Урок eBay стоимостью в $4 млрд. О ценности раздутых компаний

11 октябрь, 2007 - 11:51Александр Пацай

Microsoft обсуждает возможность инвестирования 500 млн долларов в Facebook при оценке последнего в более чем 10 млрд долларов, но я бы на их месте хорошенько подумал, вспомнив приключения eBay с интернет-телефонным сервисом Skype.

Когда eBay купил Skype в 2005 году, они хвастались, что у Skype есть 52 миллиона пользователей и каждый день прибавляется еще 150 тысяч новых. И хотя в том году у Skype оборот был всего 60 млн. долл., eBay посчитали, что с таким количеством пользователей, они как-то смогут стать прибыльными – с одной стороны, взимая плату за коммуникационные услуги, а также через кросс-линки с сервисами аукционов и оплаты.

skype1.75.jpg

На прошлой неделе eBay признал, что это был немалый промах, и они проведут реструктуризацию платежа в размере 1,4 млрд. долл., чтобы покрыть разрыв между платой за Skype и тем, сколько на самом деле оказалась стоимость Skype. Ebay заплатила 2,6 млрд. долл. наличными два года назад за Skype, и пообещали выплатить дополнительно 1,5 млрд. долл. на основе показателей деятельности компании.

Сегодня eBay заявили, что они выплатят 530 млн. долл. из этой суммы.Также Никлас Зеннстром, ко-основатель Skype, который в eBay исполнял роль директора Skype, подал в отставку. Не то, чтобы Skype не вырос. Всем бы нам так быть уволенными, заработав свою часть 530 млн. долл. платежа за работу компании, которая не оправдала надежд. Зеннстром, который до этого запустил сервис по общему доступу к файлам KaZaa, перешел в свою новую компанию: Joost, видеосервис, который по совпадению тоже был представлен сегодня.

Как оказалось, Skype стал симпатичной среднего размера коммуникационной компанией, которая не смогла повлиять на общие результаты eBay. Во втором квартале этого года, доходы составили 90 млн. долл., и у компании есть 220 млн. зарегистрированных пользователей. Но они не выросли так, чтобы стоить 3 млрд. долл.

И кроме того, в США они особой популярности не получили. Да это и неудивительно. Голосовая связь в этой стране очень дешевая. Skype популярен в основном там, где он наиболее полезен: в странах, где дорогие телефонные тарифы.

Уроки этого настолько очевидны, что до сих пор непонятно, как дисциплинированный мыслитель Мэг Витмэн, директор eBay, не увидела этого до того, как подписать такой большой чек.

1. Только потому, что у компании есть большая и растущая группа пользователей, не означает, что они могут найти огромный потенциал роста доходов. Приманка Skype заключается в том, что они предлагают бесплатные или дешевые звонки. Это ограничивает их возможности поднятия цен. И к тому же оказалось, что там очень мало возможностей для рекламы или дополнительных услуг.

2. Практически невозможно выплатить сделку через «слияния». Руководители eBay говорили о том, как будет полезен Skype для того, чтобы соединить покупателей и продавцов на их рынке. Это всегда выглядело как ерунда. Рынок eBay и так уже забит общением, в основном с помощью электронной почты, и иногда телефона. Конечно, в некоторых случаях можно воспользоваться и Internet телефоном, но какую дополнительную стоимость создает наличие своей собственной голосовой системы и каков ее размер? Как оказалось, немного.

Вот мой совет всем директорам Internet-компаний: возьмите бумажку, напишите на ней «eBay выбросил 3 млрд. долл. на Skype» и приклейте к своему монитору. Внимательно смотрите на нее каждый раз, когда какая-нибудь очередная социальная что-угодно-2.0 компания приходит к вам и рассказывает о быстром росте сейчас, а о поиске модели доходов позже.

Оригинал

Эта запись размещена  в блоге alexmak.net