Уже с деньгами: примеры удачных проектов

2 ноябрь, 2007 - 10:30Євген Куліков

Венчурный бизнес в Украине начал развиваться сравнительно недавно. История большинства работающих в нем компаний едва ли насчитывает 4–5 лет, и первые их детища только сейчас выходят на международный рынок. По сути, эта индустрия у нас в стране еще пребывает на этапе становления, необходимая инфраструктура только формируется, а опытные менеджеры ценятся на вес золота. Но уже сейчас понятно, что потенциал в данной области есть, главное – чтобы это осознала предприимчивая молодежь.

Уже с деньгами примеры удачных проектов
Разработчики Viewdle стремятся сделать видеопоиск таким же простым и быстрым, как работа с текстом

Когда заходит речь о венчурном капитале, большинство людей, не понаслышке знакомых с данной предметной областью, невольно проводят параллели с США. Это не удивительно, поскольку там венчурное финансирование молодых компаний зародилось более 60 лет назад, а многие современные гранды IT-индустрии выросли именно благодаря инвесторам, не побоявшимся рискнуть своими деньгами, вложив их в инновационные идеи. К тому же именно на американский рынок в первую очередь нацелены все высокотехнологичные стартапы, включая отечественные.

За долгие годы в США, в Калифорнии, сформировалась свободная среда, благоприятствующая появлению качественных проектов – в этой области работает масса компаний и задействовано множество людей. Так, по данным фонда Draper Fisher Jurvetson (DFJ), только его специалисты ежегодно рассматривают порядка 30 тыс. бизнес-планов, из которых первичный отбор выдерживают около 750, а до коммерческой стадии в итоге доходят несколько десятков.

Конечно же, у нас в стране масштабы совсем иные. Однако спрос на венчурное инвестирование есть и, как показывает практика, деньги тоже. В перспективные разработки отечественных авторов уже сейчас готовы вкладывать и российские, и американские, и наши бизнесмены. Нужны лишь по-настоящему новаторская идея и коллектив единомышленников, способных воплотить ее в реальность. Ведь за неимением значительных материальных активов, средства, как правило, даются именно под идею и людей. Как это происходит, мы рассмотрим на примере ряда отечественных стартапов, находящихся на разных стадиях развития.

Financial Algorithmics

Как следует из названия, сфера интересов компании – рынок финансовых инструментов. На основе собственной математической модели Financial Algorithmics разработала систему для Forex-трейдеров, которая предоставляет среднесрочные прогнозы по колебанию основных пар валютных курсов.

По словам технического директора и одного из разработчиков системы, проект начинался с команды из трех человек, один из которых имел богатый опыт торговли на международной валютной бирже. Они попробовали применить к прогнозированию изменений курсов математические алгоритмы. Проект получил финансирование от венчурной компании «Техинвест» в размере нескольких десятков тысяч долларов, и осенью 2005 г. началась разработка системы. Примерно через год прототип системы уже был готов, а осенью 2006 г. команда решила развивать ее дальше, для чего был найден западный инвестор.

Спрос на подобный инструментарий в мире достаточно высок и растет он практически экспоненциально. Сейчас на рынке есть сотни подобных автоматизированных систем, однако большинство из них малоэффективны. К тому же, некоторые и вовсе прибегают к подтасовке результатов, чтобы показать высокую прибыльность за прошедший период. Потому один из акцентов разработчики сделали на максимальной открытости и прозрачности. Так, всем подписчикам системы доступен полный архив ее прогнозов, благодаря которому несложно отследить ее эффективность в течение заданного промежутка времени.

Как сообщил руководитель проекта, бета-версия системы была запущена в апреле 2007 г., а полномасштабный сервис заработал в июле. Сейчас система интенсивно совершенствуется, идет работа по расширению ее функциональных возможностей, уже есть несколько сотен подписчиков. Коллектив в общей сложности составляет около 20 человек, причем помощь в подборе кадров, а также административную поддержку оказывает бизнес-инкубатор «Техинвеста» – Центр развития инноваций.

