и x86-серверов), что на 14,3% больше показателей 2006 г. При этом портативных устройств, популярность которых эксперты недооценили, реализовано без малого 110,5 млн. Спрос на ноутбуки и со стороны частных пользователей, и корпоративного сегмента привел к тому, что в ряде регионов, к примеру в Северной Америке, по итогам второго полугодия по объемам сбыта в штучном выражении лэптопы впервые превзошли настольные системы. Не снизил высокую потребительскую активность и преследующий экономику США острый кризис ипотечного кредитования, а также уже весьма насыщенный сектор домашних систем.

В целом на зрелых рынках наблюдались смещение интереса в сторону широкоэкранных моделей с диагональю 15,4", замены настольных систем портативными с экранами 17" и более, предпочтение двухъядерных решений и спрос на платформу Santa Rosa. Причем опасения аналитиков относительно негативного влияния на рыночную ситуацию последней, а именно возникновение в преддверии выхода Santa Rosa отложенного спроса, так и не оправдались. В то же время воздействие на рост продаж Windows Vista оказалось незначительным. Ко всему прочему, заметное падение средних отпускных цен на ноутбуки в период с июля по декабрь (нижняя планка плавно опустилась к отметке $500) увеличило их реализацию в странах с развивающейся экономикой, где их начали покупать и в качестве первого ПК, и на замену ранее приобретенным компьютерам.

К слагаемым позитивного развития серверного рынка следует отнести решения архитектуры х86, платформу Windows Server и лезвийные системы. Уберечь уровень продаж от падения вследствие роста популярности технологий виртуализации помогла высокая потребность в серверах все в тех же развивающихся регионах. Этим объясняется увеличение сбыта продуктов начального уровня ценой до 25 тыс. долл. Доходы от продаж устройств среднего класса (стоимостью до 500 тыс. долл.) выросли менее значительно. Это же касается и решений класса high-end, куда входят и мэйнфреймы.

Для лезвийных серверов минувший год можно смело назвать знаковым. В свое время недооцененное многими вендорами, это направление все громче заявляет о себе. В период с июля по сентябрь поставки «тонких» решений х86, EPIC и RISC впервые превысили 1 млрд долл., а их доля в структуре сбыта всех серверов увеличилась до 10%. Прогнозируя развитие рынка в отдаленной перспективе, эксперты iSuppli предполагают, что до 2012 г. среднегодовой прирост продаж модулей будет колебаться около 32%. Иными словами, если в 2006 г. потребителям было поставлено около 620 тыс. «лезвий», то через пять лет этот показатель превзойдет 2,4 млн устройств в год.

В контексте blade-систем, ориентированных в том числе и на внедрение средств виртуализации, стоит вспомнить ключевого разработчика ПО для этих целей. Прошлым летом VMware провела первичное размещение акций на NYSE. При начальной отметке котировок в $29 стоимость ценных бумаг порой поднималась более чем в два раза, в результате чего рыночная стоимость компании превышала 21 млрд долл. Если учесть, что капитализация родительской структуры VMware – EMC – на тот момент находилась в пределах 38 млрд долл., фондовый старт компании можно признать невероятно успешным, что еще раз свидетельствует об актуальности решения для виртуализации вычислительных ресурсов.

Говоря о ведущих игроках рынка компьютерных систем, необходимо отметить укрепление в статусе глобального лидера HP, сумевшей оптимизировать каналы поставок, сократить издержки и вовремя выпускать новые линейки устройств, в частности, адаптированных для работы с Windows Vista. Звание второго по популярности бренда остается за Dell. С возвращением к непосредственному руководству компанией ее основателя Майкла Делла начались кардинальные изменения бизнес-стратегии вендора, еще в начале года близкого к кризисному состоянию. Отказ от акцента на прямых продажах, выпуск ряда новых продуктов и заключение глобальных соглашений благотворно повлияли на ситуацию и уже в III финансовом квартале позволили Dell выручить 15,6 млрд долл. В годовом сопоставлении это привело к увеличению доходов на 10%. Среди наиболее весомых шагов «нового старого» CEO – инициатива IdeaStorm, в соответствии с которой было принято решение о выпуске систем с предустановленной ОС Linux, заключении договоров с крупнейшими розничными сетями Best Buy, Wal-Mart, Gome, активизации работы с мелкими реселлерами в рамках программы PartnerDirect.

