В круговороте перемен

18 ноябрь, 2009 - 11:54Артем Юрченко

Ситуация на рынке решений для спутниковой навигации далека от спокойной. Смена потребительских предпочтений, беспрерывный поиск перспективных продуктовых ниш и выход на сцену новых игроков вряд ли позволят расслабиться старожилам отрасли.

В круговороте перемен

По состоянию на начало второго полугодия эксперты Berg Insight склонны оценивать армию пользователей навигационных устройств более чем в 150 млн. Причем если база встроенных в автомобили систем на сегодняшний день насчитывает порядка 35 млн, то на долю PND и GPS-телефонов приходится 90 млн и 28 млн соответственно. И хотя персональные навигаторы, преимущественно усилиями потребителей Европы и Северной Америки, все еще доминируют на рынке, прессинг на занимаемые ими позиции усиливается. После нескольких лет описываемого двузначным числом роста глобальных продаж PND итоговые показатели 2009 г. ожидаются сравнительно слабыми. Согласно оценкам iSuppli, общие продажи навигаторов едва превысят 41 млн, что приведет к падению рынка в годовом сравнении почти на 1%. При этом, несмотря на кратковременное улучшение рыночной конъюнктуры в следующем году, в дальнейшем позиции данного класса техники будут стремительно ослабевать. По итогам предыдущего квартала в годовом сравнении рынок PND Европы упал на 7%, до 3,8 млн, тогда как в Северной Америке наблюдалась позитивная динамика – 3%, до 3,3 млн проданных устройств.

Сегменту PND стали свойственны все признаки зрелого рынка. В частности, под натиском конкурирующих продуктов безостановочное снижение их средней отпускной цены сопровождается характерным замедлением роста поставок устройств. Тем не менее в экспертной среде уверены, что вопреки существенно возросшему прессингу со стороны телефонов с GPS-модулем по меньшей мере в ближайшие пять лет позитивная динамика продаж PND сохранится. Среди основных стимуляторов рынка классических PND называются дальнейшее снижение ASP продуктов, выход в развивающиеся регионы и ожидаемый взрывной рост популярности класса подключаемых навигаторов, способных оперативно обновлять актуальную справочную информацию.

Тем не менее опасения относительно туманного будущего рынка PND усилились после оглашения результатов работы некоторых ключевых игроков. В III квартале TomTom отгрузила в каналы 2,58 млн навигаторов, тем самым на 2% превысив результат аналогичного периода прошлого года. Но резкое падение ASP не прекращается – за последний год у TomTom этот показатель упал на 27%, со $199,9 до $145,5. Как следствие, квартальный чистый доход компании составил 45,6 млн долл., что на 48% ниже итогов III квартала 2008 г.

В этом контексте одним из перспективных направлений является развитие сегмента подключаемых навигаторов. По данным компании, численность пользователей сервисов TomTom LIVE за квартал возросла на 50%, до 200 тыс. человек. Вопреки тому что большинство из них пользуются сервисами в режиме бесплатного ознакомительного периода, тенденция для вендора вполне благоприятная.

В попытках застраховать бизнес от неминуемых будущих потерь TomTom работает над увеличением доходов от не связанных с PND статей – за рассматриваемый период их доля в отчетности компании возросла с 20 до 30% благодаря расширению сотрудничества с автомобильными производителями, а также выпуску навигационного ПО для смартфонов.

В круговороте перемен

К слову, именно обнародованные квартальные результаты TomTom в связке с недавним выходом на рынок пошаговой навигации Google обрушили котировки акций главного конкурента – Garmin. В торговой системе Nasdaq они упали на 16%. И хотя американский вендор объявит о результатах своей деятельности лишь в середине ноября, прогнозы аналитиков довольно пессимистичны – по их мнению, относительно успешными могут оказаться лишь продажи специализированной техники для активного отдыха и занятий спортом, в то время как решения для автомобилей и мобильных устройств, систем спутниковой навигации для судоходства и авиации вряд ли выйдут из крутого пике.

Не слишком радужны и перспективы Nuvifone G60 – объединившего в себе 3G-телефон и GPS-навигатор Linux-устройства, долгожданный запуск которого состоялся в октябре. На рынке США у компании достаточно мощные каналы распространения благодаря партнерским соглашениям с AT&T. Однако даже при контрактной цене $299 за модель с 4 Гб памяти будущее Nuvifone на крупнейшем рынке PND остается под вопросом, ведь современные смартфоны с GPS-функциями стремительно оснащаются качественным навигационным ПО. Тот же iPhone 3GS с объемом памяти 16 Гб обойдется клиентам сети AT&T в $200. А если вспомнить, что компании ALK, Navigon и TomTom уже представили навигационные приложения для платформы iPhone, в короткие сроки ставшие бестселлерами, то продажи Nuvifone вряд ли смогут выйти на запланированный уровень. К примеру, с середины августа в активе TomTom app for iPhone уже более 80 тыс. загрузок. Еще лучше ситуация у Navigon Mobile Navigator, который долгое время входит в Топ 3 программ для iPhone в США. Столь неожиданный успех на программной ниве даже подтолкнул Navigon объявить о намерении уйти с аппаратного рынка США, сконцентрировавшись исключительно на ПО и европейском рынке PND. Как упоминалось выше, не осталась в стороне от освоения прибыльной ниши и Google, сравнительно недавно представившая для платформы Android 2.0 бесплатное приложение Maps Navigation. Первыми пользователями продукта в начале ноября станут владельцы нового смартфона от Motorola – Droid.

Наступление смартфонов с GPS становится все более масштабным. Если верить подсчетам аналитиков той же Berg Insight, по состоянию на начало второго полугодия количество людей, использовавших навигацию через мобильный телефон, возросло до 28 млн, что почти в два раза превышает статистику годичной давности. При прогнозируемом среднегодовом росте абонентской базы в пределах 34% к 2015 г. ожидается не менее 160 млн активных пользователей. Подталкивает этот процесс не только широкая гамма GPS-оснащенных телефонов, но и наличие в комплекте их поставки навигационных приложений, а также доступные пакеты услуг от операторов. В США и Японии – странах, входящих в авангард освоения GPS-телефонов, число пользователей навигационных сервисов уже превысило 3 и 4% общей массы мобильных абонентов соответственно.

Аналитики iSuppli, в свою очередь, уверены, что смартфоны с поддержкой GPS вскоре положат конец гегемонии персональных навигаторов. Уже в 2014 г. в мире будет насчитываться 305 млн интеллектуальных телефонов с GPS-функциями, в то время как количество классических PND не превысит 128 млн единиц. Тем не менее в 2009 г. персональные навигаторы продолжат лидировать со значительным отрывом – к концу года армия их владельцев возрастет до 114 млн человек, тогда как смартфонов с поддержкой GPS будет насчитываться не более 57,8 млн единиц. Что характерно, уже к 2011 г. почти 100% реализуемых смартфонов будут иметь функции спутниковой навигации. Отстаивая свою точку зрения, отраслевые эксперты указывают на то, что ранее GPS-смартфоны обладали крайне неудобным навигационным интерфейсом, малой диагональю экрана, имели низкую емкость батареи и завышенную стоимость. Однако в настоящее время большинство этих недостатков практически устранено. Более того, высокими темпами растет рынок навигационных приложений для смартфонов, что позволит им уже в ближайшие годы эффективно конкурировать со специализированными решениями, в том числе среднего ценового диапазона.