В перспективных планах компании – создание так называемого агрегатора, то есть объединения в рамках проекта нескольких систем, предоставляющих сигналы для трейдеров. Пользователи такого агрегатора смогут выбирать между разными стратегиями торговли на бирже.

Viewdle

Команда, разрабатывающая Viewdle, в свое время сделала ставку на создании системы индексации видеоданных на базе технологии распознавания лиц. Ее публичный релиз состоялся 17 сентября 2007 г.

Директор компании Егор Анчишкин рассказал, что в этом случае идея и технология возникли практически одновременно. С одной стороны, было понимание того, что мир телевидения крайне неупорядочен, и в новостных архивах, в отличие от Интернета, сложно найти необходимую информацию. А ведь в масштабах планеты только за год производится около 30 млн часов передач, и они содержат данные, в немалой степени влияющие на принятие решений, например, финансистами или политиками. С другой, – в Украине уже существовала лаборатория, которая вела разработки технологий распознавания лиц. Так возник план создания системы, позволяющей в считаные секунды узнать, когда и сколько тот или иной человек был на экране, о чем он говорил, и быстро получить доступ к нужному фрагменту.

Поскольку г-н Анчишкин на тот момент уже имел опыт работы в отрасли, написание бизнес-плана и поиск заинтересованных инвесторов, по его словам, не заняли много времени. Необходимое финансирование взялся выделить американский фонд Technobridge, имеющий свой офис и в нашей стране. Гораздо сложнее оказалось разработать детальную стратегию развития компании. Партнеры фонда приняли в этом самое непосредственное участие, а один из них, Юрий Фрайман, стал в итоге исполнительным директором Viewdle.

В начале проекта (который стартовал 1 июля 2006 г.) разработчиков было всего двое. Сейчас в него вовлечено уже 15 специалистов, причем половина из них – владельцы акций компании. Таким образом, они напрямую заинтересованы в развитии предприятия, что, по мнению г-на Анчишкина, является очень важным стимулом и хорошим залогом успеха. Всего же во Viewdle, включая ее киевский и два американских офиса, сегодня работают около 30 человек. Общие инвестиции на момент публичного релиза превысили 1 млн долл.

Сейчас заказчикам предлагается уже два продукта. Первый из них – собственно механизм поиска по видеоархивам. Его целевая аудитория – сами владельцы видеоконтента, включая телевизионные компании и новостные агентства (уже запущен совместный проект с Reuters). Второй – рейтинговая система, так называемый Tор-charts, которая показывает, кто чаще всего появлялся на экране на том или ином канале. Пока он, по словам создателей, имеет ярко выраженный развлекательный уклон, призванный повысить популярность поисковой системы. С этой же целью в нынешнем году планируется запустить публичный сервис поиска по видео.

Как отметил Егор Анчишкин, сегодня основная задача компании – расширение клиентской базы и выход на окупаемость. В перспективе же Viewdle ставит цель стать лучшей системой в области видеопоиска и удерживать это лидерство даже несмотря на то, что конкуренция в данной области чрезвычайно высока.

InvisibleCRM

Из профессиональной среды стартовал и проект InvisibleCRM. В настоящее время эта компания с центрами разработки в Киеве и Москве уже имеет полноценный офис в США, включая отделы маркетинга и продаж. InvisibleCRM позиционирует себя как технологический провайдер и разработчик инструментов для упрощения взаимодействия пользователей с ведущими CRM-системами. У компании налажены партнерские отношения с рядом крупных вендоров, и, как отмечает исполнительный директор Влад Воскресенский, она уже зарабатывает, не нуждаясь на данном этапе во внешних инвестициях.

По его словам, создание системы началось с аутсорсинговой компании «Афортио», в которой на тот момент работал г-н Воскресенский. Тогда у руководства фирмы, в силу сравнительно невысокой прибыльности аутсорсингового бизнеса, возникла идея выпустить какой-то законченный продукт. Примерно тогда же один из крупных заказчиков «Афортио» приобрел систему Softforce CRM, однако столкнулся с нежеланием ряда менеджеров применять ее в своей повседневной деятельности из-за ее сложности. Так что специалисты «Афортио» взялись за доработку системы, делая основной акцент на простоте использования. Были созданы механизмы интеграции CRM-системы с Outlook и другими приложениями Microsoft Office.

