Устройства и сервисы навигации бьют рекорды продаж

4 апрель, 2008 - 11:48Артем Юрченко

Рынок устройств для спутниковой навигации без особых усилий вошел в число наиболее перспективных направлений развития ИТ-индустрии. Как ожидается, в текущем году, помимо высоких продаж специализированных PND-терминалов, оно придаст ощутимый импульс компаниям, задействованным в полупроводниковом бизнесе, а также производителям мобильных телефонов, портативных медиаплееров (PMP) и прочих конвергентных разработок.

Устройства и сервисы навигации бьют рекорды продаж

Для рынка GPS-устройств 2007 г. оказался во многих смыслах знаковым. Их относительное удешевление (в некоторых регионах стоимость терминалов порой опускалась ниже отметки $80) ознаменовало переход к этапу массового потребления навигаторов. Исходя из статистических выкладок Canalys, за прошедшие 12 месяцев их поставки увеличились на 132%, до 39 млн штук. При этом, несмотря на заметно возросшую активность производителей смартфонов, встраивающих GPS-чипы в свои продукты, львиная доля рынка, а именно 90%, по-прежнему принадлежит специализированным PND-разработкам (Personal Navigation Devices).

Региональный выбор

Лучшая динамика потребительского спроса – 296% в годовом сопоставлении – отмечена в Северной Америке. Что характерно, за счет высокого уровня продаж в канун Дня благодарения и в «черную пятницу» на финальную четверть года пришлось более 55% (6,7 млн устройств) всех реализованных за год навигаторов в этом регионе. Компании, оказывающие услуги в стандартах iDEN и CDMA, в массовом порядке внедряли A-GPS. С другой стороны, североамериканский рынок стимулировала Федеральная комиссия по связи (FCC), которая своим постановлением, известным как E911, обязала сотовых операторов освоить решения, позволяющие точно определять местонахождение абонентов, обратившихся в службу 911.

Бессменным лидером в США остается Garmin, которой в IV квартале принадлежало 47% в этом сегменте. С существенным отрывом за ней следуют TomTom и Magellan, занявшие 21 и 17% соответственно. Учитывая долю Mio (6%), можно сказать, что четыре этих производителя контролируют более чем 90% американского рынка.

В то же время самым крупным потребителем устройств спутниковой навигации остается EMEA. Усилиями компаний, обеспечивающих широкий перечень LBS-услуг, а также благодаря продуктивному сотрудничеству операторов и производителей терминалов (яркий тому пример – альянс TomTom и Vodafone) популярность спутникового ориентирования стремительно растет. В прошлом году в государства этого региона было поставлено порядка 21,7 млн приемников, хотя на Центральную и Восточную Европу пришлось лишь около 1,4 млн навигаторов.

Звание ведущего вендора в странах EMEA принадлежит TomTom, по итогам IV квартала расширившей присутствие на рынке до 32%. Нельзя не обратить внимания на успехи Nokia, которая благодаря весьма удачным конвергентным разработкам во главе с N95 в финальной четверти года взяла под контроль 11% рынка.

Более 80% всех продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе приходится на Южную Корею, Австралию и Китай. Если в Корее высокая популярность навигаторов подкреплена широким спектром услуг от местных операторов, то в Китае помимо удешевления конечных решений огромное влияние оказывают предстоящие Олимпийские игры. Учитывая консолидированные продажи продукции под брендами Mio и Navman, наилучших продаж здесь добилась MiTAC.

Фактор LBS

Устройства и сервисы навигации бьют рекорды продаж

Вне зависимости от региона мощным катализатором развития рынка спутниковой навигации остаются услуги, основанные на определении местоположения абонента (LBS). Аналитики Gartner отмечают, если в 2007 г. пользовательская база LBS достигла 16 млн человек, то в нынешнем ожидается увеличение этого показателя как минимум на 168%, или на 27,2 млн. Как следствие существенно возрастут доходы провайдеров услуг – с 485 млн долл. в прошлом году до 1,3 млрд долл. – в текущем. Сохраняя стремительные темпы роста, к 2011 г. число абонентов преодолеет рубеж в 300 млн чел., а оборот рынка превысит 8 млрд долл. Среди главных катализаторов процесса называется расширение ассортимента поддерживающих GPS сотовых терминалов. C другой стороны, c весьма привлекательными предложениями выходят новые серьезные игроки, такие как Google и Nokia.

Гонка с преследованием

Ключевые для рынка тенденции подтверждаются рекордными показателями его участников. Пользовательская база аппаратов с логотипом TomTom за прошедший год увеличилась на 104%, или на 9,6 млн, достигнув 15 млн штук. За 12 месяцев прошлого года доходы TomTom возросли на 27%, составив 1,7 млрд евро. В связи со снижением стоимости отдельных компонентов в течение истекшего года средняя цена реализации приемников TomTom упала на 37%, остановившись у отметки 141 евро. В числе моделей, существенно повлиявших на объем продаж, следует выделить новичков линейки GO с индексами 520, 720 и 920. В среднем ценовом диапазоне удачно стартовала модель ONE XL. Успешно развивается и сервис Map Share, за время существования которого от пользователей было получено более миллиона отчетов и корректировок цифровых карт. Дан старт проекту отслеживания ситуации на дорогах HD Traffic.

В нынешнем году TomTom планирует увеличить выручку до 2–2,2 млрд евро, реализовав 14–15 млн PND. Стратегическая цель компании – укрепление позиций в США.

Результаты деятельности Garmin тоже дают поводы для оптимизма. Увеличив годовой доход на 79%, до 3,18 млрд долл., она реализовала свыше 12 млн устройств. Что интересно, сбыт в финальной четверти года составил 5,5 млн систем – сопоставимо с продажами за весь 2006 г. Как и следовало ожидать, главным направлением оставался сегмент автомобилистов, которые приобрели навигаторов на 2,34 млрд долл.

Отвечая растущим запросам рынка запуском новых производственных мощностей на Тайване, Garmin увеличила количество линий по выпуску GPS-устройств до 36. Благодаря этому в нынешнем году она ожидает повышения доходов до 4,5 млрд долл., причем выручка в ключевом для нее направлении должна возрасти на 45%. В динамично обновляемом семействе nuvi обращает на себя внимание скорый выпуск навигатора с поддержкой сотовых сервисов nuvifone. Выход новинки намечен на III квартал этого года.

Полупроводниковый фронт

Доля микросхем для специализированных навигаторов постепенно снижается, уступая место изделиям для конвергентных разработок с высокой долей интеграции, также содержащих модули Bluetooth, Wi-Fi, FM-радио и т. д. Такими чипами свои телефоны планируют оснащать Nokia, Motorola, RIM, Samsung, а также азиатские ODM-поставщики – HTC, Quanta и Inventec.

По оценкам аналитиков ABI Research, уже в 2013 г. количество потребленных рынком GPS-чипов достигнет 1 млрд шт., что отчасти позволит нивелировать эффект от резкого падения ASP на эти кремниевые компоненты. Так, уже к концу текущего года средняя отпускная цена одного GPS-чипа снизится до $3,5, тем самым будет устранено наиболее важное препятствие для завоевания критически важной рыночной ниши, включающей различные сотовые терминалы. Ряд производителей, таких как CSR и SiRF, уже заявили о разработке решений ценой около $2, способных наделить телефон возможностями навигаторов. Если сегодня средняя стоимость подобных устройств варьируется в пределах $250–500, то в 2010 г. эксперты обещают ее снижение за отметку $200.