Борьба за третью строку развернулась между Lenovo и Acer. В конце лета последняя отважилась на масштабную перегруппировку сил. Речь идет об августовской сделке – по ее условиям тайваньская компания приобрела Gateway, крупного игрока североамериканского рынка ПК. Одна из главных целей Acer – упрочить позиции в розничном канале США, где она до сих пор не смогла добиться особых результатов. Примечательно, что в 1997 г. Gateway отказалась от предложения Compaq, готовой заплатить за нее 7 млрд долл. Acer же покупка обошлась всего в 710 млн долл., т. е. почти в 10 раз дешевле.

Полупроводниковый спад

Несмотря на стабильные продажи компьютеров, в полупроводниковом секторе эксперты констатируют рекордно низкие темпы роста доходов. Как отмечает iSuppli, в 2007 г. выручка крупнейших производителей, по-прежнему поставляющих бoльшую часть своей продукции в сегмент комплектующих для ПК, увеличилась на 4% и составила 270,9 млрд долл. Основные причины этого – не столько перенасыщение отдельных сегментов рынка, сколько существенное падение отпускных цен на кремниевые компоненты, вызванное усилившейся конкуренцией. Так, при росте поставок модулей DRAM в пределах 55% доходы в сегменте стали больше лишь на 4%. Аналогичная ситуация наблюдается и в нише CPU, где, по данным IDC, увеличение поставок процессоров на 12,6% привело к росту доходов чипмейкеров только на 1,7%, или до 30,55 млрд долл. Общая для всех ниш тенденция заключается в увеличении продаж процессоров среднего и высокого уровней. К примеру, по итогам IV квартала на них пришлось свыше 87% всех поставок настольных процессоров.

Благодаря удачно сформированной линейке чипов рост выручки Intel почти вдвое превысил средний по индустрии показатель, достигнув 33,9 млрд долл. Уверенность в дальнейших успехах компании подкрепляют и регулярные анонсы новых компонентов. В числе последних уместно вспомнить выход первых CPU Penryn, изготовленных по норме 45 нм – конечные устройства на его базе уже появляются на мировом рынке.

Менее успешным оказался основной соперник Intel – AMD, чьи доходы за год снизились на 23%, остановившись у отметки 5,79 млрд долл. Помимо трудностей с интеграцией в свою структуру бизнеса ATI, в начале зимы сильным ударом по реноме компании стали проблемы с запуском в серию четырехъядерных процессоров Barcelona.

Довольно неоднозначно оценивается ситуация в стане производителей чипов для устройств беспроводной связи. Если Qualcomm и Infineon на порядок увеличили прибыльность своих полупроводниковых направлений, то Texas Instruments, которая зарабатывает в основном на компонентах для беспроводных решений, заметно сбавила обороты. Наблюдатели склонны связывать это с действиями Nokia, недавно разделившей заказы на эту продукцию между несколькими поставщиками. В свою очередь, ощутимое ухудшение позиций Motorola на рынке мобильных телефонов привело к снижению продаж Freescale Semiconductor.

В будущем году ожидается рост полупроводникового бизнеса в пределах 7,7% – до 276,9 млрд долл. Высокие объемы потребления компонентов производителями телефонов, игровых консолей и медиаплееров должны поспособствовать тому, что ценовая нестабильность будет практически полностью нивелирована. Позитивную роль сыграет высокая потребительская активность развивающихся рынков Азии, Восточной Европы и Южной Америки.