Работы над собственной системой начались в ноябре 2004 г., к концу того же года был готов прототип, а к осени 2005 г. выпущена бета-версия. Ее и представили на выставке Dreamforce в Калифорнии, в которой «Афортио» участвовала со своим стендом. После получения весьма положительных отзывов специалистов продукт был выделен в отдельную компанию. Ее сразу зарегистрировали в США, поскольку именно там находилась основная масса потенциальных клиентов.

Поначалу финансирование американского офиса и дальнейших разработок велось за счет доходов от основного бизнеса – аутсорсинга. Однако для сохранения высоких темпов развития потребовались дополнительные средства. Найти их в США оказалось сложно, так как полноценной компании на тот момент не было, а это одно из главных условий венчурных капиталистов. В итоге в июне 2006 г. инвестиции в размере 1,5 млн долл. получены от двух фондов: Ратмира Тимашева – ABRT Venture Fund и Алана Мартинсона (Allan Martinson) – Martinson Trigon Venture Partners.

Как отметил г-н Воскресенский, на момент начала поиска дополнительного финансирования уже были довольно детально разработаны планы развития, маркетинговый и бизнес-план. Между тем инвесторы оказали довольно ощутимую помощь как с наймом специалистов для американского офиса, так и с усовершенствованием стратегии. В настоящее время штат компании составляет 35 человек, из них 25 – инженеры. Причем, по данным исполнительного директора InvisibleCRM, продажа технологий оказалась в 2–3 раза прибыльнее аутсорсинга.

Итог

Как видим, уже сейчас в нашей стране зарождаются и успешно развиваются достаточно разноплановые проекты, хотя масштаб создаваемых компаний и темпы их роста в значительной степени зависят от стартовых финансовых возможностей и опыта менеджеров. Впрочем, то же самое наблюдается во всем мире – когда нет материальных активов, деньги охотнее вкладывают в тех, кто так или иначе уже продемонстрировал свои профессионализм и целеустремленность.

Международная практика показывает, что большинство успешных стартапов были начаты людьми 25–26 лет. (Под успешным стартапом в венчурном бизнесе понимается компания, которая в результате была продана или стала приносить суммы, как минимум на порядок превышающие начальные инвестиции.) То есть авторы проекта, претендующего на финансирование, должны для начала поработать, познакомиться с реалиями современного бизнеса, накопить определенный жизненный опыт.

Все наши собеседники отмечали, что нельзя идти к инвестору с одной идеей. Нужен костяк команды из разработчика и менеджера, человека с деловой хваткой, антрепренера, который в дальнейшем будет отвечать за трансформацию замысла в коммерческий продукт и его продвижение. Причем важно, чтобы вокруг последнего можно было выстроить глобальный бизнес, потому что только так можно привлечь серьезных инвесторов. Затем необходимо создать хотя бы прототип решения, и только после этого можно думать о бизнес-планах и поиске финансирования.

Иностранные фонды уделяют самое пристальное внимание оригинальности идеи и ее патентной защите, поскольку иначе на ней не удастся заработать. По мнению специалистов, украинский патент делу не поможет, а публикация в специализированной прессе и вовсе сведет все дальнейшие усилия на нет. Американский патент стоит 15–20 тыс. долл., так что скорее всего уже на этом этапе без финансовой поддержки не обойтись.

Также важно с самого начала серьезно отнестись к маркетингу и PR, чтобы к моменту выпуска продукта на рынок потенциальные клиенты были «разогреты». Это одно из слабых мест многих украинских стартапов – они вкладывают 90% усилий и средств в техническую часть и уделяют непростительно мало внимания продвижению, без чего трудно рассчитывать на хорошие продажи. К тому же привлечение маркетинговых инструментов позволит лучше понять реальные потребности рынка и задать правильное направление развития.

В общем, всех нюансов не перечесть, и заранее подготовиться ко всем трудностям не удастся. Потому главное – не бояться дерзать и как можно раньше найти опытного консультанта. Дорогу осилит идущий.