«Управление предприятием – 2005»: без романтики прошлых лет

26 декабрь, 2005 - 00:00Александр Черников

Функции организатора любой коммерческой выставки и конференции в течение многих лет заключались главным образом в создании определенных технических условий и обеспечении набора традиционных сервисов. С этой задачей компания «Бизнес Лайн», неизменный организатор форума «Управление предприятием», прошедшего в Киеве с 6 по 9 декабря уже в восьмой раз, справилась, как всегда, отлично. Каковы же тогда причины того, что на протяжении всех четырех дней и на стендах, и в презентационных залах было не слишком людно?

– Вы что-то сказали?
– Нет.
– Значит, вам нечего мне сказать?

«Человек с бульвара Капуцинов»

Большой светлый зал в Международном выставочном центре около станции метро «Левобережная», где под экспозицию было отведено около 2 тыс. м², элегантные и уютные стенды, исчерпывающее обеспечение печатными информационными материалами, оборудованные всем необходимым конференц-залы, где в шесть потоков должны были проходить презентации экспонентов – казалось бы, что еще нужно для успешной работы?

Более 130 отечественных и зарубежных компаний на 80 стендах и в 200 докладах представили свои продукты, решения и услуги в сфере управления предприятиями различных масштабов и отраслей. Принять участие в мероприятии были персонально приглашены многие руководители высшего звена и структурных подразделений, главные инженеры, финансовые и коммерческие директора, директора по маркетингу, ведущие специалисты компаний. Профиль выставки и тематика конференции были тщательно продуманы, что существенно отличало ее в лучшую сторону даже от прошлогодней. И все же спокойной и благожелательной атмосферы оказалось уже недостаточно, чтобы она стала основным и эффективным средством обеспечения деловых контактов IT-компаний и их потенциальных клиентов.

Факты – упрямая вещь

Сравнение данных, почерпнутых из официальных каталогов выставок прошлого и нынешнего годов, и сайта компании «Бизнес Лайн», дало следующие результаты: в 2004 г. в экспозиции и конференции участвовало в той или иной форме 182 компании, сегодня же – почти на треть меньше.

«Управление предприятием – 2005» без романтики прошлых лет
В день открытия выставки на специальном брифинге киевская Innoware в лице ее генерального директора Дмитрия Попинако получила статус «Золотого партнера» Microsoft с компетенцией Microsoft Business Solution и соответствующий сертификат из рук Пилкку Аасма, руководителя отдела по работе с малым и средним бизнесом «Майкрософт Украина»
«Управление предприятием – 2005» без романтики прошлых лет
Генеральный директор компании «Бизнес Лайн» Евгений Агабабов: «Такой презентационный буклет был разослан вместе с приглашениями на 25 тысяч предприятий Украины»

Наибольший интерес к данному мероприятию, судя по постоянству и объему (два года подряд имеют экспозицию, участвуют в конференциях, проводя не только отдельные презентации, но и тематические «дни решений»), проявляют чуть больше 20 компаний. Среди них – «1C» и ряд ее франчайзи, часть из которых демонстрирует свои продукты на объединенном стенде, а некоторые представляют собственные экспозиции. Это давно и хорошо известные в Украине разработчики из ближнего зарубежья, продвигающие в странах СНГ свои продукты уже добрый десяток лет. Это и отечественные компании-партнеры западных разработчиков, вложившие в их отраслевые продукты немало собственных интеллектуальных и финансовых ресурсов, а также крупные софтверные, преимущественно киевские, фирмы. Наконец, это ряд отечественных разработчиков делового ПО, довольно прочно занявших отраслевые или региональные ниши в Украине.

Несмотря на определенную разноплановость, у всех этих компаний можно найти общие черты: их финансовое положение достаточно стабильно, а часть дохода поступает от поддержки уже инсталлированных систем, у них есть собственное поле деятельности и зачастую постоянные заказчики. Если не считать нескольких компаний, продвигающих западные продукты, то в эту категорию из собственно разработчиков мирового класса попадает только Oracle, что, в общем-то, неудивительно. Она имеет хорошие позиции в Украине, будет бороться за крупные проекты и уже в следующем году предложит ряд систем, унаследованных от купленных ею фирм. И совсем небольшую долю в данном сообществе занимают молодые, амбициозные и быстро растущие отечественные коллективы, которые пользуются каждым удобным случаем, чтобы продемонстрировать свое благополучие и присутствие на рынке.

В то же время по сравнению с прошлым годом прекратили свое участие в выставке или свели его к минимуму около 60 компаний. Знаковый момент: среди них многие крупные западные разработчики, присутствующие в Украине. Ушли также более десятка экспонентов, чьи дела идут не слишком хорошо, и те, кто собирается перепрофилировать свою деятельность. Ушел ряд фирм, пытавшихся предлагать консалтинговые услуги, которые так и не были востребованы в интересующей их степени. Ушли, наконец, те, кто понял бесперспективность собственных «корпоративных систем» на украинском рынке.