Прощание с классикой

Прошедший год стал настоящим закатом эры классических КПК. Настойчиво вытесняемые коммуникаторами и смартфонами, наладонные компьютеры с трудом находили себе применение. Устройствам, лишенным функций сотовых телефонов, однако оснащенным беспроводными интерфейсами для доступа в Интернет, удалось задержаться лишь в узких нишах корпоративного сектора.

Неудивительно, что в такой ситуации производители один за другим прекращают поставки КПК. В апреле об этом объявила Dell, а несколькими месяцами позднее ее примеру последовала Fujitsu Siemens. Лидирующие позиции по инерции удерживает Palm, однако ее модельный ряд с конца 2005 г. радикально не обновлялся. Сконцентрировавшись на продвижении смартфонов Treo и добившись в этом вполне весомых результатов, компания все же запомнилась поступком, вызвавшим как минимум недоумение. Речь идет о выпуске широко разрекламированного Foleo – субноутбука с усеченной функциональностью под управлением новой Palm OS на основе Linux, призванного стать компаньоном для Treo. Однако устройство, на создание которого по самым скромным подсчетам было истрачено свыше 10 млн долл., так и не поступило в широкую продажу, и проект был закрыт. На Palm обрушилась мощная волна критики, а ее капитализация продолжила уменьшаться. Это, в свою очередь, вызвало слухи о грядущем поглощении пионера рынка КПК более сильными игроками, такими как Nokia, Microsoft и даже Google. Завершая же тему КПК, следует вспомнить компанию Mio (Mitac), успешно выглядевшую на общем фоне благодаря интеграции в наладонные устройства GPS-модулей.

На пороге GPS-бума

Рынок систем спутниковой навигации получил мощный импульс развития в минувшем году со стороны потребительского сектора. Самым ощутимым для него стало снабжение функциями навигаторов сотовых терминалов. Несмотря на то что более 90% поставляемых GPS-устройств относятся к категории специализированных и персональных (PND), количество конвергентных разработок с поддержкой географического ориентирования стабильно растет.

В связи с этим уместно отметить активность Nokia, продвигающей модель N95 с GPS-приемником и развивающей свои навигационные сервисы. Серьезность намерений финского гиганта подкрепилась поглощением ведущего разработчика электронных географических карт – компании Navteq. Похоже, что октябрьская сделка, оцененная в 8,1 млрд долл., застала фаворитов рынка врасплох. Как результат, Garmin и TomTom вступили в ожесточенную схватку за второго по величине производителя – TeleAtlas. В конечном итоге победила TomTom, причем ей пришлось выложить за покупку почти вдвое больше, чем она планировала – 4,2 млрд долл.

Параллельно происходило и освоение альтернативных американской Navstar систем спутниковой навигации. Например, к концу прошлого года группировка выведенных на орбиту спутников российской системы ГЛОНАСС возросла до 18 единиц, что позволило охватить боóльшую часть территории РФ и частично – сопредельных государств. Несмотря на то что для устойчивой работы ГЛОНАСС требуется по крайней мере 24 сателлита, прогресс налицо. Помимо этого, состоялся премьерный показ и первого компактного ГЛОНАСС/GPS-навигатора.

Гораздо менее успешно обстоят дела с проектом Galileo, продвигаемым государствами ЕС. Система, обещавшая стать достойным конкурентом GPS последней, третьей модификации, столкнулась с острой нехваткой средств на развитие. Усугубили ситуацию организационные разногласия между странами-участницами проекта. Таким образом, в 2007 г. темпы развития Galileo резко снизились, и даже при самом благоприятном ходе событий ее запуск в эксплуатацию будет возможным не ранее 2013 г., причем расходы на инфраструктуру возрастут до рекордных 5 млрд долл.

Консолидация в Интернете

В списке инициаторов крупнейших сделок года вновь фигурировала Google. Если в позапрошлом году в ее сети попала YouTube, то в 2007 г. новым «кирпичиком» империи стало крупнейшее маркетинговое интернет-агентство DoubleClick. На одного из ведущих операторов бурно растущего рынка web-рекламы имели виды Yahoo!, MSN и AOL, однако владельцам популярной поисковой системы вновь удалось перехватить лакомый кусок, отдав за него рекордные для Google 3,1 млрд долл.

Приобретение DoubleClick подтолкнуло к решительным действиям конкурентов поисковика. 1 февраля Microsoft сделала предложение совету директоров Yahoo! выкупить ее акции по $31 за штуку (сумма сделки – 44,6 млрд долл.). В прошлом же году детище Билла Гейтса ограничилось приобретением онлайновой рекламной компании aQuantive. Сумма соглашения – 6 млрд долл., что на 80% выше рыночной стоимости aQuantive на тот момент. Ожидается, что столь радикальный шаг позволит Microsoft основательно укрепиться в таких перспективных рекламных средах, как VoD и IPTV. К слову, Yahoo! тоже не была в стороне от этого сегмента, выложив 680 млн долл. за оставшиеся вне ее контроля активы агентства Right Media и тем самым усилив позиции в качестве поставщика рекламы для социальных сетей.

Подобную активность в сфере интернет-рекламы объясняют выкладки экспертов из Piper Jaffray. По их оценкам, в прошедшем году объем продаж онлайн-рекламы превысил 25 млрд долл, причем в ближайшие пять лет рынок будет расти в среднем на 17% в год. Такие темпы делают интернет-индустрию весьма привлекательной для инвесторов, и ощущая их активность, многие эксперты стали высказывать предположения об очередном сетевом «мыльном пузыре». Особенно такие разговоры усилились, когда набирающая обороты социальная сеть Facebook сумела продать 1,6% своих акций компании Microsoft за 240 млн долл., а затем – еще один пакет (0,4% за 60 млн долл.) гонконгскому миллиардеру Ли Кашингу. Это сразу дало основания оценить полную стоимость Facebook в 15 млрд долл. (сопоставимо с капитализацией Seagate и Xerox), и мало кто из отраслевых аналитиков может обосновать эту цифру.

Процессы поглощения, консолидации и выкупа акций наблюдались и в других сегментах IT-рынка, а наибольшее их число отмечалось в секторе корпоративных решений. О том, как они изменили его структуру и повлияли на позиции ведущих игроков, читайте в следующих материалах этого номера.

Мировые поставки компьютеров, млн шт.
Формфактор2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.
Десктопы и х86-серверы 153,0159,5164,3170,2175,7180,9
Ноутбуки82,4110,3138,6165,0187,8208,7
Всего235,4269,8302,9335,2363,5389,6
По данным IDC
Ведущие поставщики ПК в регионе EMEA
ВендорПоставки, тыс. шт.Рыночная доля, %Годовой рост, %
2006 г.2007 г.2006 г.2007 г.
HP13 22616 94417,419,228,1
Acer8 28611 52710,913,139,1
Dell9 0109 53411,810,85,8
Fujitsu Siemens5 2105 4816,86,25,2
Toshiba3 3834 2634,44,826,0
Остальные39 95340 33248,645,89,1
Всего76 06888 081100,0100,015,8
По данным IDC
Ведущие полупроводниковые компании
ПозицияКомпания2007 г.2006 г.Рост, %
2007 г.2006 г.Доход, млн долл.Рыночная доля, %Доход, млн долл.Рыночная доля, %
1 1 Intel 32 91812,230 43711,68,2
2 2 Samsung 20 8507,720 1387,73,5
3 6 Toshiba 12 5044,69 7833,727,8
4 3 Texas Instruments 11 4834,211 9844,6-4,2
5 5 STM 9 9283,79 8543,70,8
6 4 Infineon (включая Qimonda) 9 8123,610 5334,0-6,8
7 7 Hynix 9 6223,68 0073,020,2
8 8 Renesas 8 0053,07 9003,01,3
9 11 NXP 5 8332,25 8742,2-0,7
10 12 NEC 5 8092,15 6802,22,3
Остальные 143 52352,7142 50054,20,7
Всего 270 287100,0262 690100,02,9
По данным Gartner