«Управление предприятием – 2005» без романтики прошлых лет
Один из новичков форума, киевская ITOGO, предлагает торговым холдингам собственную разработку ТЕТРА на основе продуктов Microsoft
«Управление предприятием – 2005» без романтики прошлых лет
«Управление предприятием – 2005» без романтики прошлых лет
Стенды были разработаны, выполнены и оборудованы без преувеличений на уровне крупных международных выставок, а работавшие на них консультанты хорошо подготовлены и предупредительны

Очень любопытным явлением стало заочное участие в «Управлении предприятием». Около 15 компаний предпочли лишь отметиться в каталоге выставки, приведя свое краткое резюме и контактные данные. В этом плане неудивительно, что основной акцент данного мероприятия сместился с выставки на конференцию, которая становится все более объемной и четче структурированной. Думается, что обе тенденции в еще большей степени проявятся в дальнейшем.

Конечно, нельзя не отметить, что несколько десятков компаний были представлены на выставке впервые. Их также можно разделить на несколько категорий. Прежде всего, активно развиваются новые направления, связанные с IT только тем, что для реализации предлагаемых ими технологий используется компьютер с соответствующей программой. Речь здесь не идет о внедрении определенной аппаратно-программной инфраструктуры. Могут решаться, например, вопросы оптимизации бизнес-процессов, набора персонала, совершенствования финансовой и оперативной деятельности и т. д.

Нет сомнений, что этот сектор рынка, для расцвета которого около пяти лет назад и у самодеятельных поставщиков услуг, и у их предполагаемых клиентов просто-напросто не хватило необходимой квалификации, переживает сейчас свою вторую молодость. Здесь настолько обширное поле для деятельности, что несколько ближайших лет уйдут только на то, чтобы обозначить сегменты, в которых поначалу будут работать небольшие узкоспециализированные консалтинговые компании, а затем, как это было в странах Запада, видимо, произойдет их постепенная консолидация.

Не перевелись также энтузиасты, вопреки всем прогнозам специалистов пытающиеся выводить в свет свои «самописки». Однако иронизируя по данному поводу, не следует забывать, что в этой группе потенциальных «смертников» время от времени появляются стартапы, заставляющие отрасль уже через несколько лет говорить о рождении новой звезды рынка. Такое подвижничество – обычное явление и приветствуется в развитых странах мира. Другое дело, что начинающие коллективы почти всегда нуждаются в финансировании и здесь свое слово могли бы сказать отечественные венчурные фонды.

Следует обратить внимание и на наметившуюся специализацию украинских IT-выставок. Две недели назад часть потенциальных экспонентов оттянула на себя выставка оборудования и технологий для промышленной автоматизации и встраиваемых систем «ПТА Украина – 2005». Наверняка в будущем свои форумы получат и другие специалисты, например, работающие в области консалтинга и управления проектами.

Настоящему джентльмену всегда есть что сказать

На наш взгляд, было бы неправильным утверждать, что IT-выставки как место встречи продавцов и покупателей, стремящихся к взаимовыгодному обмену, становятся совершенно неэффективными. Много раз и на всякие лады повторяется тезис о том, что ничто не в состоянии заменить живого общения. Другое дело, что инициировать его можно различными способами, и выставки – лишь один из них. Достаточно вспомнить массовые и целевые почтовые рассылки, организацию VIP-туров, обзорные и технологические семинары, всевозможные виды рекламы. Любой учебник по маркетингу содержит десятки апробированных вариантов.

Что касается выставок, то о снижении внимания к ним все чаще говорят и на Западе. Пока же для поддержания интереса к подобным мероприятиям их стараются приблизить к своеобразным техношоу. В результате наиболее людно сегодня на выставках бытовой электроники, рассчитанных на массового покупателя, хотя еще несколько лет назад многим доставляло удовольствие само погружение в волшебный мир компьютеризации независимо от назначения демонстрируемых технологий.

Но вот для форума корпоративных IT нужное решение, видимо, пока не найдено, а продавцы продолжают двигаться по накатанным рельсам привычных формальных мероприятий. Например, информационные дни хороши для технических специалистов, но не для лиц, принимающих решения. Хотя и в первом случае не совсем ясно, что полезного извлечет для бизнеса своей компании IT-специалист, просидевший целый рабочий день в конференц-зале. Топ-менеджеры откровенно плохо посещают в последние годы подобные выставки. Многие бухгалтеры в разговорах с консультантами до сих пор стараются перевести объяснения на свою предметную область, хотя уже третий год в Украине продвигаются в основном решения для управленческого учета. В результате, судя по опросам участников, в этом году большинство из них удовлетворились двумя-тремя десятками потенциальных контактов. Тогда для какого же сегмента потребителей организуется выставка? Каких вопросов и от кого ожидают продавцы? Какие ответы и кому будут они давать? Как и для кого следует проводить презентации и почему на некоторых из них собирается всего несколько человек, да и то зачастую своих же коллег-конкурентов?

На все эти вопросы пока не может дать ответа ни одна самая современная и профессионально организованная выставка. Скорее всего, тем, кто занимается корпоративными информационными технологиями и связанной с ними проблематикой, самим придется поразмыслить о том, как заполучить новых клиентов и повысить процент их удержания. Но, возможно, за них это сделает тот, кто придумает по-настоящему эффективные мероприятия нового типа, творчески подходя к процессу, выдвигая и реализуя новые идеи. А вот какие именно – мы сказать не беремся, оставляя это выставочному бизнесу и желая ему дальнейшего процветания.